Дозаправка в воздухе

Одна из важнейших характеристик самолета — дальность полета. Она ограничивается запасом топлива, которое летательный аппарат берет с собой. Пополнение баков с горючим прямо в полете значительно увеличивает его дальность. Первые опыты с дозаправкой в воздухе были осуществлены более века назад. В 1912 г. впервые в истории с одного самолета на другой были переданы канистры с топливом. Так как подобные трюки были очень опасны, через пять лет попробовали передать топливо при помощи шланга. Подобный метод применяется и сейчас.

Дозаправка в воздухе оказалась настолько удачным средством увеличения дальности полета, что его решили сделать универсальным. В настоящее время штангами и насосами приема горючего оснащаются военные летательные аппараты всех типов: истребители, штурмовики, бомбардировщики, транспортные самолеты и самолеты-разведчики, а также вертолеты и конвертопланы. Оснащение каждого самолета оборудованием дозаправки — дело непростое и недешевое, но оно того стоит.

Штанги, насосы и шланги

Дозаправка в воздухе

В систему приема топлива современного самолета входят внешняя штанга (1) и приемные насосы (насосы установлены внутри корпуса). Основная задача, стоящая перед летчиками при дозаправке, — присоединиться штангой к шлангу самолета-заправщика. Этот шланг оснащен конусообразной насадкой, которую называют ловушкой (2). Летчики утверждают, что маневры при дозаправке в воздухе — это самое сложное в их профессии.

Летающая «цистерна» и ее клиенты

Дозаправка в воздухе

Самолет-заправщик (3) — это транспортный самолет, у которого грузовое пространство полностью занято цистернами с топливом и насосами его подачи. Имеются также выдвижные шланги на крыльях (4) или в хвосте. Одновременно заправщик может перекачивать топливо по шлангам сразу двум-трем клиентам, в данном случае — двум истребителям (5).




Поделиться ссылкой