Самолеты-амфибии Первой мировой войны

Самолет Шорт 184 (Великобритания)

Самолет Шорт 184
Самолет Шорт 184

В 1901 г. братья Гораций и Освальд Шорт основали завод, который занимался изготовлением аэростатов. В 1908 г. они заключили лицензионное соглашение с братьями Райт о производстве самолетов «Флайер» и организовали первый в мире авиастроительный завод, который к началу войны переключился на создание поплавковых гидросамолетов. Наиболее известным в предвоенные годы стал гражданский поплавковый самолет Шорт тип 41. И когда авиационный департамент Адмиралтейства в 1914 г. объявил конкурс на поплавковый торпедоносец под двигатель Санбим «Маори» (225 л. с.), фирма «Шорт» предложила вариант, созданный на базе Шорт 41. Он представлял собой двухместный биплан деревянной конструкции.

В рамках конкурса на предприятии было разработано несколько прототипов деревянного трехстоечного биплана с тремя основными и двумя подкрыльевыми поплавками, предохранявшими законцовки нижнего крыла от ударов о воду. Наиболее удачный из них  - тип 184 — в 1914 г. был запущен в серию, в том числе и на нескольких других фирмах. Выпускались самолеты в модификации полутораплана с укороченным нижним крылом. Имелось два варианта размещения экипажа. Если пилот находился в передней кабине, задняя оснащалась турелью с пулеметом. Пилотская кабина могла располагаться сзади. В этом случае турель поднималась над передней кабиной на стойках до уровня верхнего крыла. Стрелку приходилось становиться на сиденье, но зато он мог вести огонь на 360°. Торпеда калибра 350 мм и массой 408 кг подвешивалась между поплавками. Первый в мире опытный сброс торпеды с самолета был произведен 28 июля 1914 г. При взлете торпеда практически полностью находилась в воде, а потому сильно тормозила движение машины. В морской авиации самолет называли «Два-два-пять».

В войну самолеты действовали с гидроавианосцев «Кампания», «Бен-Май-Кри» и с 12 других судов, а также с прибрежных гидродромов. С гидроавианосца «Кампания» самолеты взлетали с палубы: на ней были уложены рельсы, по которым машины разгонялись на сбрасываемой тележке. 12 августа 1915 г. торпедоносцы Шорт 184 с «Бен-Май-Кри» потопили у Галлиополи турецкий пароход. Отправляясь на боевое задание, машины с торпедами массой З67 кг взлетели с воды. Это была первая в истории результативная торпедная атака. Пять дней спустя были потоплены еще два парохода. Тем не менее, гидросамолеты Шорт 184 не часто применялись для нанесения торпедных ударов, их использовали в основном для разведки, борьбы с подводными лодками и бомбардировки прибрежных объектов противника.

На берегу гидросамолеты перемещали на колесных тележках, крепившихся на тросах под задней частью поплавков, т. е. у центра тяжести самолета
На берегу гидросамолеты перемещали на колесных тележках, крепившихся на тросах под задней частью поплавков, т. е. у центра тяжести самолета, благодаря чему удерживать хвост руками над землей было достаточно легко

Отдельную страницу в истории самолета занимает борьба против морских дирижаблей Германии, которые буквально терроризировали Англию. Адмиралтейство решило разведать базы воздушных кораблей, расположенных на побережье Северного моря. 25 марта 1916 г. командование ВМФ отправило на выполнение задания авианосец «Микст» с двумя палубными Сопвич «Бэби» и тремя поплавковыми Шорт 184. Риск был велик, так как нехватка топлива или технические проблемы при возвращении на плавбазу грозили вынужденной посадкой в море. Из разведки вернулись только «шорт» и «сопвич», но база «цеппелинов» была обнаружена. Второй «сопвич» совершил вынужденную посадку в бухте. «Шорт» на глазах многочисленных зевак приводнился рядом и взял пилота «сопвича» к себе на борт. Так как места в кабине не было, летчик уселся на плоскости крыла, ухватившись за стойки Тяжело груженый гидросамолет долго набирал скорость и, наконец, оторвался от воды. Однако двигатель не выдержал перегрузки и отказал — пришлось приводняться. Вечером Шорт 184 захватила моторная шлюпка, в которой находились вооруженные немецкие матросы.

В качестве разведчиков Шорт 184 участвовали в известном Ютландском сражении флотов Германии и Англии. Во время гражданской войны в России самолеты этого типа использовались англичанами на Южном фронте.

Серийные машины оснащались двигателями Роллс-Ройс «Игл» и Рено различных серий. Всего было произведено (в основном совместно с другими компаниями) 1096 машин.

Самолет Ганза-Бранденбург W12 (Германия)

Самолет Ганза-Бранденбург W12
Самолет Ганза-Бранденбург W12

В начале 1917 г. авиаконструктор Э. Хейнкель создал новый самолет, предназначенный для замены морского истребителя KDW (боевой гидросамолет-биплан), который нес значительные потери, поскольку не был защищен от атак самолетов противника с хвоста. При разработке этой машины, получившей обозначение W 12, был применен ряд оригинальных решений. В результате у стрелка появилась возможность вести почти круговой обстрел. Для того чтобы освободить задний сектор обстрела, руль поворота (киль отсутствовал) был повернут вниз. Хвостовая часть фюзеляжа была несколько загнута кверху и на ней устанавливался свободнонесущий стабилизатор — это позволяло вести огонь назад-вниз. Чтобы вести огонь в сторону и вперед, коробка крыльев была сделана безрасчалочной, а стойки сдвинуты к концам коробки крыльев.

Несмотря на то, что прототип в одном из полетов потерпел катастрофу, было принято решение запускать W 12 в серию. На первых и последних экземплярах устанавливался мотор Мерседес D.III (160 л с), некоторые машины оснащались мотором Бенц Bz.III (150 л. с).

Самолет оказался удачным, по летным характеристикам он мало в чем уступал одноместным сухопутным истребителям, а по такому показателю, как сектор обстрела подвижной пулеметной установки, не имел себе равных.

На берегу самолет устанавливался на колесные тележки, позволявшие перемещать его в ангар и обратно к воде
На берегу самолет устанавливался на колесные тележки, позволявшие перемещать его в ангар и обратно к воде

Он применялся в качестве истребителя, разведчика и бомбардировщика, а также для нападения на большие торговые суда в Северном море, действуя с баз Зеебругге и Остенде (Бельгия). Зафиксированы случаи, когда W 12 атаковали военные корабли и подводные лодки. В поединках с гидросамолетами Антанты W 12 часто выходили победителями, поскольку имели превосходство в скорости, маневренности и вооружении. В декабре 1917 г. один из них сбил британский мягкий дирижабль С.27. На W 12 летали известный ас немецкой морской авиации, командир базы гидросамолетов в Зеебругге Фридрих Христиансен. Его самолеты просто терроризировали французский Дюнкерк: они постоянно меняли тактику нападения, что не давало союзникам возможности организовать эффективную систему ПВО.

В процессе производства был создан ряд различных модификаций этого самолета. Так, патрульный вариант W 19 с двигателем Майбах Mb.IV (260 л. с.) имел увеличенные размеры и запас топлива, что позволило в полтора раза увеличить продолжительность полета. Единственный самолет W 27 отличался I-образными межкрыльевыми стойками и двигателем Бенц Bz.III (195 л. с.). W 32 был похож на тот же W 27, но оснащался двигателем Мерседес D.III (160 л. с.). Всего было произведено 146 машин.

Самолет представлял собой двухместный одностоечный биплан с деревянным каркасом.

Самолет Фридрихсхафен FF 33 (Германия)

Самолет Фридрихсхафен FF 33
Самолет Фридрихсхафен FF 33

Осенью 1914 г. совершил первый полет опытный гидросамолет FF 33. Он был создан на базе двухместного патрульного гидросамолета FF 29 и отличался более мощным двигателем Мерседес D.II (120 л. с.) и усовершенствованным трехопорным поплавковым шасси с хвостовым поплавком. На первых шести машинах вооружение не устанавливалось, а место пилота находилось в задней кабине.

Самолет оказался очень удачным и строился во многих модификациях и сериях. Так, FF ЗЗb был оснащен рядным двигателем майбах и двухреданными основными поплавками. Место пилота было оборудовано в передней кабине. Стрелок был вооружен подвижным турельным пулеметом. Всего было выпущено 5 самолетов.

На варианте FF ЗЗе устанавливались двигатели Бенц Bz.III (150 л. с.) или Майбах IR. Оборудование самолета было дополнено радиопередатчиком. Шасси стало двухпоплавковым, а вместо хвостового поплавка в конструкцию был включен подфюзеляжный киль. Всего было изготовлено 190 машин этой модификации. Самолет применялся для разведки прибрежных районов с береговых гидродромов и как корабельный разведчик. Именно FF ЗЗе был на борту вспомогательного крейсера «Волк», полтора года топившего транспортные суда в Тихом и Индийском океанах.

FF 33j имел улучшенную аэродинамику и был оснащен радиостанцией. В этой серии в 1917 г. был выпущен и учебно-тренировочный самолет FF 33s с двойным управлением (20 машин).

Экипаж FF 33 передает данные разведки на подводную лодку (Средиземное море)
Экипаж FF 33 передает данные разведки на подводную лодку (Средиземное море)

Второй серией самолетов FF 33 стали вооруженные патрульные модификации, предназначенные для борьбы с морской авиацией противника. Эти машины имели уменьшенный размах крыльев и укороченный фюзеляж, вооружались турельным пулеметом.

FF 33f использовался как разведчик-истребитель. Всего было изготовлено 5 самолетов с двигателем Бенц Вz.III. Вариант FF 33h имел улучшенную аэродинамику, усиленную коробку крыльев и оснащался двигателем Бенц Bz.III. Этот самолет предназначался для применения в качестве двухместного истребителя. Было произведено 50 экземпляров.

FF 331 представлял собой вооруженный разведчик с уменьшенными размерами планера, двигателем Бенц Bz.III и улучшенными летными характеристиками. Всего было выпущено 130 самолетов. Одна машина была изготовлена с колесным шасси.

В процессе производства самолет был серьезно модернизирован. Так в 1917 г. был создан FF 39 — улучшенный вариант FF ЗЗе несколько больших размеров с двигателем Бенц Bz.IV (200 л. с.). Он дополнительно производился по лицензии двумя компаниями. В общей сложности было построено 235 машин. Самолеты обладали очень надежной конструкцией. Один из них после вынужденной посадки на воду в Северном море дрейфовал в неспокойном море более пяти суток и был обнаружен рыбаками в 60 км от Норвегии. Самолет почти не был поврежден.

Развитием FF 39 стал вариант FF 49с, созданный в середине 1917 г., отличавшийся усиленной конструкцией планера. Поверхности управления имели аэродинамическую компенсацию. На борту самолета устанавливалась радиостанция и вооружение. Произведено около 270 машин данной модификации, в том числе компаниями «Саблатниг» и LFG. FF 49с успешно использовались до конца войны. Вариант FF 49Ь с двигателем Бенц Bz.IV представлял собой бомбардировщик без оборонительного вооружения. Конструкция самолета была аналогична FF 33. Место пилота находилось в задней кабине. Было построено 25 таких машин.

В середине 1918 г. на базе FF 39 был создан еще один самолет — FF 59с. Новая машина имела измененное хвостовое оперение. Коробка крыльев стала безрасчалочной. Межкрыльевые стойки были сдвинуты к концам крыльев для того, чтобы была возможность вести огонь из турельного пулемета. Кроме того, было изготовлено по одному самолету модификаций FF 59а и FF 59Ь, которые отличались хвостовым оперением.

Самолет ПРТВ М-5 (Россия)

Самолет ПРТВ М-5
Самолет ПРТВ М-5

Начиная с 1913 г. Дмитрий Павлович Григорович создал ряд опытных летающих лодок М-1, М-2, М-3 и М-4 (М — морской), последняя из которых была выпущена зимой 1914—1915 гг. в количестве четырех экземпляров (две для Балтийского флага и две — для Черноморского). Эта летающая лодка была оснащена двигателем Гном «Моносупап» с толкающим воздушным винтом. Она являлась развитием предыдущих конструкций и отличалась от М-3 только профилем крыльев и незначительно — корпусом лодки. М-4, вооруженная пулеметом «Максим» на турельной установке Крыльцова, принимала участие в рейде флага к Босфору, где предприняла атаку турецкой канонерки.

Опыт, полученный Григоровичем в процессе создания серии летающих лодок M1 — М4, позволил ему выбрать для новой машины М-5 рациональную конфигурацию корпуса и простую прочную конструкцию крыльев. Весной 1915 г. М-5 была испытана и по требованию командования ВМФ, поддерживавшего отечественное авиастроение, сразу запущена в серийное производство.

Она отличалась от М-4 увеличенной площадью крыльев (в основном за счет нижнего крыла), коробку которых теперь установили прямо на корпусе лодки, а также другими, более мелкими конструктивными усовершенствованиями, в том числе лодки и хвостового оперения.

Перед кабиной с правой стороны на шкворне устанавливался пулемет«Максим»
Перед кабиной с правой стороны на шкворне устанавливался пулемет«Максим». Стреляные гильзы отводились в корпус. Катушка с выпускной антенной радиостанции размещалась снаружи корпуса

Летающая лодка М-5 была довольно легкой в управлении. Она обладала хорошей мореходностью и могла эксплуатироваться при высоте волны 0,5 м, Прочное дно лодки позволяло совершать посадку на снег и лед. М-5 использовалась в основном на Черном и Каспийском морях, а также в летных школах. К 1917 г. М-5 уже устарела и не отвечала требованиям флота. Нарекания в частях вызывали заводской брак и некомплектность поставок.

М-5 применялась в качестве морского разведчика, противолодочного самолета и истребителя. Как разведчик она оснащалась радиотелеграфной станцией и фотоаппаратом «Поттэ». Летающая лодка М-5 была вооружена шкворневым пулеметом «Максим» или «Виккерс», который устанавливался перед местом летчика-наблюдателя, сидевшего справа от летчика. В кабину можно было брать мелкие бомбы, а под крыло подвешивать более крупные. В серии М-5 оснащались в основном двигателем Гном «Моносупап», но часто устанавливались Рон (110— 120 л. с) или Клерже (130 л. с.). Увеличение мощности двигателя не улучшало летных характеристик, так как возрастал полетный вес.

В 1916 г. проводились испытания летающей лодки М-20, которая отличалась от М-5 только более мощным двигателем Рон (120 л. с.) и усиленным днищем. Вес самолета увеличился, изменилась центровка, из-за чего летные и мореходные характеристики ухудшились. После ряда доработок было выпущено несколько учебных самолетов, принявших участие в гражданской войне.

К 1917 г. было изготовлено 105 летающих лодок М-5. Их производство продолжалось до 1923 г., а всего было выпущено около 300 машин.

Самолет ПРТВ М-9 (Россия)

Самолет ПРТВ М-9
Самолет ПРТВ М-9

В 1915 г. командование ВМФ, вдохновленное успехом М-5, заказало Д. П. Григоровичу более крупную летающую лодку. Главная проблема, которую пришлось решать конструктору, работая над новой машиной, заключалась в поиске оптимальной конфигурации обводов лодки. Экспериментируя, он создал одну за другой три летающие лодки — М-6, М-7 и М-8. Первая из них была оснащена двигателем Санбим (150 л. с.), однако оказалась неудачной, поскольку имела сильную поперечную килеватость и плохо отрывалась от воды. На М-7 были изменены обводы днища и редан стал более высоким, но отрыв по-прежнему был тяжелым. Очередная попытка модифицировать обводы лодки  потерпела полный провал — М-8 просто не смогла оторваться от поверхности моря.

В декабре 1915 г. был готов очередной опытный образец — летающая лодка М-9. Проанализировав свои неудачи, Григорович вернулся к конструкции корпуса, отработанной еще на М-5. И это решение оказалось правильным. Испытания, проведенные в Баку и закончившиеся в январе 1916 г., прошли успешно. Сходная по конструкции с М-5, летающая лодка М-9 отличалась увеличенными размерами и более мощным двигателем Сальмсон (140 л. с.). На серийных машинах устанавливались двигатели Сальмсон (130 и 160 л. с.) и Рено (220 л. с.). Имеются неподтвержденные данные о применении двигателя Испано-Сюиза (140 л. с.). Первые аппараты имели более широкий редан, позже вместо выступающих «жабер» были установлены узкие водные «крылышки», облегчавшие взлет. Большой расходный топливный бак, находившийся на первых экземплярах в обтекателе мотора, был в дальнейшем заменен на два малых. Их закрепили на первой паре межкрыльевых стоек. В носовой части лодки была размещена кабина стрелка со шкворневым пулеметом, могли устанавливаться «Максим», «Гочкисс» или «Льюис». Функции стрелка выполнял летчик-наблюдатель, сидевший справа от пилота. В случае необходимости он ползком перебирался в носовую часть лодки. Небольшое количество самолетов оснащалось 20-мм пушкой «Эрликон» для обстрела малых надводных целей. На одной из лодок была установлена 37-мм пушка «Пюто». Под крылом размещались 4 бомбодержателя. Бомбовая нагрузка составляла до 100 кг.

М-9 имела хорошие летные данные, была легка в управлении, долго и устойчиво планировала. По сравнению с другими летающими лодками подобного класса, М-9 отличалась относительно большой грузоподъемностью. 17 сентября 1916 г. известным полярным летчиком Яном Нагурским на ней впервые среди летающих лодок была выполнена мертвая петля. Корпус обладал хорошей мореходностью, что позволяло взлетать и садиться при значительной волне. 12 июля 1916 г. на Балтике произошел воздушный бой одной М-9, (пилотируемой лейтенантом П. А. Туржанским) с 5 германскими гидропланами, один из которых в результате был подбит.

В начале 1917 г. на Восточном фронте появились новейшие немецкие истребители с синхронными пулеметами, и поскольку М-9 не имели оборонительного вооружения, они сразу же стали нести потери при атаках с хвоста. Поэтому впоследствии они выполняли боевые задачи только в сопровождении своих истребителей.

Самолеты поставлялись на Черное море (102 экземпляра), Балтику (90) и в летные школы (5). Был выпущен уменьшенный вариант М-15 под двигатель Испано-Сюиза (150 л. с.). Из-за отсутствия необходимого количества нужных моторов было изготовлено только несколько экземпляров. Всего до 1924 г. было произведено около 500 летающих лодок М-9.

Летающая лодка представляла собой деревянный однореданный трехстоечный биплан.




Поделиться ссылкой