Транспортные самолеты: небесные «грузовики»

Самолеты транспортной авиации являются универсальными машинами. Они могут доставить в самую отдаленную точку планеты любой необходимый груз гражданского предназначения: от съестных припасов и почты до автомобилей и автобусов. Но тот же мирный и невооруженный транспортник легко становится в строй вооруженных сил. Современные армии насчитывают многие тысячи солдат и офицеров. И все они нуждаются в постоянных поставках военных грузов: от патронов и консервов до пушек и танков.

Самый большой самолет Второй мировой войны
Самый большой самолет Второй мировой войны — шестимоторный германский «Мессершмитт» Ме-323 «Гигант» грузоподъемностью Ют. Через распахнутые на носу двери заезжает грузовой автомобиль
Транспортный самолет «Макдоннелл-Дуглас» С-17
Транспортный самолет «Макдоннелл-Дуглас» С-17 «Глобмастер» III с максимальной грузоподъемностью 77 т. Через поднятый носовой люк загружается ударный вертолет со сложенным пропеллером
С-5А «Гэлекси»
В настоящее время военно-транспортная авиация США располагает отличными транспортными самолетами С-5А «Гэлекси» (в переводе с английского — «галактика»). Дальность полета этой гигантской машины с максимальным грузом 120 т составляет 6000 км
«Локхид» С-130 «Геркулес»
«Локхид» С-130 «Геркулес» — более легкая и компактная машина, оснащенная хвостовым люком. Ее грузоподъемность составляет 20 т

Современные транспортные самолеты поражают своими размерами и мощью. И это не случайно, ведь вес грузов, которые они поднимают в воздух, порой исчисляется десятками и даже сотнями тонн. Для наглядности изобразим грузоподъемность каждого из представленных на этом развороте самолетов определенным количеством автомобилей типа «джип» — небольших грузовичков. Представим, что средний джип весит 1 т. Сколько сухопутных грузовиков берут на борт современные летающие «грузовики»?

Мощный «Ильюшин»

В 1975 г. началось производство транспортно-десантного самолета Ил-76, созданного в конструкторском бюро советского авиастроителя С. В. Ильюшина. Он стал первым в военно-транспортной авиации серийным самолетом с реактивными двигателями. «Ильюшин» мог превращаться в бомбардировщик: в грузовой отсек в таком случае помещали бомбы массой до 10 т.

Ил-76
Ил-76

Самолет-победитель

«Дуглас» DC-3, принятый на вооружение в США под обозначением С-47 «Дакота», — самый знаменитый военно-транспортный самолет своего времени. Главнокомандующий армией США Д. Эйзенхауэр сказал: «Четыре вещи позволили нам выиграть Вторую мировую войну: С-47, базука, джип и атомная бомба». До сих пор авиакомпании используют современные модификации этого неприхотливого трудяги.

«Дуглас» DC-3
Грузоподъемность «Дуглас» DC-3 составляла 5 т

Тяжелый «Антонов»

В Советском Союзе основным предприятием тяжелого самолетостроения было конструкторское бюро О. К. Антонова. В 1957 г. здесь был создан тяжеловоз Ан-12 — самый массовый советский транспортно-десантный самолет. Его грузовая кабина вмещала не влезавшие на железнодорожные платформы грузы, например большегрузные самосвалы, автобусы и тракторы.

Ан-12
Ан-12

«Мечта»-рекордсмен

В 1988 г. на предприятии «Антонов» появился рекордный по грузоподъемности шестидвигательный самолет Ан-225 «Мрия» («Мечта»). Он предназначался для нужд советской космической программы. В частности, в 1989 г. на своей «спине» Ан-225 транспортировал корабль многоразового использования «Буран» — тоже самолет, только космический.

Ан-225 «Мрия» («Мечта»)
Ан-225 «Мрия»



Поделиться ссылкой