19 декабря 1999 г. в американском городе Лас-Вегас произошло важное для всего автомобильного мира событие — международное жюри, в которое вошли ведущие автомобильные журналисты и эксперты из 33 стран, присудило почетное звание «Автомобиль века». Отбор претендентов начался четыре года назад, а стартовый список насчитывал 200 автомобилей, а в финал вышло всего 5. Кто же составил первую пятерку лучших автомобилей XX в.?
1. Автомобиль Ford Model Т, выпущенный Генри Фордом. Это первая машина в мире, собранная на конвейере. Считается, что именно ультрамассовый четырехколесный Т, нацеленный на американский средний класс, а не на аристократию, что было в то время нормой, поставил на колеса Америку. Даже в наши дни шасси автомобиля, а, вернее, его рама и некоторые элементы кузова активно используются американскими любителями старины для постройки собственных машин в стиле ретро.
2. Автомобиль компании Volkswagen AG, известный миру как «Жук», над конструкцией которого потрудился Фердинанд Порше, находился в производстве с мая 1938 г. по январь 2003 г. За это время с конвейера сошло более 21,5 млн «жуков». Именно Volkswagen Beetle стал первым импортным автомобилем, серьезно потеснившим американцев на их собственном рынке, что было неслыханным. В 1960-х гг. продажи «Жука» превысили 500 тыс. экземпляров в год, а к 1972 г. в США было продано более 4 млн этих автомобилей.
3. Английский Rover Mini. Самый удачный автомобиль за всю историю корпорации British Motor Corporation. Однако, в отличие от немецкого Volkswagen Beetle, британский Rover Mini менее известен. Его очень хорошо знают в Англии, также неплохо знакомы с ним и в Западной Европе, но не более.
4. Спортивный автомобиль Porsche 911. Несмотря на расхожий стереотип о том, что автомобиль — разработка Фердинанда Порше, эту машину создал его сын, Ферри. Хотя Porsche 911 является мелкосерийным автомобилем, он считается культовым, и поэтому был выбран в качестве претендента на звание лучшего автомобиля уходящего века.
5. Автомобиль среднего класса Citroen DS. Технически его можно с уверенностью считать революционной машиной. На ней впервые были применены передний привод, активная гидроподвеска, давшая начало разработкам фирмы Citroen в этой области, также оригинальная упрощенная конструкция кузова. А некоторые элементы дизайна автомобиля компания Citroen использует и поныне.
Следует отметить, что голосование по выбору машины, имевшей право называться «Автомобиль века», проходило в весьма сложной обстановке. Мнения членов жюри — представителей разных стран — сильно расходились. Европейцы, естественно, голосовали за европейский автомобиль, американцы — за американский, а японцы были явно недовольны тем, что ни одна из их «соплеменниц» не попала даже в предварительный список. После длительных дебатов все же были оглашены результаты голосования. Автомобилем века стала фордовская Model Т, набравшая 742 очка — на 125 больше, чем британский Rover Mini, занявший второе место. Далее шли Citroen DS—567 очков, Volkswagen Beetle—521 очко, и Porsche 911 — 303 очка.