Российские автомобили

«Победа» и «Волга»

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) был построен в 1930-е гг. в Нижнем Новгороде (в то время г. Горький) с помощью американской компании «Форд» и сначала выпускал копии американских машин. Такими были автомобили ГАЗ-А и ГАЗ-М (знаменитая «Эмка»), на которой ездили многие военачальники во время Великой Отечественной войны.

В 1944 г. был создан автомобиль ГАЗ М-20 «Победа». Причем свое название машина получила в честь будущей победы в войне. Эта была уже самостоятельная разработка завода. На машине появились электрические стоп-сигналы и указатели поворота. Водитель и пассажиры «Победы» могли ездить зимой без валенок и тулупа — у машины была печка. Специально по армейскому заказу толщина сидений была уменьшена на 2 см, чтобы военачальники могли ездить в «Победе», не снимая папахи.

Победа
Кузов «Победы» не имел выступающих крыльев

В конце 1950-х гг. Горьковский автозавод начал выпускать ГАЗ-21 «Волгу». С этого момента началась новая эпоха отечественного автомобилестроения. 21-я «Волга» — это без преувеличения культовый автомобиль. Когда он появился на улицах наших городов, он воспринимался как пришелец из космоса.

К созданию «Волги» приступили в ноябре 1953 г., а уже в 1954 г. начали строительство опытных образцов. Для нового автомобиля были разработаны две коробки передач — автоматическая и механическая. С капота автомобиля взмывал хромированный олень. «Волги» стали оснащать радиоприемниками в качестве стандартного оборудования. Большие круглые часы с надписью «Сделано в СССР» устанавливались на все версии автомобиля.

В 1957 г. в Москве состоялся Фестиваль молодежи и студентов. К этому событию была приурочена постановка ГАЗ-21 на конвейер. Автомобиль производил сильное впечатление не только на наших соотечественников. На международной выставке в Брюсселе в 1958 г. ГАЗ-21 получил Гран-при. С изменениями 21-ю «Волгу» продолжали выпускать вплоть до 1970 г.

ГАЗ-21 «Волга»
ГАЗ-21 «Волга»

В 1968 г. на Горьковском автозаводе создали новую «Волгу» ГАЗ-24, а в 1970 г. началось ее крупносерийное производство. По сравнению с предшествующей моделью у автомобиля уменьшилась длина и высота кузова, а сам кузов стал более угловатым в соответствии с автомобильной модой того времени.

Производилось несколько модификаций новой «Волги». Например, на автомобиль-такси ставился менее мощный двигатель, который работал на низкооктановом 76-м бензине. Все такси были окрашены в лимонный цвет. Прямо на заводе устанавливали в салоне счетчик-таксометр, а на крышу фонарь с шашечками. Вместо тканевой обивки кресел использовали кожзаменитель.

ГАЗ-24 «Волги» в большом количестве поступали в гаражи различных государственных учреждений. На них ездили чиновники среднего и высокого ранга. Поступали машины и в свободную продажу. Производство ГАЗ-24 «Волга» продолжалось до 1986 г., потом ее сменила модель ГАЗ-24-10.

«Волга» ГАЗ-24
«Волга» ГАЗ-24

Большинство отечественных машин строились по образцам американского или европейского дизайна. А вот создатели ГАЗ3111 «Волги» удивили всех. Мощные рамы дверей, небольшие окна, пухлые очертания… Очень нарядно! В салоне тоже все очень роскошно и богато. Большой подлокотник между водительским и пассажирским сиденьями добавляет ощущение солидности. Сами кресла удобной анатомической формы. Огромный спидометр в хромированной окантовке, красивые цифры, мягкая подсветка. Наружные зеркала оборудованы электроприводом и подогревом. Тормоза снабжены антиблокировочной системой. Но из-за высокой цены машина так и не пошла в серию.

«Волга» ГАЗ-3111
«Волга» ГАЗ-3111

«Чайка» и ЗИЛ для правительства

Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» появился в 1959 г. Этот большой семиместный седан стал новым представительским автомобилем в СССР и еще одной самостоятельной разработкой инженеров и конструкторов Горьковского автозавода. На дизайн машины повлиял так называемый «аэростиль», или подражание реактивным самолетам, идущее от американских автостроителей, законодателей тогдашней автомобильной моды.

Представительский автомобиль ГАЗ-13 «Чайка»
Представительский автомобиль ГАЗ-13 «Чайка»

Наряду с основной моделью, имевшей кузов седан, небольшими партиями выпускались лимузин ГАЗ-13А (он отличается внутренней перегородкой), кабриолет ГАЗ-13Б и медицинский универсал ГАЗ-13С.

Модификации лимузин и кабриолет изготавливались в основном по заказу Министерства обороны. Несколько седанов военные сами переделали в кабриолеты. Они использовались для приема парадов на Красной площади.

За все время своего существования «Чайка» выпускалась почти без изменений до 1981 г. Всего было изготовлено 3179 автомобилей.

Правительственный лимузин ЗИЛ-41047 начали выпускать на заводе имени Лихачева (ЗИЛ) в 1985 г. Этот автомобиль никогда не был серийным, все экземпляры изготавливались по спецзаказу, с учетом пожеланий и привычек их будущего пассажира. При этом каждая выпущенная машина была отделана внутри самыми дорогими материалами, натуральной кожей и ценными породами дерева. Хром блестел на бамперах, радиаторе и колесных дисках.

Правительственный лимузин ЗИЛ-41
Правительственный лимузин ЗИЛ-41

Для большей надежности некоторые узлы и детали автомобиля продублировали. Например, в машине установили две независимые друг от друга системы зажигания. Если выходила из строя одна, то сразу же начинала работать другая. Автоматическая коробка передач по желанию водителя переключалась в ручной режим. Весила машина почти 3,5 т. Дополнительный вес ей придавали броня в дверях и специальные пуленепробиваемые стекла. Эта махина могла разгоняться до 200 км/ч.

«Москвичи»

История Автозавода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК) началась в ноябре 1930 г. Вновь построенный завод стал собирать легковые и грузовые машины марки «Форд». Тогда он назывался Завод имени КИМ (тот же комсомол, только с другим сокращением).

Во время войны предприятие полностью переключилось на военную продукцию, а в мае 1945 г., после того как из Германии вывезли внушительную часть завода «Опель», КИМ приступил к выпуску легковых автомобилей «Москвич-400» по образцу довоенного «Опель-Кадета». В отличие от него у «Москвича-400» было не две, а четыре двери. В 1954 г. машину слегка модернизировали и дали новый индекс — «Москвич-401». На базе этой модели выпускались и кабриолеты, и пикапы, и грузовые фургоны, и даже кареты «Скорой помощи». «Москвич-401» просуществовал недолго, в 1956 г. его сняли с производства и начали выпуск «Москвича-402», модели собственной разработки. За десять лет несколько успешных моделей сменяли друг друга. Среди них была даже полноприводная версия «Москвич-410».

«Москвич-400»
«Москвич-400»

В 1960-е и 1970-е гг. наши гонщики успешно выступали на автомобилях «Москвич-408» и «Москвич-412». В сентябре 1975 г. началось производство последней заднеприводной модели «Москвича-2140». В 1986 г. он был снят с производства и его место занял переднеприводный «Москвич-2141». Поначалу эта машина пользовалась огромным спросом. Она была похожа на «Рено-20» и выглядела совершенно «загранично». Потом у завода дела пошли на убыль, количество выпущенных машин с каждым годом сокращалось. Попытки разнообразить устаревший «Москвич-2141», присваивая модификациям затейливые имена типа «Святогор», «Князь Владимир» и т. п., ни к чему не привели. Завод закрылся, и сейчас на его месте построено сборочное предприятие концерна «Рено».

«Москвич-2141»
«Москвич-2141»

Автомобили LADA

Первые «Жигули»

В 1970 г. начал работу Волжский автозавод. Его построили в городе Тольятти с помощью итальянских инженеров из компании «Фиат». Начался выпуск очень популярного в России автомобиля «Жигули». Первая модель «Жигулей» называлась ВАЗ-2101 и была очень похожа на «Фиат-124». Однако имелись и отличия. На бампере вместо декоративных накладок устанавливали «клыки», «утопленные» дверные ручки заменили обычные «кнопочные». Изменилась форма зеркала заднего вида на водительской двери и появилось отверстие в бампере для заводной рукоятки.

«Жигули» ВАЗ-2101
«Жигули» ВАЗ-2101 — первенец Волжского автозавода

В салоне — удобные кресла, широкие двери; большой, но тонкий руль не закрывал строгую комбинацию приборов. Система отопления и вентиляции надежно работала не только зимой, но и летом. Круглые воздуховоды можно было направить на ветровое стекло, не позволяя ему запотевать ни в стужу, ни во влажную погоду. Багажник имел хорошую для малолитражки вместимость. Запасное колесо, расположенное в специальной нише, не мешало доступу в багажник. В народе первую модель называли «копейка». Когда завод вышел на проектную мощность, он начал выпускать больше 700 тыс. «Жигулей» в год.

Для желающих путешествовать с большим шиком стали выпускать автомобиль ВАЗ-2106. У него спереди стояли не две, а целых четыре фары, а вдоль всего борта прикреплена блестящая металлическая реечка, подчеркивающая стремительность этой машины. Еще бы! Ее двигатель был мощнее, чем у двух предыдущих моделей. На полу вместо резиновых ковриков был постелен ворсовый ковер. На панели приборов появились часы и тахометр — прибор, показывающий количество оборотов двигателя.

ВАЗ-2106 отличался повышенной комфортностью
ВАЗ-2106 отличался повышенной комфортностью

Переднеприводные ВАЗы

В 1984 г. на ВАЗе начали выпуск принципиально новой для отечественной автопромышленности машины ВАЗ-2108 «Самара». Это была собственная разработка ВАЗа. Правда, кузов и ходовую часть помогали придумывать конструкторы всемирно прославленной фирмы «Порше». От предшествующих «Жигулей» новый автомобиль отличался тем, что у него был привод на передние колеса. Поэтому машина получилась более надежной в управлении, безопасной и экономичной по сравнению с классическими «Жигулями».

Российским автолюбителям в новинку было все: переднеприводная компоновка, кузов трехдверный хетчбэк, поперечное расположение двигателя. Даже передачи на коробке включались по-другому.

Вскоре на основе модели ВАЗ-2108 создали новую— ВАЗ-2109. Главное отличие — добавили еще две боковые двери. Теперь «Самара» стала пятидверной.

С 1990 г. начали выпускать модель ВАЗ-21099 с четырехдверным кузовом седан. За счет выступающего назад багажника автомобиль получился длиннее «восьмерки» на 20 см. На 99-ю модель впервые стали серийно устанавливать инжекторный двигатель. В течение долгого времени ВАЗ-21099 был самым престижным отечественным автомобилем.

ВАЗ-21099 «Самара»
ВАЗ-21099 «Самара» — автомобиль с передним приводом

Очередное поколение переднеприводных автомобилей началось с выпуска в 1996 г. седана ВАЗ-2110. В отличие от предыдущих моделей, в ВАЗ-2110 детали кузова, наиболее подверженные коррозии, штампуют из оцинкованного металла. Много было сделано и для улучшения комфорта: регулируемая рулевая колонка, бортовой компьютер, по желанию покупателя устанавливается кондиционер.

В 1998 г. на конвейер поставили универсал на базе «десятки». Это вполне современный семейный автомобиль как для поездок по городу, так и для путешествий.

ВАЗ-21108
Переднеприводная «десятка» ВАЗ-21108

Российский мини-вэн

ВАЗ-2120 «Надежда» — первый российский мини-вэн. Поскольку он создан на базе внедорожника «Нивы», то он еще и полноприводный. В нем конструкторы попытались совместить удобство автомобиля для дальних путешествий и возможности джипа.

Задние боковые двери у «Надежды» сдвижные, и это очень удобно на городских парковках. В салоне три ряда сидений, и можно путешествовать всемером. Спинки второго и третьего рядов сидений складываются, что позволяет превратить автомобиль в небольшой фургон для перевозки грузов.

ВАЗ 2120 «Надежда»
ВАЗ 2120 «Надежда» — российский мини-вэн

Панель приборов и сами приборы позаимствованы с ВАЗов десятого семейства. На крыше размещен люк. Кроме того, покупатель может заказать себе версию с кондиционером. Как во многих современных мини-вэнах, пол в «Надежде» ровный. Это удобно и для задних пассажиров, и для уборки салона.

Несмотря на все свои преимущества, машина получилась довольно тяжелой и поэтому отличалась повышенным расходом бензина и медленным разгоном. Чтобы топлива хватило для дальней дороги, на мини-вэн установили бак объемом 70 л.

Автомобиль выпускался мелкими сериями до 2008 года, когда производство было остановлено из-за низкого спроса и неудовлетворительного качества.

«Калина», «Гранта» и «Приора»

В 1993 году началась разработка нового авто под названием «Лада-Калина». Проектирование продолжалось довольно долго, в 1999 году дебютировал первый прототип в кузове хэтчбек, спустя год — седан, а в 2001-м — универсал.

Первое поколение модели выпускалось с 18 ноября 2004 года. С июля 2007 года LADA Kalina получила новый 16-клапанный двигатель объемом 1,4 литра, а с сентября — систему АБС.

ВАЗ-1118 «Калина» с кузовом седан
ВАЗ-1118 «Калина» с кузовом седан

LADA Priora с кузовом седан появилась в 2007 году. В следующем году вышел автомобиль в кузове хэтчбек, а в 2009-м — универсал. Автомобиль оснащается 8-клапанным мотором мощностью 81 л.с. или 16-клапанным мощностью 98 л.с.

Он является преемником ВАЗ-2110, представляя собой его рестайлинговую версию. Во внешности поменялись передние и задние крылья, крышка и капот багажника, бамперы, светотехника с противотуманными фарами, литые диски, облицовка радиатора.

Интерьер разрабатывался совместно с итальянской студией Carcerano. Появилась новая передняя панель, серебристая накладка консоли, новый подлокотник с двумя нишами, более качественная обивка салона, подушка безопасности водителя, улучшилась шумоизоляция.

LADA Priora
LADA Priora

16 мая 2011 года стартовало серийное производство LADA Granta. Этот автомобиль был разработан на основе модели Kalina. 

Модель оснащается бензиновым мотором с распределительным впрыском объемом 1,6 литра и тремя вариантами мощности — 87, 98 и 106 л.с.

LADA Granta
LADA Granta

«Новая Лада»

Самое молодое вазовское семейство автомобилей «Веста» представлено во трех вариантах: седан, универсал (SW) и Cross .

Она предназначена как для города, так и для дачных выездов. Поэтому конструкторы предусмотрели высокую посадку и широко распахивающиеся двери. По желанию машина может быть укомплектована двигателями разной мощности.

Веста
Лада «Веста»

Выглядит «Веста» тоже вполне современно. Над широким бампером располагается узкая решетка радиатора и узкие фары. Переднее сиденье позволяет с удобством разместиться водителям разного роста, а сзади достаточно места для ног пассажиров. Лучшие свои качества автомобиль показывает в городе благодаря хорошему обзору и высоким стеклам.

«Ока» и «Ода»

В начале 1980-х гг. на ВАЗе спроектировали автомобиль, который явно выбивался из общего модельного ряда. Эта «маленькая машинка» должна была стать народным автомобилем. Простым, очень дешевым и практичным.

Несмотря на то что «Оку» разработали на ВАЗе, собирать ее стали на двух других заводах: в городе Серпухове на СеАЗе и в городе Набережные Челны на КамАЗе.

Ока
Маленькая «Ока» удобна в городской тесноте

«Ока», возможно, лучше всех других вазовских моделей соответствует своему назначению. Ведь к серьезным автомобилям и требования предъявляют серьезные. Это касается и дизайна, и качества, и комфорта. А от такого автомобильчика, как «Ока», всего этого никто не ждет. А со своими простыми обязанностями «Ока» справляется лучшим образом — везет четырех человек и груз. Колеса крутятся, печка греет, фары светят. Даже в мороз заводится. Бензина потребляет совсем чуть-чуть. Поместится на любой стоянке, легко маневрирует в дорожных пробках. Конечно, это машина не для дальних дорог, но для города — то, что надо.

ИЖ-2126 «Ода» в своем роде уникальный автомобиль. Он собран из деталей разных отечественных автомобилей. Создатели «Оды» утверждают, что они использовали и доработали проверенные временем механизмы и агрегаты. Мотор взяли от «Жигулей» шестой модели, приборную панель и руль от «Самары», ходовую часть — от «Москвича». Единственная собственная разработка — это кузов. Чтобы он лучше противостоял коррозии, его сделали оцинкованным.

В таком виде автомобиль выпускается уже много лет и находит своего покупателя. На нем можно смело отправляться в дальнее путешествие, не боясь бездорожья. Кузов над дорогой поднят у «Оды» немного выше, чем у обычных легковых автомобилей. Спинка заднего сиденья складывается, и в багажник можно положить массу полезного груза.

ИЖ-2126 «Ода»
ИЖ-2126 «Ода» — неприхотливый универсал



Поделиться ссылкой