Экскаватор (от латинского «долблю, вынимаю») - тип землеройных машин, оснащенных ковшом. Основным назначением экскаватора является разработка грунтов (горных пород, полезных ископаемых) и погрузка сыпучих материалов. Был изобретен в 1836 г. в США Уильямом Отисом.
Всем хорошо знаком экскаватор — землеройная машина, оснащенная ковшом. Официально идея создания такой машины принадлежит Леонардо да Винчи, который в начале XVI в. разработал схему прототипа современного экскаватора-драглайна. Называя себя в первую очередь инженером, Леонардо при помощи своего изобретения принимал участие в прокладке каналов в Миланской долине.
Активно развивала экскаваторное дело итальянская республика Венеция — такие машины использовались здесь для очистки каналов. Тем не менее до изобретения экскаватора, оснащенного мощным двигателем, должно было пройти почти 300 лет.
Дизельный мотор мощностью в несколько сотен лошадиных сил приводит экскаватор в движение. Машиной управляет экскаваторщик, чья кабина расположена на возвышении и чаще всего крепится на вибропоглощающих гидравлических опорах. За счет большой панорамной площади остекления и выноса кабины вперед, за опору стрелы, оператору обеспечен хороший обзор и по сторонам, и вверх — через люк.
Ковш может быть направлен от кабины экскаваторщика («прямая лопата») или повернут к ней («обратная лопата»). Отличительной особенностью экскаватора, оснащенного ковшом типа «прямая лопата», является открывающееся днище ковша.
Перед разгрузкой ковша выполняется подъем стрелы экскаватора для увеличения погрузочной высоты. Здесь нужен противовес — груз, предназначенный для полного или частичного уравновешивания сил, возникающих при загрузке ковша. Гидросистема обеспечивает ковшу высокую степень подвижности. Ведь главным отличием экскаватора от других землеройных машин является то, что экскавация (выемка) грунта производится подвижным рабочим органом при неподвижном шасси.
Колесные экскаваторы отличаются высокой маневренностью. Они удобны в эксплуатации, имеют переменную ширину колеи и хорошо приспособлены для работы на твердых грунтах А основными преимуществами гусеничных экскаваторов являются меньшее удельное давление на грунт, чем у колесных, и лучшая проходимость.
Одноковшовый экскаватор — наиболее распространенный тип этого вида землеройных машин. Его пневмоколесная и гусеничная модификации работают в разных областях народного хозяйства. Пневмоколесный экскаватор имеет собственное специальное шасси, опирающееся на колеса с пневматическими шинами. Скорость его хода — до 30 км/ч.
Гусеничный экскаватор имеет специальное шасси с гусеничным движителем. Он обладает высокой проходимостью и малым давлением на грунт при большой массе. Такие экскаваторы могут работать на слабых и переувлажненных грунтах, в том числе на торфоразработках. Скорость их хода — 2—15 км/ч, поэтому к месту проведения работ эти машины доставляют тягачами на специальных прицепах.
В разных отраслях народного хозяйства успешно работают экскаваторы различных модификаций. Так, строительный экскаватор предназначен для разработки не мёрзлых грунтов и погрузки предварительно разрыхленных скальных и мерзлых грунтов с частицами размером до 500 мм. Кроме того, он широко применяется при рытье котлованов, каналов, траншей и других подобных сооружений.