Как появился велосипед?

От лат. velos — «быстро» и pedes — «нога».

Не одно тысячелетие люди грезили самодвижущимся, или, как говорили в старину, самобеглым, экипажем, который мог бы двигаться усилиями самого седока. Без лошади или быка.

Бегающая машина фон Драйза. 1815 г.
Бегающая машина фон Драйза. 1815 г. Деревянный «костотряс» Драйза без педалей, на примитивных колесах без шин, открыл на самом деле новую эру в развитии транспорта. Современники нередко потешались над баденским лесничим, но идея «самодвижущегося» экипажа оказалась очень плодотворной. И в конце концов привела к созданию автомобиля

Любимым занятием многих наших предков были стычки и войны, и первые самоходные повозки создавались для осады, штурма и поголовного истребления неприятеля. Если верить Ксенофонту, философу и историку Древней Греции (VI—V вв. до н. э.), то персы применяли осадные машины, оборудованные разящими серпами; они двигались как бы сами по себе, уничтожая все на своем пути. Эдакие мясорубки на колесах. Неуклюжие, неманевренные, но наводившие ужас на противника.

В IV веке до н. э. воинство македонского царя Филиппа и его великого сына Александра штурмовало неприятельские крепости «танками». Их приводные колеса вращали спрятавшиеся под защитным панцирем солдаты. О самодвижущихся повозках вспомнили в эпоху Возрождения (конец XV — начало XVI в.). Художник Альбрехт Дюрер изобразил причудливого вида транспортное средство, которое движется усилиями мускулистых ландскнехтов (наемных солдат), переступающих с одной «ступеньки» приводного колеса на другую.

Сохранился эскиз велосипеда Леонардо да Винчи, почти такого же, какой заново изобрели... 400 лет спустя, во второй половине XIX века: о двух колесах, с рулем, педалями, с передачей к заднему колесу.

Прошло еще три века, и в правление Людовика XIV, богатое множеством нововведений, в 1683 году, появился некий велосифер (лат. velo — «быстро» и fero — «носить»).

Удивительно, но о велосифере есть упоминание в письмах А. С. Пушкина (1830-е гг.). Правда, в качестве «скорого дилижанса» на конной тяге.

Велосипед, 1861 г.
Велосипед каретного мастера Пьера Мишо с педалями на переднем колесе. 1861 г.

Изобретению велосипеда посвящали себя выдающиеся умы. Увлеченные этим занятием, они будто не замечали даже самых драматических событий, творящихся вокруг. Яркий пример — французский граф де Сиврак (Sivrac de). Неистовства революционеров не испугали его, и в 1791 году он продемонстрировал парижанам в парке Пале-Рояля свой целерифер (лат. celer — «быстрый» и fero — «носить»), В легкой коляске сидел пассажир и держал в руках вожжи, а на запятках изо всех сил педалировал возница. Это его, а не экипаж называли тогда велосипедом (в переводе с латинского «быстрая нога»). Но при том состоянии дорог, в каком они были до начала XIX века даже в Западной Европе, у самобеглых экипажей не было шансов стать средством сообщения.

Поэтому все, о чем мы вам до сих пор рассказали, лишь предыстория велосипеда.

Первым велосипедом можно считать деревянную «бегающую машину» без педалей барона Карла Фридриха Христиана Людвига Драйза фон Сауерброна (von Drais, 1785—1851). Современник Драйза шотландский кузнец Кирпатрик Макмиллан (К. Macmillan) в 1839 году изготовил пару машин с качающимися педалями, передававшими движение заднему колесу.

Затем в лидеры вышли каретный мастер из Парижа Пьер Мишо (Р. Michaux) с сыном Эрнестом, построившие велосипед с педалями на переднем колесе. Уверовав в успех, они организовали велосипедную фабрику, на которой к концу 1860-х годов работало 300 человек. Но тут Мишо допустил грубую ошибку: продал лицензию на производство своих машин англичанам, которые быстро выросли в опасных конкурентов. Парижская коммуна и вторжение Пруссии окончательно погубили семейное дело Мишо. 1883 год был последним в жизни отца велоиндустрии.

Тандем. 1880-е гг.
Тандем. 1880-е гг. Одна из первых попыток объединить усилия велосипедистов. Сначала двух

С начала 1870-х годов эстафету принял его английский конкурент Джеймс Старли (J. Starley), механик швейной фабрики в Ковентри, той самой, что приобрела лицензию у Мишо. Благодаря усердию в делах и незаурядным способностям Джеймс уже был совладельцем предприятия. В 1871 году он поразил всех диковинным велосипедом, переднее колесо которого было от 50 до 60 дюймов (от 125 до 152,4 см); подбирали его по длине ног велосипедиста, чтобы они доставали до педалей.

Сиденье располагалось прямо над передним колесом, и забирались на него чуть ли не с лестницы.

Старли сделал переднее колесо таким большим, чтобы за каждый оборот педалей велосипед проделывал как можно больший путь.

Велосипед
К концу XIX века «безопасный» велосипед (англ, safety bicycle) оседлали и дамы

Назвав эту модель «Ариэль», Старли решил одолеть конкурентов и установил за нее скромную цену — всего 8 фунтов стерлингов. В народе этот байсикл (англ, bicycle) окрестили «грошовым», или «пенни фатин» (англ, реппе farthing), но по другой причине: заднее колесо напоминало самую мелкую английскую монету (по-нашему грош) — фатин, а большое переднее — в несколько раз более крупную, пенни. Другим названием того же велосипеда был «обыкновенный байсикл» («однри байсикл», англ, ordinary bicycle). В России же его нарекли «пауком», а в Германии — «высоким колесом» (Hochrad).

Байсикл
Сейчас трудно себе представить, как забирались на эти байсиклы (у нас в позапрошлом - начале прошлого века их называли «бициклетами»); а ведь на них гонялись, ежеминутно рискуя падением и увечьем

Пневматических шин еще не было, велосипедистов отчаянно трясло, и «пауки» прослыли еще и костотрясами. Смельчаки устраивали на «пауках» гонки, сопровождавшиеся падениями и увечьями.

Со всей остротой встала проблема безопасного велосипеда. Она оказалась по плечу племяннику Джеймса Старли Джону. С 1885 года он наладил выпуск машин с одинаковыми и относительно небольшими колесами (как у современных нам велосипедов). Центр тяжести понизился, сделав поездки безопаснее, вполне оправдав новое название — «безопасный странник» (англ, rower safety — «рэуве сэйфети»). Педали перенесли на раму, а цепь от них перекинули к заднему колесу — как у самоката Леонардо да Винчи. Но публике угодить трудно, и заядлые «циклисты» на первых порах бойкотировали безопасные велосипеды по той простой причине, что ноги свешивались до самой земли...

Прогулка на «грошовых» велосипедах. 1880-е гг.
Прогулка на «грошовых» велосипедах. 1880-е гг.
Трициклет. Германия. 1890-е гг.
Трициклет. Германия. 1890-е гг. Судя по поясу и значку циклиста, перед нами победитель одного из первых соревнований по велоспорту. Трехколесного мастодонта он оседлал, видимо, для безопасной езды. Другие велосипеды при высоких скоростях ее не гарантировали



Поделиться ссылкой