Эскадренный миноносец «Новик»

Этот корабль совершил революцию в военно-морском деле. К сожалению, эффект от его появления был несравним с британским линейным кораблем «Дредноут», давшим название целому классу военных кораблей.

Эскадренный миноносец «Новик». 1913
Эскадренный миноносец «Новик». 1913. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ

Тем не менее «Новик», построенный в 1911 г. в Петрограде, уже при первом выходе в море побил рекорд скорости, достигнув 37,3 узла. Но главное было даже не в этом. Русский флот получил настоящий универсальный корабль, способный вести разведку, осуществлять дозоры и боевое охранение на высокой экономической скорости — 21 узел, участвовать в артиллерийских дуэлях — четыре 102-миллиметровых орудия, вести залповую торпедную стрельбу — четыре 450-миллиметровых двухтрубных торпедных аппарата и, что самое важное, осуществлять активные минные постановки, принимая на борт 80 мин заграждения.

И хотя все страны мира строили корабли аналогичных классов по совокупности тактико-технических элементов и проработанности конструкции, а также по высоким скоростным и маневренным качествам, Западу понадобилось 5 лет, чтобы достигнуть чего-то подобного.

Эсминец «Новик» послужил прототипом для почти 50 аналогичных русских кораблей, которые были построены до 1917 г. и активно участвовали как в Первой, так и во Второй мировых войнах. Сам прославленный рекордсмен, переименованный после Октябрьской революции в «Яков Свердлов», погиб на мине в ходе знаменитого Таллинского перехода 1941 г.

Характеристики

  • Длина/ширина: 102 м/9,53 м.
  • Осадка/водоизмещение: 3,53 м/1360 т.
  • Мощность: 50 000 л. с.
  • Скорость: 37,3 узла.
  • Экипаж: 117 чел.
  • Вооружение: 102-мм орудия — 4, пулеметы — 4, 450-мм двухтрубные торпедные аппараты — 4, мины заграждения — 80.



Поделиться ссылкой