Флот Петра Великого после Северной войны. 1721-1730 гг.

Северная война закончилась победой России, закрепленной Ништадтским миром в 1721 г. Однако и после этого в стране, ставшей к тому времени уже империей, Балтийский флот получал новые пополнения. Корабли ходили в плавания, исправно проводилось обучение экипажей. Иностранцы, приглядывавшиеся к русскому флоту, удивлялись качествам его кораблей.

Мощь Балтийского флота

25-баночная «Двина» постройки 1721 г. Модель Г. А. Голдобина
Лучшая галера русского флота эпохи Петра Великого — 25-баночной «Двины» постройки 1721 г. Модель Г. А. Голдобина

В предпоследний год войны вышел знаменитый Петровский морской регламент, правилам которого подчинялся русский флот еще немало времени. По штату 1720 г. в состав корабельного флота должны были входить линейные корабли: 90-пушечных — 3, 80-пушечных — 4, 76-пушечных — 2, 66-пушечных — 12, 50-пушечных — 6; фрегаты: 32-пушечных — 6, 16-пушечных — 3; шнявы: 14-пушечных — 3. Галерный флот должен насчитывать 130 судов. С 1722 по 1725 г. было построено 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 шнява, 22 вспомогательных судна и 1 гребное новое судно.

В 1724 г. в составе Балтийского флота числилось 32 линейных корабля (от 50 до 96 пушек на каждом), 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и много небольших парусных и гребных судов. Однако с 1722 г. темпы кораблестроения стали резко снижаться. В последние годы правления Петра I закладывалось не более 1-2 кораблей в год, а необходимым количеством для поддержания штатного состава было 3 корабля в год.

90-пушечный корабль «Лесное». А. А. Тронь. 2001. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
90-пушечный корабль «Лесное». А. А. Тронь. 2001. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. Этот крупнейший корабль своего времени был лично спроектирован Петром Михайловым и им же построен в Санкт-Петербургском адмиралтействе в 1718 г.

Научные экспедиции

Одним из великих начинаний Петра I стало изучение географии России, сопредельных ей территорий и, главное, составление карт. В 1714-1716 гг., после присоединения Камчатки к России, по указанию царя было налажено морское сообщение на ладьях между Охотском и западным побережьем края. В 1720-1721 гг. одна из экспедиций направилась с Камчатки на югозапад в поисках побережья Северной Америки, но, достигнув середины Курильской гряды, его не обнаружила.

Первая Камчатская экспедиция

Уже перед самой смертью Пётр I отправил на Дальний Восток очередную экспедицию (так называемая Первая Камчатская (1725-1730)) во главе с Витусом Берингом.

В указе от 23 декабря 1724 г. Пётр I повелел построить на Камчатке 2 судна и на них искать, «сошлася ль Америка с Азиею». В ходе плавания на боте «Святой Гавриил» были выявлены Карагинский залив с островом, залив Святого Креста, бухта Провидения, Анадырский залив, острова Святых Лаврентия и Диомида.

Вторая Камчатская экспедиция

Во время Второй Камчатской экспедиции (1733-1743) в районе Авачинской губы, где ее участники перезимовали в Петропавловской бухте, названной так в честь судов экспедиции — «Святой Пётр» и «Святой Павел», было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский. Важную роль в организации и работе обеих Камчатских экспедиций играли помощники Беринга — капитан-командор Алексей Ильич Чириков и Мартын Петрович Шпанберг. В 1733 г. Берингу и Чирикову поручили пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования ее побережья. От Шпанберга требовалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.

В начале лета 1741 г. «Святой Пётр» под командованием 60-летнего Беринга и «Святой Павел» во главе с Чириковым вышли к северо-западным берегам Америки. Через 2 недели, 20 июня, из-за шторма и густого тумана суда потерялись и после нескольких дней бесплодных попыток найти друг друга продолжили путь поодиночке. «Святой Пётр» на один день позже «Святого Павла» достиг берега Северной Америки. По пути обратно вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды были открыты острова: Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские, Святого Иоанна (Атха), Святого Маркиана (Кыска) и Святого Стефана (Булдырь). В начале ноября «Святой Пётр» зашел для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный именем Беринга, где 28 ноября сильным ветром был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 декабря скончался и сам великий первооткрыватель.

Карта плавания Беринга и Чирикова
Карта плавания Беринга и Чирикова
Яхту «Святой Пётр» нарекли в честь Петра — единственного из 12 учеников Христа, кто был вооружен мечом, когда учителя брали под стражу. Правда, он, испугавшись, не пустил оружие в ход. По задумке Петра І, первый вооруженный корабль русского флота должен был исправить ошибку христианского святого.

Первая подводная лодка

В 1718 г. крестьянин Ефим Никонов подал на имя Петра I челобитную с предложением «сделать к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинить образец, сколько на нем будет пушек, под потерянием своего живота, если будет не угодно...».

Реакции не последовало. Тогда неграмотный изобретатель-самоучка продиктовал писцу новое прошение на имя царя-батюшки, в котором высказывал жалобу на людей чиновных и вновь заявлял о намерении построить «потаенное судно». Получив второе послание, Пётр приказал направить Никонова в Санкт-Петербург. Царь лично побеседовал с изобретателем, после чего наказал ему, «таясь от чужого глазу», построить сначала действующую модель подводного судна, а в Адмиралтейств-коллегию отдал приказ произвести Никонова в «мастера потаенных судов».

Работы начались в феврале 1720 г. Спустя 13 месяцев модель была готова. Ее испытания состоялись летом того же года в присутствии царя. Несмотря на то, что прошли они неудовлетворительно, Никонову было велено начать строительство «потаенного огненного судна большого корпуса» на Галерном дворе (верфи) в Санкт-Петербурге.

Схема «потаенного судна» Никонова
Схема «потаенного судна» Никонова: 1 — проницаемая часть корпуса со шпигатами; 2 — рабочий отсек; 3 — шлюзовой отсек; 4 — прочная надстройка; 5 — входной люк; 6 — люк входа в шлюзовой отсек; 7 — люк выхода в море; 8 — цистерна главного балласта с доской равномерного ее заполнения; 9 — арматура заполнения и вентиляции ЦГБ; 10 — помпа осушения ЦГБ; 11 — твердый балласт; 12, 13, 14 — клапаны заполнения и осушения шлюзового отсека; 15 — весла; 16 — смотровые окна; 17 — руль; 18 — ракеты

В августе 1721 г. там тайно была заложена первая отечественная подводная лодка. Многие исследователи предполагают, что представлена она была в бочкообразной форме, корпус деревянный толщиной 50,8 мм, обшит кожей.

К сожалению, все изыскания Никонова прервала внезапная кончина царя, а сам изобретатель был сослан на Астраханскую верфь. В то время еще никто не понимал значения подводных кораблей, которые лишь в ХХ в. станут настоящей грозой на море.

Макет-памятник «потаенного судна» в Сестрорецке
Макет-памятник «потаенного судна» в Сестрорецке

Андреевский флаг

Рассказ об эпохе Петра Великого будет неполным, если не упомянуть о главном символе русского военно-морского флота, созданном при жизни первого русского императора, — славном Андреевском флаге и его своеобразной производной — российском гюйсе.

История этих символов спустя века покрыта множеством тайн и загадок. Реально известно лишь то, что в качестве флага российского военно-морского флота Андреевский флаг был введен указом Петра Великого в 1720 г. Однако под ним русские военные корабли участвовали в крупнейших морских сражениях Северной войны.

Существует несколько версий происхождения Андреевского флага. Согласно одной, легендарной, когда Пётр, усиленно раздумывая над флагом русского флота, порвал множество листов и положил перед собою очередной, он увидел, как на него падает отражение окна, стекло которого для усиления прочности было переклеено 2 диагональными лентами. По политической версии, во время посещения Великобритании Пётр I получил от Вильгельма Оранского подарки, включая и флаг Шотландии. Дело в том, что эта держава в 1707 г. официально прекратила свое существование, а поскольку в такой традиционной стране, как Англия, к символам всегда относились с трепетом, шотландский флаг святого Андрея Первозванного был преподнесен русскому царю. Пётр I поменял цветовую гамму — и возник флаг, под которым русские корабли впоследствии будут громить и шведов, и турок, и тех же англичан.

Неофициальный флаг Великобритании «Юнион джек» («союзный гюйс»,«союзный флаг»), скорее всего, в понимании Петра был показательным в военно-морской символике. А потому, поскольку «юнион джек» часто поднимали в английских крепостях, его русской производной стал особый крепостной флаг — гюйс.

Но ведь военный корабль и есть военно-морская крепость, только самодвижущаяся. Потому гюйс поднимался и на нем, но только на стопе — в базе или на якоре. Возник вопрос и о военно-морском флаге (российский гюйс в 1699 г. и был официально учрежден). Потому на бесик по приказу Петра I налагался синий диагональный крест («а-ля гюйс»). Однако флаг оказался плохо читаемым и уже с начала Северной войны с военно-морского флага государственные цвета исчезли окончательно, а диагональный синий крест святого Андрея Первозванного остался.




Поделиться ссылкой