Флот в царствование Павла I. 1796-1801 гг.

Флот России, пользовавшийся в конце XVIII в. заслуженной славой и состоявший из опытных и смелых моряков, все же требовал приведения в порядок его организации и материальной части. Свою лепту в это дело весьма успешно внес Павел I.

Высочайшее внимание

Павел I, вступивший в 1796 г. на престол, был привязан к флоту с детства: в 8 лет от роду его назначили генерал- адмиралом, то есть номинально он исполнял обязанности командующего военно-морским флотом Российской империи.

Портрет российского императора Павла I. В. Л. Боровиковский. 1796. Новгородский музей-заповедник
Портрет российского императора Павла I. В. Л. Боровиковский. 1796. Новгородский музей-заповедник

Балтийский флот впервые со времен Петра Великого вышел в море под штандартом императора, поднятым на фрегате «Эммануил», 6 июля 1797 г. Он являлся своего рода копией потешной флотилии, а экипажем были голштинцы — потешные Павла I.

Государь перед выходом в море разделил флот на 3 дивизии: синего флага — авангард, белого — кордебаталия и красного — арьергард. Подобное деление было установлено еще Петром I, однако законодательно закреплено лишь в 1796 г. Павел I, который невыносимо страдал от качки, лично осуществлял командование флотом в течение 4 дней, что явилось особым доказательством его высочайшего внимания к флоту. На «Эммануиле» находились также императрица, великие князья. Ближайшими соратниками императора по морскому управлению были адмиралы Г. Г. Кушелев и И. Л. Голенищев-Кутузов.

Свияжск. Современный вид
Свияжск. Современный вид. Весной 1798 г. император Павел I на ботике совершил путешествие по Волге из Свияжска в Казань, чтобы провести осмотр флота, любовь к которому он сохранил на всю жизнь

В первый год своего царствования Павел I учредил особый комитет для выработки новых штатов и положений о флоте. Работа велась весьма интенсивно, в итоге состав обоих флотов стал следующим.

На основе опыта прошедших войн и для удобства управления боевого строя была установлена тактическая единица эскадры — 4 активных линейных корабля и 1 в резерве.

Павел I предпринял попытку ввести в 1797 г. Устав военного флота взамен петровского Морского устава, который во многом не отвечал уже современным требованиям. Образцом послужил английский морской устав 1734 г., переведенный на русский язык почти дословно. В 5 главах были изложены обязанности всех чинов флота и судовые порядки, а также распорядок различных торжеств и почестей. Многое из павловского устава сохранилось в российском флоте и поныне.

Поскольку значительное число кораблей и судов были ветхими, особенно на Балтийском флоте, Павел I велел ремонтировать их и строить новые корабли. В его царствование на воду в балтийских и черноморских портах только из числа крупных единиц было спущено 17 линейных кораблей, 8 фрегатов и заложено 5 кораблей и 4 фрегата.

Успехи кораблестроения

За короткое царствование Павла I кораблестроение России сделало значительные успехи. Энергично шли работы по расширению и оборудованию существующих портов, особенно балтийских — петербургского, кронштадтского и ревельского. На русскую службу поступили французские инженеры, ранее строившие корабли для турецкого флота. Было произведено описание достоинств и недостатков отечественных кораблей с целью приумножения одних и ликвидации других.

В техническом плане наиболее важным новшеством отечественного кораблестроения стало соединение бака с ютом военных кораблей сплошной палубой, закрывающей шканцы, прежде остававшиеся открытыми. Это нововведение предоставляло существенные удобства для управления парусами и более легкого спуска корабельных плавсредств.

Для усиления подготовки штурманов вместо находившихся при портах штурманских рот были основаны штурманские училища в Кронштадте и Николаеве с несравненно лучшими материальной базой, научными пособиями и преподавателями. Для обучения будущих кораблестроителей при Петербургском и Николаевском адмиралтействах были образованы училища корабельной архитектуры.

При Павле I началась масштабная борьба со злоупотреблениями в портах и на кораблях, была упорядочена система воинских званий, стали особенно следить за формой одежды, к чему ранее относились снисходительно. Особое внимание император уделял флотской дисциплине. Так, за столкновение кораблей их командиров отдавали под суд, а до вынесения окончательного приговора они исполняли обязанности подвахтенных офицеров.

Обмундирование учащихся Первого штурманского полуэкипажа (слева) и Строительного училища. Цветная литография. 1830
Обмундирование учащихся Первого штурманского полуэкипажа (слева) и Строительного училища. Цветная литография. 1830

Все эти меры привели к тому, что русский военный флот в очередной раз стал преображаться и укрепляться, однако довести нововведения до конца императору Павлу I так и не удалось — дворцовый заговор в 1801 г. привел его к смерти.

Впрочем, при Павле I русский флот вновь вышел в Средиземное море, где покрыл себя немеркнущей славой.

Средиземноморский поход

В 1798 г. Российская и Османская империи совместно вступили во вторую антифранцузскую коалицию. В начале августа эскадра, возглавляемая Ушаковым, вышла из Севастополя и взяла курс на Стамбул. Там под командование русского вице-адмирала была передана турецкая эскадра Кадыр-бея.

Ионические острова, захваченные Францией в 1797 г., обеспечивали ей господство в Адриатике. Французский военно-морской флот активно перевозил армии Наполеона Бонапарта в итальянские, греческие, египетские и сирийские порты. Потому перед объединенной русско-турецкой эскадрой была поставлена задача — освободить от французского владычества стратегически важный архипелаг. Прибыв в Восточное Средиземноморье, она развернула активные боевые действия против французов: за 6 недель русский морской десант занял острова Китиру, Закинф, Кефалонию и Левкас. После этого объединенный флот приступил к операции по захвату острова Корфу и одноименной мощной французской крепости.

Взятие крепости Корфу

Карта сражения
Карта сражения

Город Корфу располагался на восточном побережье в центральной части одноименного острова между 2 крепостями. Старая (морская, или Палео Фрурио) находилась на восточной окраине города и была отрезана от него искусственным рвом с морской водой, новая (береговая, или Нео Фрурио) — на северо-востоке, она состояла из 3 отдельных укреплений, соединенных подземными переходами. От новой крепости к старой по самому берегу тянулась высокая стена.

Со стороны суши Корфу был защищен земляным валом с бастионами (форты Сан-Сальвадоре и Сан-Авраам, редут Сан-Роко), а с моря — старой крепостью. Кроме того, над городом и крепостью возвышались горы фортификационного острова Видо, а в 2 милях от берега располагался остров Лазаретто, который также был хорошо укреплен.

Старая крепость Корфу в наши дни
Старая крепость Корфу в наши дни. Отлично виден искусственный ров, превращенный в стоянку для лодок и яхт

Во французской крепости Корфу находилось 650 орудий, на Видо — 5 артиллерийских батарей. В гавани располагалась французская эскадра, вооруженная более 200 орудиями. Командовали гарнизоном крепости губернатор островов генерал Шабо и генеральный комиссар Дюбуа.

Подтягивание сил

Взять столь мощную крепость по правилам военной науки того времени было абсолютно нереально. По причине малого количества десанта было принято решение об осаде крепости, которая началась 24 октября 1798 г. К русско-турецкой эскадре из 3 линейных кораблей, 3 фрегатов и ряда малых кораблей, осуществлявшей осаду, чуть позже подошли 1 русский линейный корабль, 2 турецких фрегата и 1 турецкий корвет, а 9 ноября у Корфу уже находились основные силы объединенного русско-турецкого флота под командованием вице-адмирала Ушакова. Вскоре к ним присоединился отряд кораблей капитана I ранга Д. Н. Сенявина (3 линейных корабля и 3 фрегата). Французская эскадра всячески мешала затянуть удавку блокады и поддерживала своих солдат огнем с моря.

Штурм Корфу

Наконец, 18 февраля 1799 г. на транспортных судах прибыло подкрепление в лице турецких солдат, ряды штурмующих пополнились и греками-повстанцами. Буквально сразу русский командующий предпринял штурм мощных укреплений города, ключом к обороне которого был остров Видо, а потому в 7 часов утра корабли двинулись к нему, громя ураганным огнем береговые батареи. В 11 часов на остров был высажен десант (2159 человек). После упорного сопротивления в плен попали 423 француза, среди них комендант — бригадный генерал Пиврон. А уже вечером, после бомбардировки, были захвачены передовые форты крепости Корфу. Это решило ее судьбу.

Мгновенные, неожиданные и решительные действия русско-турецкой эскадры деморализовали французских солдат, и 19 февраля их командование вступило в переговоры о капитуляции. На следующий день Ушакову были переданы знамена и ключи от крепости, а весь гарнизон сдался в плен. Победителям достались богатые трофеи — 236 орудий, много оружия и боеприпасов, амуниция и провиант. В числе пленных оказались 4 французских генерала.

Овладение одной из сильнейших в Европе крепостей с моря при отсутствии осадной артиллерии, достаточного количества войск и снаряжения было беспрецедентным случаем. До Ушакова никто крепости с моря не штурмовал. Более того, современник великого флотоводца, выдающийся британский адмирал Горацио Нельсон о подобном развитии событий говорил: «Капитан, вздумавший атаковать береговой форт, — идиот!» Ушаков таковым не был. Наоборот, его военно-морской гений в этой кампании проявился еще больше, а русские моряки продемонстрировали блестящую боевую выучку, мужество и героизм.

Итоги события

Взятие Корфу и других ионических островов имело большое военное и политическое значение. На освобожденных территориях под временным протекторатом России и Турции была создана Республика Семи Островов (просуществовала с 1800 по 1807 г.) с демократической конституцией, основы которой были предложены адмиралом Ушаковым. Россия приобрела на Средиземном море военную базу, которую успешно использовала в войне третьей коалиции европейских держав против Франции.

Республика Семи Островов
Республика Семи Островов

За победу Фёдор Ушаков получил от Павла I грамоту на чин адмирала и орден Святого Александра Невского. Неаполитанский король прислал орден Святого Януария I степени, а султан — бриллиантовое перо на шляпу (высшая награда Турции).




Поделиться ссылкой