Корабли-музеи

Шведский галеон «Васа»

Парусное судно «Васа»
«Васа» был одним из самых больших парусных судов своего времени

История боевого корабля «Васа» — пример того, как жадность и непомерные амбиции могут привести к печальным последствиям. За постройкой «Васы», названной так в честь одноименной правящей династии, надзирал сам король Густав II Адольф. Ему хотелось, чтобы будущий флагман шведского флота стал самым большим и самым мощным кораблем на Балтике. В итоге первый день плавания, 10 августа 1628 года, оказался для «Васы» и последним. Выходя из гавани, галеон лег на бок от сильного порыва ветра, в открытые пушечные порты хлынула вода, и судно затонуло. Вместе с кораблем, по разным данным, погибло до 400 человек.

Американские спутники, измеряющие уровень космической радиации, сделаны из стали, добытой с затопленного в 1919 году корабля „Кронпринц": сталь, изготовленная после 1945 года, слишком сильно „фонит"

Изучив документы того времени, современные исследователи пришли к выводу, что, пытаясь угодить монарху, конструкторы корабля допустили серьезные ошибки еще на стадии проекта. Центр тяжести судна располагался слишком высоко, палуба была недостаточно широкой, а подводная часть не могла уравновесить корпус и вооружение.

Молодой капитан Горацио Нельсон
Молодой капитан Горацио Нельсон

В 1961 году галеон подняли, восстановили и выставили для публики в специально созданном музее в Стокгольме. Это единственный парусный корабль начала XVII века, дошедший до нас практически в первозданном виде.

Легендарная британская «Виктория»

Британская «Виктория»
Британская «Виктория» по-прежнему поражает своей мощью

Линейный 104-пушечный корабль «Виктория» — это корабль-легенда: он был флагманом британского флота в Трафальгарском сражении, а на его борту был смертельно ранен адмирал Нельсон. После победы над Наполеоном в 1812 году корабль больше не участвовал в морских боях и благополучно дожил до наших дней. Теперь это исторический памятник и корабль-музей. С 1922 года он стоит в одном из доков Портсмута и считается старейшим укомплектованным кораблем военно-морского флота Британии.

Снаружи судно похоже на огромный трехэтажный дворец, но внутри это настоящий военный корабль, чуждый кричащей роскоши. Даже в личной каюте адмирала Нельсона все подчинено целесообразности, что уж говорить о трюмах и палубах. «Виктория» несла по 30 орудий разного калибра на трех палубах и посылала с одного борта почти полтонны ядер на расстояние мили.

Чайный клипер «Катти Сарк»

„Ангара", самый старый из сохранившихся ледо- колов, был спущен на воду в 1900 году. Он служил российскому и советскому флоту до 1975 года. Сейчас это корабль-музей, поставленный на вечную стоянку на водохранилище Иркутска
Клипер «Катти Сарк»
Клипер «Катти Сарк»

Клипер «Катти Сарк» был построен в 1869 году и с самого начала вызывал восхищение своими изящными обводами и, главное, своей скоростью. «Я никогда не плавал на столь прекрасном корабле, — с гордостью говорил его первый капитан. — При скорости в 10 или 12 узлов он будто и не тревожит морскую гладь». Клипер был предназначен для перевозки чая из британских колоний в Ост-Индии, и если товар вез «Катти Сарк», за свежесть заварки можно было не волноваться. Однажды он преодолел расстояние от Шанхая до Лондона за рекордные 107 дней.

«Катти Сарк» у причала в Гринвиче (Лондон)
«Катти Сарк» у причала в Гринвиче (Лондон)
На роскошных океанских лайнерах, оборудованных полями для гольфа, во время игр иногда используют специальные мячики из спрессованного рыбьего корма. Их можно ронять за борт, не беспокоясь об экологии

Но время шло, появились пароходы — и парусники, даже самые быстрые, перестали быть востребованы. Долгое время клипер ходил под флагом Португалии, пока после шторма не попал в доки Гринвича, где его заметил капитан Уилфред Доуман. Ужаснувшись состоянию прекрасного судна, которое он помнил во всем великолепии, Доуман сумел договориться, чтобы клипер выкупили и превратили в учебное судно, а через какое-то время, благодаря финансовой поддержке энтузиастов, «Катти Сарк» начал функционировать как музей. С 1954 года он стоит в сухом доке в Гринвиче.

«Конститьюшн» — старейший действующий парусник

Авианосец британского флота «Ковчег»
Авианосец британского флота «Ковчег», окончивший службу в 1938 году
В американском Чарльстоне экспонируется первая в мире подводная лодка „Ханли", потопившая вражеский корабль во время гражданской войны в США. Она была построена в 1863 году и имела форму сигары

Фрегат «Конститьюшн» — старейший парусный корабль, находящийся на плаву. Он был спущен на воду 21 октября 1797 года, и до сих пор числится в составе американского военного флота. Разумеется, в боевые походы «ветерана» не отправляют. Как и положено старику с богатым опытом, «Конститьюшн» занимается тем, что рассказывает молодежи истории о былых победах. То есть рассказывают, конечно, экскурсоводы: на корабль, стоящий в порту Бостона, открыт доступ всем желающим.

Свое прозвище «Железнобокий старина» (Old Ironsides) он получил во время англо-американской войны 1812—1814 годов: ядра отскакивали от его боков, сделанных из виргинского дуба. Позже фрегату посвятили одноименную поэму, которая в 1830 году спасла его от слома. В гражданскую войну его использовали в качестве учебного судна. С 1900 года «Конститьюшн», оставаясь в составе флота, получил статус музея, а спустя почти сто лет, в 1997 году, после ремонта вновь вышел в море под парусами.

Интересные факты

«Аврора» в роли «Варяга»

Для съемок советского фильма «Крейсер „Варяг"» (1946 год) решили использовать не менее знаменитое судно — «Аврору». Однако из-за существенной разницы в конструкции и внешнем виде для съемок ее пришлось «гримировать»: установить четвертую трубу (разумеется, фальшивую), поставить несколько орудий, изменить очертания бака, а на корме построить командирский мостик.

Мудрые пираты

Есть версия, что пираты носили повязки, прикрывающие один глаз, из чисто практических соображений. Попадая с палубы в трюм, они снимали повязку и могли сразу хорошо видеть этим глазом, а значит, мгновенно начинать действовать, не тратя времени на привыкание сетчатки к темноте. В условиях сражения или какой-либо другой экстренной ситуации это могло стать залогом выживания. Сторонники идеи провели эксперименты и установили, что метод и в самом деле работает, так что, возможно, эта гипотеза не лишена оснований.

Непотопляемый кот

Во время Второй мировой войны матросы немецкого линкора «Бисмарк» принесли на борт кота. Через 9 дней после выхода в море линкор затонул, причем большая часть экипажа погибла. Кот, однако, спасся. Его подобрали англичане с эсминца «Казак». Через 5 месяцев эсминец был торпедирован немецкой подлодкой, но кот снова уцелел. Следующим его судном стал авианосец «Арк Ройял», но и его постигла та же участь. Лишь после этого кота, получившего прозвище Непотопляемый Сэм, догадались списать на берег, где он благополучно дожил до 1955 года.

Корабли-зебры

В 1914—1918 годах для военных кораблей британского и американского флота использовался особый камуфляж: суда причудливо раскрашивали в полоску или рисовали на них контрастные узоры. Это не помогало мас кировать корабли, но затрудняло расчет их курса и скорости движения — а значит, и поразить судно противнику было сложнее.




Поделиться ссылкой