Последний русский и один из последних в мире двухдечных линейных кораблей до 100 пушек «Императрица Мария» был построен по проекту полковника И. С. Дмитриева в Николаевском адмиралтействе и спущен на воду 9 мая 1853 г. Корабль отличался идеальными формами, которые даже сегодня поражают и специалистов, и любителей флота. Он обладал высокими скоростными характеристиками и довольно сильным вооружением.
По своей огневой мощи корабль более чем в 3 раза превосходил петровские «Гото Предестинация» и «Ингерманланд» и мог спокойно принять на борт, кроме экипажа, штаб эскадры и почти батальон десанта. Для его поддержки «Императрица Мария» изначально был вооружен двумя 12-фунтовыми и двумя 8-фунтовыми каронадами, двумя 10-фунтовыми десантными единорогами и четырьмя 3-фунтовыми фальконетами. Не случайно буквально сразу же после вступления в строй этот корабль стал флагманом Черноморской эскадры вице-адмирала П. С. Нахимова.
Звездным часом корабля стало знаменитое Синопское сражение 18 ноября 1853 г., после которого он, вернувшись в Севастополь, стал на ремонт. Но выйти в открытое море «Императрица Мария» уже не смог. В разразившейся Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг. его экипаж и артиллерия героически бились на бастионах главной базы Черноморского флота.
Лишь 2 февраля 1854 г. корабль на короткое время вышел на Севастопольский рейд, а 28 августа 1855 г. он в числе других парусных кораблей Черноморского флота был затоплен на Севастопольском рейде, дабы не допустить прохода англо-французской эскадры к городу.