История миноносцев

Миноносная лодка — морской «гладиатор»

После изобретения морской мины — водной ловушки, способной в одиночку уничтожить большой корабль, — появились суда, оснащенные подобным оружием. Первые миноносные корабли представляли собой небольшие катера с 1—2 минами, насаженными на шесты. Предназначением этих «гладиаторов» было скоростное сближение с вражеским кораблем и втыкание в его корпус шестов с минами.

Полотно А. П. Боголюбова
Полотно А. П. Боголюбова. Атака турецкого парохода миноносной лодкой «Шутка» 16 июня 1877 г.

Таким кораблем, например, была русская миноноска «Бычок» водоизмещением 16 т, спущенная на воду в 1877 г. Паровой двигатель мощностью 220 л. с. позволял развивать скорость хода до 11,5 узла. 2 шестовые мины крепились на носу. В 1884 г. «Бычок» вместе со своей «одноклассницей» «Черепахой» был подарен освобожденной от турок Болгарии. Оба корабля действовали в составе австро-венгерской Дунайской военной флотилии. В 1938 г., спустя более 70 лет со дня спуска на воду, миноноски были сданы на слом.

Впервые в реальных боевых действиях минные катера были использованы во время Гражданской войны в США. 5 октября 1863 г. паровой катер конфедератов «Давид» атаковал броненосец федерального флота «Нью айронсайдс». В носовой части катера был закреплен шест длиной 7,62 м с зарядом пороха массой 27,2 кг. Хотя взрыв не привел к потоплению броненосца, однако корабль на год вышел из строя. После этого обе воюющие стороны построили еще несколько подобных катеров с шестовыми минами.

Британский миноносец «Лайтнинг»
Британский миноносец «Лайтнинг»

В 1876 г., то есть в год начала серийного производства самодвижущейся торпеды Р. Уайтхеда, был построен британский миноносец «Лайтнинг», ставший первым в мире специализированным торпедным кораблем. Вооружение состояло из 2 торпед, опускавшихся в воду с помощью рам. Впоследствии рамы заменили трубным торпедным аппаратом — пусковой установкой современного типа.

Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. по предложению лейтенанта (впоследствии — адмирала) С. Макарова в состав русского Черноморского флота также были введены катера с шестовыми минами. В ночь с 14 на 15 мая 1877 г. 4 русских катера «Джигит», «Ксения», «Царевна» и «Царевич» в устье Дуная атаковали отряд турецких кораблей. Катера потопили турецкий речной монитор и сорвали атаку турок. Таким было начало «карьеры» нового класса малых боевых кораблей.

Русская миноносная «Бычок»
Русская миноносная «Бычок»
Автоматическое орудие Максима-Норденфельда
Автоматическое орудие Максима-Норденфельда — один из первых видов автоматического морского оружия

От миноносной лодки к эскадренному миноносцу

В 1882 г. Русский морской технический комитет разместил на французской фирме заказ на изготовление 63-т миноносца «Поти», оснащенного паровой установкой мощностью 575 л. с. Корабль развивал скорость до 18,5 узла и оснащался 2 торпедными аппаратами, а также двумя 37-мм картечницами.

Русский эскадренный миноносец «Новик»
Русский эскадренный миноносец «Новик»

По русскому образцу стали строиться аналогичные корабли для флотов других стран мира. В середине 1880-х гг. появляются миноносцы водоизмещением 100 т, ставшие новым классом боевых кораблей — эскадренными миноносцами (эсминцами). Они включались в состав ударных эскадр, состоявших из линкоров и линейных крейсеров.

В 1911 г. на верфи Санкт-Петербурга спустили на воду эсминец «Новик» водоизмещением 1400 т. Новаторская конструкция корпуса позволила оснастить корабль двигательной установки мощностью 35 000 л. с. Вплоть до 1917 г. этот корабль со скоростью 37,3 узла был самым быстрым кораблем мира. По торпедному и артиллерийскому вооружению «Новик» в 1,5—2 раза превосходил самые крупные эсминцы той эпохи. Лишь к концу Первой мировой войны воюющие страны начали строить эсминцы с аналогичными характеристиками.

Эсминец «Кагеро» японского Императорского ВМФ
Эсминец «Кагеро» японского Императорского ВМФ

Японские конструкторы отказались от высоких скоростей хода и вмещали артиллерию главного калибра 127 мм в трех двухорудийных башнях. Впервые в мире эти пушки были приспособлены для стрельбы как по надводным, так и по воздушным целям. Наиболее характерными кораблями этого класса являются эсминцы типа «Кагеро». В дополнение к шести 127-мм орудиям, они несли восемь 610-мм торпедных аппаратов, а также пусковые установки глубинных бомб и до 28 зенитных автоматических пушек.

Первым советским кораблем подобного типа стал лидер эсминцев «Ташкент», изготовленный по заказу в 1938 г. в Италии. На нем установили шесть 130-мм пушек, шесть 45-мм, восемь 20-мм зенитных орудий и 2 трехтрубных торпедных аппарата. Корабль по характеристикам приближался к крейсеру. В годы войны ему пришлось выполнять задачи по обеспечению огневой поддержки наземных войск и доставке подкрепления в осажденный Севастополь.

Бортовая установка скорострельной картечницы Норденфельда
Бортовая установка скорострельной картечницы Норденфельда. Подобные установки использовались на первых эсминцах

Английские и американские флоты в ходе Второй мировой войны приступили к изготовлению эскортных эсминцев, у которых за счет сокращения артиллерии было резко усилено противолодочное вооружение.

В сражениях Второй мировой войны в обеих противоборствующих сторонах погибло около тысячи эсминцев, ставших основным средством борьбы с подводными лодками противника, а также разведки и сопровождения конвоев.

Русский миноносец «Поти»
Русский миноносец «Поти»
Морская мина
Морская мина, сбрасываемая в воду, была основным противокорабельным орудием первых эсминцев



Поделиться ссылкой