Нао, каракки и каравеллы — покорители неизведанных миров

В XIII в. судно, называемое каравеллой, представляло собой маленькую рыбацкую лодку с одной мачтой и латинским парусом. В начале XV в. каравелла «доросла» до трехмачтового многопалубного парусника. Слово «каравелла» происходит от португальского «каравальо», что означает «дубовый».

Каракка «Санта-Мария»
Каракка «Санта-Мария» — флагман экспедиции Христофора Колумба

Каравелла была небольшим судном: ее длина — 20—25 м, примерно как ганзейский когг. Однако при этом она была намного легче и лучше управлялась. Ее корпус был заострен вперед, что увеличивало скорость корабля. На палубе устанавливались до 25 пушек.

Одна из первых каравелл — португальское судно «Святой Рафаэль» — была спроектирована около 1420 г. кораблестроителями принца Генриха Мореплавателя, сына португальского короля, организатора многих морских экспедиций. Корпус корабля был сравнительно невысоким и узким, водоизмещение — тоже небольшим. Это позволяло развивать скорость в бурном океане, большую, чем у других кораблей того времени. «Святой Рафаэль» состоял в составе экспедиции португальского мореплавателя Альфонса Гонсалеса, отправившегося в 1434 г. исследовать южноафриканское побережье.

Флагман английского королевского флота — каракка «Мэри Роуз»
Флагман английского королевского флота — каракка «Мэри Роуз», гравюра эпохи Возрождения

Крупнейшие грузовые парусники конца XIV — начала XV в. назывались каракками. Слово «каракка» в переводе с арабского языка означает «торговое судно».

В конструкции каракки сочетались элементы среди земноморского нао и северного когга. От когга каракка отличалась большими размерами. Трехмачтовое парусное оснащение, свойственное далеко не каждому копу, было правилом для каракки. Более того — со временем на каракку начали ставить четвертую мачту. По водоизмещению, доходившему до 2000 т, каракка превосходила все ранее существовавшие суда.

Именно благодаря караккам Испания, Англия и Португалия стали крупнейшими морскими державами. Однако к середине XVI в. термин «каракка» выходит из употребления, и любой парусник с тремя или четырьмя мачтами, по размерам больший, чем каравелла, начинают называть просто судном (на латыни — «нао»).

Португальская каракка «Санта Катарина де Монте Синаи», 1515 г.
Португальская каракка «Санта Катарина де Монте Синаи», 1515 г.

Можно без преувеличения сказать, что каракки, каравеллы и нао позволили открыть весь известный нам современный мир. Если бы не корабли этого типа, мы бы так до сих пор и считали, что планета Земля — это плоский остров, расположившийся на спинах слонов, которые, в свою очередь, стоят на спине гигантской черепахи.

Первым путешественником, пересекшим Атлантический океан и достигшим берегов Америки, стал испанский мореплаватель Христофор Колумб.

Венецианская каракка начала XVI в.
Венецианская каракка начала XVI в.

Три судна Колумба — первые европейские корабли, которые в 1492 г. пересекли Атлантику. Каравеллы «Пинта» и «Нинья» водоизмещением 60 т каждая обладали хорошими мореходными качествами. Третий корабль флотилии Колумба — знаменитую «Санта-Марию» водоизмещением 100 т — иногда относят к классу каракк, хотя это нао. Длина «Санта-Марии» составляла 23 м, экипаж насчитывал 90 человек. Корабль был неплохо вооружен: четыре 20-фунтовые пушки, шесть 12-фунтовых и восемь 6-фунтовых. Кроме того, все члены экипажа были снабжены мушкетами. Более легкая «Пинта» имела длину 20,1 м, экипаж состоял из 65 человек. Длина самой маленькой каравеллы Колумба — «Ниньи» — составляла 17,3 м, экипаж насчитывал 40 человек.

Однако вернемся к чисто военным кораблям. Флагман английского королевского флота каракка «Мэри Роуз» была спущена на воду в 1510 г. По водоизмещению (500 т) и вооружению (78 орудий) корабль значительно превосходил все существовавшие до этого каракки, поэтому его называют первым в истории линейным кораблем. Более того, в 1536 г. на «Мэри Роуз» были поставлены дополнительные надстройки. Водоизмещение достигло 800 т, а количество орудий — 91 единицы.

Португальская каравелла , «Святой Рафаэль»
Португальская каравелла , «Святой Рафаэль»
Аркебузер XVI в.
Аркебузер XVI в. — солдат, вооруженный фитильной аркебузой — представительницей малокалиберной корабельной артиллерии

Дополнительные пушки существенно утяжелили корабль, и без этого не отличавшийся выдающимися мореходными качествами. В 1545 г. англичане направили против французского флота 80 кораблей во главе с флагманом. Внезапно порыв ветра опрокинул «Мэри Роуз», и она затонула вместе с большей частью экипажа и командиром. Спастись удалось только 35 морякам из 400.

В 1515 г. был построен флагман португальского флота, корабль «Санта Катарина де Монте Синаи». Это одна из тех больших каракк, которую, как и английскую «Мэри Роуз», можно отнести к первым линейным кораблям. «Санта Катарина» имела высокие надстройки в 5 этажей. Вооружение этого 4-мачтового судна составляло 140 орудий, экипаж — 240 моряков и до 300 солдат.

Создание подобных кораблей стало первым шагом к появлению кораблей нового класса — линейных, о чем будет рассказано позже.

Величественная каракка «Генри Грэйс э'Дью»
Величественная каракка «Генри Грэйс э'Дью» в окружении боевых судов Королевского флота Англии
каракка «Генри Грэйс э'Дью»
Флагман английского флота с 1514 г. — каракка «Генри Грэйс э'Дью»



Поделиться ссылкой