Первые бронированные корабли русского флота 1879—1904 гг.

Российская империя, оправившись от потрясения Крымской войны, к началу ХХ в. уже создала с нуля броненосный флот. На первый взгляд он мало чем отличался от флотов Англии, Франции, Италии, Германии, Австро-Венгрии, США и Японии — держав, ставших настоящими хозяевами морей. Однако уникальные характеристики новейших кораблей соседствовали с устаревшими техническими решениями. Это был флот, где консерватизм маститых адмиралов не всегда позволял талантливым изобретателям и перспективным тактикам пробить себе дорогу.

Создание броненосцев

Так уж вышло, что Россия не была в числе зачинателей броненосного кораблестроения. Первый русский бронированный корабль — броненосная плавучая батарея с говорящим названием «Первенец» — был построен не в России, а в Англии в 1863 г. и в незаконченном виде (из-за дипломатического конфликта с Великобританией) приведен в Кронштадт.

Собственно, англо-русский конфликт со всей наглядностью показал, что рассчитывать на техническую и материальную помощь Запада в строительстве боевых кораблей России не следует. Да и особой необходимости в этом не было. В стране уже существовала своя оригинальная конструкторская школа, родоначальником которой был знаменитый адмирал Попов.

А. А. Попов (1821–1898)
А. А. Попов (1821–1898) — выдающийся русский флотоводец, изобретатель, конструктор броненосных кораблей и организатор судостроения, видный военно-морской теоретик, полный адмирал. 1891

Под его руководством в 1872 г. был спроектирован и построен первый русский мореходный броненосец «Пётр Великий», ставший родоначальником нового класса боевых кораблей — эскадренных броненосцев. Именно они будут следующие 40 лет хребтом всех ведущих флотов мира.

«Пётр Великий» отличался удачным сочетанием всех конструкционных элементов и весьма добротной постройкой. Он прослужил до 1959 г., хотя в первой линии пробыл не так уж и долго — с 1877 по 1903 г.

Первый русский эскадренный броненосец «Пётр Великий»
Первый русский эскадренный броненосец «Пётр Великий»

Постройка и эксплуатация «Петра Великого» поставила ряд проблем перед русскими кораблестроителями и флотоводцами. Во-первых, выяснилось, что корабль такого класса очень дорог, и потому много их быть не может. Во-вторых, оказалось, что по своим тактико-техническим характеристикам он подходит для Балтики, но не для Черноморского флота.

И действительно, последующие русские эскадренные броненосцы почти полностью соответствовали идеологии «Петра Великого» — мореходные (у них постоянно увеличивались водоизмещение и высота борта), с хорошей дальностью плавания и неизменным основным вооружением — четыре 305-миллиметровых орудия в двух 2-орудийных башнях в носу и корме. Лишь длина ствола 12-дюймовок постоянно росла — от 20 до 40 калибров, равно как и увеличивался вес снарядов, дальность и скорость стрельбы. И конечно, скорость корабля — с 14 до 18 узлов (предел для тяжелых военных кораблей с паровой машиной). Вплоть до 1890 г. броненосцы для Балтийского флота не строились — вся судостроительная активность России была сконцентрирована в последующее десятилетие на Чёрном море. И не случайно.

Особые броненосцы

Победив Османский флот в войне 1877-1878 гг., русское военно-морское командование почивать на лаврах не могло. Броненосный флот Блистательной Порты по-прежнему был мощным — 14 единиц. То, что в силу ряда причин турки его в последующие десятилетия не развивали, в начале 1880-х гг. предположить не могли. Русскому же политическому руководству и военному командованию не давала покоя мысль о захвате Константинополя, для чего нужны были особые броненосцы, которые и воплотились в серии кораблей типа «Чесма» — «Екатерина II», «Синоп», «Георгий Победоносец», построенных в Николаеве в 1886-1892 гг.

По тем временам это были примечательные корабли. В отличие от принятого во всех мировых флотах стандарта — четыре 12-дюймовых орудия, они несли 6 таких пушек в трех башенноподобных установках, расположенных треугольником (2 впереди — справа и слева от надстройки, 1 сзади). Такое конструкторское решение было не случайным. Бригада новейших русских броненосцев должна была драться с турецким или британским флотом на встречном курсе у пролива Босфор.

В 1890 г. для Черноморского флота был построен броненосец «Двенадцать апостолов». Этот корабль от многих своих «одноклассников» в зарубежных флотах отличался весьма скромными размерами и крайне тривиальной судьбой: прослужив 20 лет, он не участвовал ни в одном сражении, на нем не произошло ни единой существенной аварии или поломки.

Броненосец «Двенадцать апостолов». 1892
Броненосец «Двенадцать апостолов». 1892

Пятерка эскадренных броненосцев на целое десятилетие стала основой русского Черноморского флота (в 1895 г. к ним добавился «Три Святителя»). По своей мощи эти новейшие корабли превосходили застывший на уровне 1878 г. флот Османской империи.

Потому дальнейшие усилия в постройке эскадренных броненосцев русское командование сосредоточило на Балтийском флоте. Тем более что его корабли и активно действовали в Средиземном море, и ходили по бурной Атлантике.

Эскадренный броненосец «Екатерина II» в Севастополе. 1902. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Эскадренный броненосец «Екатерина II» в Севастополе. 1902. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Броненосный корабль Чесма
Броненосный корабль Чесма

Что ни серия, то эксперимент

Перед Балтийским флотом изначально стояли поистине глобальные задачи. Если для моряков-черноморцев естественным противником была Турция, на помощь которой могла подоспеть либо английская, либо французская эскадра, да и действовать им пришлось бы в родной акватории, то для моряков-балтийцев список потенциальных врагов был весьма пространным. Это и Швеция с ее довольно компактным, но мощным береговым флотом, и Англия с большим количеством новейших кораблей, и первоначально союзная, а далее враждебная Германия с быстро развивающимся военным флотом, конечно, далекая Япония и огромный Китай со своими молодыми флотами британской, германской и французской постройки.

Таким образом, акваторией, в которой предстояло действовать кораблям Балтийского флота, являлся чуть ли не весь Мировой океан, а противниками могли быть и мощные броненосцы, и быстроходные крейсеры, и весьма тривиальные «купцы». Ввиду невозможности создать универсальный броненосец строили разные броненосцы.

Первые после «Петра Великого» эскадренные броненосцы «Гангут» (1890), «Наварин» (1891) и «Сысой Великий» (1893) носили на себе отпечаток экономии: на корабли ставили орудия длиной 30 калибров и с зарядами на дымном порохе.

Броненосец «Гангут»

Эскадренный броненосец «Гангут». 1894–1897. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Эскадренный броненосец «Гангут». 1894–1897. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ

Эскадренный броненосец «Гангут» прославился крайне несчастливой судьбой. Задуманный в качестве альтернативы дорогим стандартным броненосцам, этот корабль удешевили по всем характеристикам. Вместо барбетной или башенной установки с 305-миллиметровыми спаренными пушками поставили лишь одно такое орудие в примитивной полубашне. Считалось, что хорошая скорость, малые размеры, неплохая маневренность и подводный таран станут компенсацией недостающего вооружения. На практике паровые машины мощностью 6000 л. с. так ее и не развили. Единственная дымовая труба ограничивала температуру в топках, что в свою очередь привело к недобору проектной 14-узловой скорости хода. Отвратительная маневренность корабля стала неприятным сюрпризом для его создателей, а подводный таран — источником бед.

«Гангут» трижды садился на мель и сталкивался с подводными препятствиями. В одном случае, в проливе Бьёркезунд, ударившись о камень, корабль чуть было не затонул. Лишь упорство и героизм моряков, которыми руководил срочно прибывший на борт вице-адмирал Макаров, спасли его от гибели.

Однако 12 июня 1897 г. знаменитого адмирала на борту несчастного корабля не было. «Гангут» столкнулся с необозначенной подводной скалой у Выборгской банки и получил лишь небольшую трещину по правому борту в таранном образовании. Но именно из-за сложности конструкции этой носовой наделки 5 часов борьбы за корабль никаких результатов не дали. Как только команда покинула его, он быстро ушел носом под воду на глубину 29 м.

Устранение ошибок

Недостатки при проектировании первых балтийских броненосцев попытались исправить в следующих сериях. «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин» (1893-1896) — первая тройка — были броненосцами береговой обороны. Чтобы они могли действовать у берегов, осадку несколько уменьшили за счет сокращения запаса топлива и ограничения калибра орудий до 254 мм. В целом это были неплохие корабли, почти идеально приспособленные для защиты балтийских берегов и борьбы со шведскими «одноклассниками».

Черноморские броненосцы в строю. Иллюстрация из журнала «Нива». 1893
Черноморские броненосцы в строю. Иллюстрация из журнала «Нива». 1893
Эскадренный броненосец «Полтава» в Кронштадте. 1900. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Эскадренный броненосец «Полтава» в Кронштадте. 1900. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ

Вторая серия — «Полтава», «Петропавловск», «Севастополь» (1894— 1895) — стала прямым аналогом «Петра Великого», но на новом технологическом уровне. В результате Балтийский флот получил тройку современных и сбалансированных боевых кораблей — мореходных, хорошо защищенных и вооруженных, с приличной по тем временам дальностью плавания 3750 миль 10-узловым ходом. Неслучайно эти корабли стали настоящими рабочими лошадками русского флота в 1895-1905 гг.

Казалось бы, столь удачный тип можно развивать, но этого не произошло. Причиной стала ориентация Балтийского флота на гипотетическую войну с Великобританией, которая состояла бы из следующих ключевых элементов: уничтожения британских броненосцев и борьбы с британским торговым судоходством на океанских просторах. Знаменитые клиперы к тому времени устарели, и русское командование решило сделать ход конем.

Броненосец береговой обороны «Адмирал Нахимов» в доке. Иллюстрация из журнала «Нива». 1888
Броненосец береговой обороны «Адмирал Нахимов» в доке. Иллюстрация из журнала «Нива». 1888

Им оказалась серия океанских броненосцев-рейдеров «Ослябя», «Пере-свет», «Победа» (1898-1900). На кораблях применили новые пропорции — высокий борт и стремительный силуэт, благодаря чему удалось разместить угля больше, чем на других броненосцах, обеспечить рекордную дальность плавания 6200 миль и скорость 18 узлов. Платой за это стало облегчение артиллерии — до 254 мм, так же как на броненосцах береговой обороны, правда, при большем боезапасе.

Для борьбы с броненосцами Туманного Альбиона построили эскадренные броненосцы-тараны «Император Александр II» и «Император Николай I» (1887-1889). На этих кораблях сохранили лишь одну барбетную установку 305-миллиметровых спаренных орудий на носу — для подготовки таранного удара.

Эскадренный броненосец-рейдер «Победа». 1900–1904. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Эскадренный броненосец-рейдер «Победа». 1900–1904. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ

На фоне знаменитого английского броненосца-тарана «Виктория», удар которого готовило 2 носовых 413-миллиметровых орудия, русская серия выглядела бледно. Потому оба корабля с начала своей службы применялись как учебные. Однако этот эксперимент был быстро прекращен. На повестке дня стояла задача создания современных эскадренных броненосцев. Но по какому пути пойти? Для того чтобы определиться с выбором, русское правительство заказало 2 броненосца за границей.

С известной верфи Крампа в Филадельфии (США) для русского флота сошел «Ретвизан» (1901), а знаменитый французский корабел Эмиль Бертен построил «Цесаревич» (1903). И хотя первый оказался лучшим, но удачная схема защиты второго привела к тому, что именно он стал прототипом самой многочисленной серии русских эскадренных броненосцев типа «Бородино».

Эскадренный броненосец «Ретвизан» на реке Делавер. 1902. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Эскадренный броненосец «Ретвизан» на реке Делавер. 1902. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ. По мнению многих историков кораблестроения, построенный в США на верфи Крампа эскадренный броненосец «Ретвизан» стал лучшим кораблем такого класса в русском военноморском флоте

Экспериментальный броненосец в 1896 г. был построен и для Черноморского флота. Им стал мелкосидящий «Ростислав» (для защиты мелководного Днепро-Бугского лимана) с вооружением по типу балтийских броненосцев береговой обороны. Служба этого корабля проходила по всей акватории Чёрного моря.

Многообразие русских крейсеров

На смену парусным фрегатам в паровом флоте пришли крейсеры. В Российской империи этому классу кораблей уделялось пристальное внимание. И хотя на первый взгляд строительство крейсеров к началу ХХ в. шло несколько бессистемно, своя логика в этом была. У русских крейсеров, независимо от класса, задачи были куда более масштабные, чем у их западных аналогов.

К 1905 г. в России было построено 17 крейсеров 5 различных подклассов. Каждый класс и тип русских крейсеров обладали даже внешними отличиями, которые делали отдельно взятый корабль уникальным.

Эскадренные броненосные крейсеры

Эскадренный броненосный крейсер «Баян» в Тулоне. 1902. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Эскадренный броненосный крейсер «Баян» в Тулоне. 1902. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ

К такому подклассу относился лишь один — построенный во Франции в 1900 г. «Баян». У крейсера было сильное бронирование — от 60 до 203 мм — и неплохая, почти в 21 узел, скорость, а также вооружение: 203-миллиметровых орудия — 2 (находились в 2 башнях корабля), 152-миллиметровых — 8 (размещались в казематах).

Высокоавтономные океанские броненосные крейсеры

Корабли этого подкласса — «Рюрик» (1892), «Россия» (1895), «Громобой» (1898) — были удивительно сильно вооружены: 203-миллиметровых орудий — 4, 152-миллиметровых — 16. При скорости хода 20 узлов они имели огромную дальность плавания — 6000-8000 миль. На кораблях были созданы относительно комфортные условия пребывания экипажа и сильная броня — от 152 до 254 мм.

Для увеличения дальности плавания экономическим ходом на крейсере «Россия» впервые в мире была применена вспомогательная дизельная энергетическая установка, а на «Громобое» дальности плавания 8100 миль удалось достичь традиционными методами. По этому показателю русский крейсер стал мировым рекордсменом своего времени.

6000-тонные бронепалубные крейсеры

Бронепалубный крейсер «Аскольд». Дореволюционная фотография. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Бронепалубный крейсер «Аскольд». Дореволюционная фотография. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ. Построенный в Германии, корабль отличался уникальным пятитрубным силуэтом

Наиболее многочисленная серия русских крейсеров включала 6 единиц — «Варяг» (1902), «Аскольд» (1900), «Богатырь» (1901), которые были построены по индивидуальным проектам, и «Олег», «Очаков», «Память Меркурия» (1903-1906), созданные по единому проекту. Это были быстроходные (23-24 узла) корабли со слабым 70-миллиметровым бронированием и мощным вооружением из 152-миллиметровых орудий в количестве 10-14 единиц.

Эскадренные разведчики — броненосные крейсеры

В истории русского флота корабли «Паллада», «Аврора» и «Диана» фигурируют в качестве альтернативы дорогим крейсерам предыдущего подкласса. «Богини» аналогичны предыдущим бронепалубным крейсерам по вооружению и бронированию, но за счет уменьшения скорости хода до 19 узлов им было предназначено действовать только с соединениями эскадренных броненосцев и лишь изредка самостоятельно. В отличие от своих старших братьев, эти корабли могли выступать и как флагманские.

Знаменитая «Аврора» на вечной стоянке в Санкт-Петербурге
Знаменитая «Аврора» на вечной стоянке в Санкт-Петербурге. Сегодня, являясь стоечным кораблем-памятником и филиалом Центрального военно-морского музея, крейсер еще и учебный корабль Нахимовского училища

Именно в таком качестве поработал лишь один корабль — «Аврора». В 21:40 25 октября 1917 г. из его носового 152-миллиметрового орудия был дан холостой выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца. С этого залпа началась Великая Октябрьская социалистическая революция.

Легкие крейсеры-разведчики

Четверка кораблей — «Новик» (построенный в Германии), «Боярин» (в Дании), «Изумруд» и «Жемчуг» (в России) — почти не бронировалась и оснащалась лишь 120-миллиметровыми орудиями. Зато скорость судов этого типа превысила 25 узлов, а «Новик» развил даже 26 узлов, что до сего дня является рекордом среди боевых кораблей с паровыми машинами. В отличие от своих собратьев, эти крейсеры были отнесены к II рангу.

Рождение легких сил

Именно Россия стояла у истоков миноносного флота: здесь увидели перспективу оружия, способного поразить противника в подводную часть корпуса. Уже в период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. по предложению вице-адмирала Попова велось усиленное строительство прибрежных носителей шестовых и самодвижущихся мин (так в ту пору называли торпеды) — миноносок. Построено их в разных сериях было 100 штук. Наряду с видимыми достоинствами был и недостаток — малый радиус действия.

Миноноска № 61 типа «Дракон». 1885
Миноноска № 61 типа «Дракон». 1885. Интересно, что вопреки сложившейся уже тогда практике данный прибрежный корабль вооружен минными аппаратами, которые применяли исключительно в русском флоте не для стрельбы, а для метания мин (торпед)

Стремясь исправить это, русское командование пошло двумя путями. В 1877 г. на петербургском заводе Берда построили первый в мире мореходный миноносец «Взрыв». Он был похож скорее на торговое судно, чем на боевой корабль. Да и скорость — 12 узлов — явно не соответствовала задачам быстрого удара по эскадрам противника.

В 1880 г. в Англии был заказан для русского флота мореходный миноносец «Батум». Условия для известного британского кораблестроителя Ярроу стояли крайне жесткие — создать корабль, способный на сильном волнении держать скорость 20 узлов, при этом его дальность плавания должна была позволить перейти из Англии в Севастополь. Хотя британские судовладельцы постоянно обманывали свое Адмиралтейство, с русским заказом сделать это было невозможно. В результате на воду спустили корабль, мореходность которого стала нарицательной. До сего дня в Королевском флоте способность боевых кораблей ходить по бурному морю оценивают по типу «Батума».

«Батум» — основоположник целого поколения русских миноносцев
«Батум» — основоположник целого поколения русских миноносцев
Эскадренный миноносец «Буйный»
Эскадренный миноносец «Буйный» — типичный представитель класса мореходных миноносных судов начала ХХ в. 1901–1905

Этот миноносец послужил прототипом для различных серий аналогичных кораблей в ряде флотов мира, и, развивая его, русский флот к концу века получил несколько серий мореходных миноносцев, способных на скорости более 20 узлов действовать с эскадрой броненосцев и крейсеров, что и проявилось в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Правда, к ее началу у российского флота было и секретное оружие — первые, но уже пригодные для боевого применения подводные лодки.

Русский военный флот четверть века (1880-1905) осваивал подводные силы. И если первые серийные субмарины России были способны лишь на защиту гаваней, то к началу войны с Японией в 1904-1905 гг. ее подводные лодки уже стали наступательным оружием, пусть лишь теоретически.

Памятник первой серийной подводной лодке конструкции С. К. Джевецкого в Гатчине
Памятник первой серийной подводной лодке конструкции С. К. Джевецкого в Гатчине. Всего было построено 50 единиц
Минный (торпедный) аппарат (вверху) и типичная торпеда Уайтхеда
Минный (торпедный) аппарат (вверху) и типичная торпеда Уайтхеда



Поделиться ссылкой