Русско-японская война. 1904—1905 гг.

Русский плакат начала Русско-японской войны «Посидим у моря, подождем погоды». 1904
Русский плакат начала Русско-японской войны «Посидим у моря, подождем погоды». 1904. Джон Буль (Англия) и Дядя Сэм (США) толкают японского микадо на войну с Россией. Порт-Артур обороняет забайкальский казак, зажав под мышкой крепостное орудие

Российский флот долгое время готовился воевать с извечными противниками — Англией и Турцией. Не исключалось столкновение с Германией и Францией. Впрочем, в начале ХХ в. русские моряки готовы были сразиться с кем угодно. И практика это доказывала — в 1900 г. русские канонерские лодки успешно бомбили форты китайского порта Таку. Однако новый противник — далекая и загадочная Япония — оказался крепким орешком.

Русские силы на Дальнем Востоке

В Токио прекрасно понимали, что обширные планы по завоеванию Кореи, Китая, Сахалина и Камчатки придется корректировать с учетом противодействия со стороны России, которая к тому времени надежно обосновалась на Дальнем Востоке. Форпостами русской мощи являлись Владивосток и Петропавловск-Камчатский, но куда более серьезное значение имел комплекс ее баз на Ляодунском полуострове Китая — Порт-Артур и порт Дальний. Они же были определены в качестве базы Сибирской (или, как ее еще неофициально называли по месту основного базирования, Порт-Артуровской) флотилии, которая в 1902 г. была переименована в эскадру Тихого океана. Причем русские крейсеры и канонерские лодки активно посещали и другие китайские и корейские порты, создавая военно-политическое давление на Японию.

Однако кораблей для контроля столь обширных пространств не хватало, потому в 1902 г. русское правительство приняло кораблестроительную программу «Для нужд Дальнего Востока». В кратчайшие сроки предстояло либо построить, либо отправить в регион для постоянного базирования 10 эскадренных броненосцев, 4 броненосных и 20 легких и бронепалубных крейсеров, а также несколько десятков эсминцев. Первенец программы — эскадренный броненосец «Цесаревич» — сразу же после спуска на воду был направлен на Дальний Восток без традиционного захода на Балтику для императорского смотра. Этот факт свидетельствует, сколь напряженными были отношения с быстро растущей в военном и политическом плане Японией.

Японское командование четко осознавало угрозу со стороны русского флота и понимало, что парировать его мощь можно, лишь заблокировав и быстро уничтожив корабли эскадры Тихого океана в своих базах. Именно поэтому в ночь на 27 января 1904 г. 8 японских миноносцев на внешнем рейде Порт-Артура неожиданно атаковали и повредили эскадренные броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич», а также бронепалубный крейсер «Паллада». Так началась трагичная для российского флота Русско-японская война 1904-1905 гг.

Флот страны восходящего солнца

В отличие от России, к строительству своего военного флота Япония приступила в конце 1880-х гг. Изначально японцы делали ставку на постройку кораблей в ведущих морских державах (кроме России), постепенно перенимая опыт и организовывая работу у себя на верфях. И хотя во Франции, США, Германии корабли для японского флота строились добротно, в 1894 г., то есть сразу же после успешной для Японии войны с Китаем, выбор пал на английских производителей.

«Мацусима» в бою. К. Киётика. 1894
«Мацусима» в бою. К. Киётика. 1894. Крейсер «Мацусима», один из первых современных броненосных кораблей Японии, был построен во Франции по проекту Э. Бертена. Несмотря на его успех, адмиралы Страны восходящего солнца с 1895 г. заказывали корабли у англичан

Это принесло свои плоды. К началу 1904 г. японский флот насчитывал 6 современных броненосцев, 6 броненосных крейсеров (еще 2 строились в Италии по, наверное, самому лучшему проекту такого класса кораблей типа «Гарибальди»), 10 бронепалубных крейсеров, более 50 эсминцев и миноносцев.

Под стать корабельному составу японцы выработали весьма эффективную тактическую концепцию, получившую название «6 на 6». Эскадра из 6 броненосцев поддерживается эскадрой из 6 броненосных крейсеров, иные силы только обеспечивают сокрушительный удар флотского ядра. Кроме того, велась усиленная подготовка моряков, которая длилась годами на конкретном боевом посту. В результате японский флот, укомплектованный призывниками, считался профессиональным.

Эскадренный броненосец «Ясима»
Эскадренный броненосец «Ясима» — фактически первенец британо-японского сотрудничества в области кораблестроения, созданный в 1897 г. и ставший основой японской тактической концепции «6 на 6», которая принесла флоту Страны восходящего солнца победу в войне с Россией

Офицеры японских кораблей постоянно учились. Выпускники военно-морского училища в Этадзиме направлялись на броненосцы (кто учился на отлично), крейсеры (кто учился на хорошо) и легкие силы (кто учился хуже).

Правда, даже таким примечательным составом одолеть русский флот было невозможно. Ни японцы, ни их учителя англичане не имели представления об истинных характеристиках новейших его кораблей. Известно было одно — русская артиллерия стреляет лучшими в мире бронебойными снарядами, а с торпедами российские моряки управляются лучше, чем кто-либо. Служа по 6-7 лет на флоте, они являлись настоящими профессионалами. Не менее опытными были и российские офицеры. Однако, по мнению японцев, существовал один серьезный недостаток — излишняя централизация управления. Нарушив ее, японские адмиралы надеялись достигнуть успеха.

Впрочем, русские корабли надо было и потопить. Для этого японцы пошли по неправильному, казалось бы, пути. Они сделали ставку не на бронебойные снаряды, которые все равно не справились бы с русской броней, а на фугасные. Парадоксальное решение оказалось выигрышным.

Русские силы на Дальнем Востоке

К 1904 г. на Дальнем Востоке базировались 1-я эскадра Балтийского флота (отряды броненосцев, крейсеров-разведчиков и эскадренных миноносцев в Порт-Артуре и отряд крейсеров во Владивостоке) и Сибирская флотилия (группа канонерских лодок, в том числе знаменитый «Кореец»). С началом войны все корабли вошли в состав эскадры, базировавшейся в водах Дальнего Востока, во главе с вице-адмиралом Макаровым.

Приказом по Морскому ведомству 17 апреля 1904 г. она стала именоваться 1-й эскадрой Тихого океана, а из кораблей, готовящихся для ее усиления на Балтике, сформировали 2-ю эскадру Тихого океана под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского.

Подготовка 1-й эскадры оценивалась высоко, но японцы заставили русские корабли действовать в крайне невыгодных для них условиях.

Бои 1-й эскадры Тихого океана

Первый бой русская эскадра приняла неожиданно и на рейде собственной базы — Порт-Артура. Японская торпедная атака хотя и была в целом успешной, к гибели русских кораблей не привела. Однако повреждения лучших броненосцев были серьезными. Все это заставило русское командование не начинать активные действия, а подождать, пока будут устранены повреждения, чем и воспользовались японцы.

Блокада Порт-Артура

Японцы установили впервые в истории дальнюю блокаду российской военно-морской базы, как бы вынуждая ее корабли выйти в море и вступить в решающее сражение. Пока русские адмиралы готовились, японские корабли старались избавиться от неприятельских сил, которые были рассредоточены в других портах.

Маршал флота Японской империи адмирал Того Хэйхатиро на мосту линкора «Микаса»
Маршал флота Японской империи адмирал Того Хэйхатиро на мосту линкора «Микаса»

Впрочем, и саму базу японцы оставить в покое не могли. Уже 24 февраля 1904 г. они попытались затопить 5 старых транспортов у входа в гавань Порт-Артура. Попытка не удалась — стоявший на внешнем рейде поврежденный «Ретвизан» расстрелял весь вражеский отряд.

Японцы предприняли другую попытку 27 марта. Однако 4 транспорта, нагруженные камнями и цементом, из-за противодействия русских моряков были затоплены слишком далеко. Лишь 3 мая японцам удалось затопить 8 старых судов на фарватерах Порт- Артура. И хотя 1-я эскадра была блокирована всего на несколько дней, японцы беспрепятственно высадили в Маньчжурии свою 2-ю армию.

В результате главная русская военно-морская база оказалась в тесном кольце японских войск. Моральный дух защитников крепости и русских моряков к тому времени был уже подорван: 31 марта при попытке выйти всей эскадрой из гавани флагманский эскадренный броненосец «Петропавловск» налетел сразу на 3 мины и за 2 минуты ушел на дно, а вместе с 650 членами экипажа погиб и Макаров. Трагичность ситуации оказалась в том, что мины были свои, выставленные в конце января минным транспортом «Амур».

Прорыв к Владивостоку

Единственным спасением флота был его прорыв во Владивосток (по мнению многих исследователей, именно наличие в главном российском дальневосточном порту соединения из 13 подводных, пусть и несовершенных, лодок не позволило японскому флоту атаковать Владивосток на протяжении всей Русско-японской войны 1904— 1905 гг.). Новый командующий князь П. П. Ухтомский и его преемник вице-адмирал Н. И. Скрыдлов стали готовить 1-ю эскадру к прорыву во Владивосток. Шансы для этого были высоки, поскольку по плану ее встречали броненосные крейсеры «Рюрик», «Громобой» и «Россия» — основные корабли Владивостокского отряда крейсеров, ставшего к тому времени знаменитым.

Все это вселяло надежду на успех, вопрос заключался лишь в том, когда наступит нужный момент. И он не заставил себя ждать — 25 июля японская осадная артиллерия стала обстреливать Порт-Артур, дальнейшее пребывание кораблей в гавани было смертельно опасным.

ОТВАЖНЫЙ ОТРЯД КРЕЙСЕРОВ

Первые полгода войны отряд действовал поистине дерзко. Корабли, используя свою высокую автономность, неожиданно покидали город, огибали Японию с востока и доходили вплоть до острова Формоза и далее через Корейский пролив возвращались домой. В ходе группового крейсерства отряд уничтожал японские транспорты, правда, без видимой системы. Это, конечно, не наносило фатального урона японцам, но моральное воздействие оказывало настолько серьезное, что за время операций отряда (к слову, о них тогда вообще мало кто знал) японское командование даже не попыталось отправить корабли для его уничтожения. Собственно, как бороться с океанскими броненосными рейдерами, в ту пору не знали.

Броненосный крейсер «Россия». 1895–1922
Броненосный крейсер «Россия». 1895–1922. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ. На нем впервые в практике мирового кораблестроения была смонтирована вспомогательная дизельная энергетическая установка для увеличения дальности плавания и на постоянной основе стал базироваться змейковый аэростат наблюдения. К сожалению, эти новинки использовались крайне редко

Бой в Жёлтом море

В ночь на 28 июля 1-я эскадра Тихого океана под командованием вице-адмирала Вильгельма Карловича Витгефта (младшего флагмана, который заменил Скрыдлова на время его болезни) вышла в Жёлтое море. Это не было неожиданностью для японцев, поскольку их дозорные суда сразу обнаружили русские корабли. На перехват пустился весь японский флот, находившийся в море, под командованием вице-адмирала Х. Того.

К полудню с расстояния 14,8 км японские броненосцы открыли огонь по русскому соединению. Российские моряки ответили. Завязался бой на предельной по тем временам дистанции. Японские корабли активно стреляли и маневрировали, стремясь охватить голову русской эскадры, прежде всего флагманский броненосец «Цесаревич». Русские стреляли реже, но попаданий добивались больше.

Впрочем, флагманские корабли (и русский «Цесаревич», и японский «Микаса») получили настолько серьезные повреждения, что вынуждены были передавать свои функции другим кораблям, стремившимся подойти поближе. В этой свалке эскадренный броненосец «Ретвизан», развив максимальную скорость, попытался выйти в таранную атаку на японский броненосный крейсер «Ниссин», но скорострельная артиллерия последнего заставила экипаж прославленного русского броненосца повернуть к своему строю.

«Цесаревич» после сражения в Жёлтом море. 1904
«Цесаревич» после сражения в Жёлтом море. 1904

В итоге к 14 часам было ясно — сражение для обоих флотов может закончиться плачевно. На «Микасе» были убиты 2 командира корабля, а на «Цесаревиче» погиб командующий эскадрой вице-адмирал Витгефт, который не верил в успех сражения. Деморализованные русские экипажи повернули свои корабли назад, правда, не все. «Цесаревич» ушел в германскую базу Циндао, «Аскольд» — в Шанхай, а «Диана» — в Сайгон.

Самый быстроходный русский крейсер «Новик», обогнув Японию, очутился в порту Корсаков на Сахалине, где был заблокирован японским крейсером «Якумо». Приняв новый бой и израсходовав все боеприпасы, не имея возможности уйти во Владивосток, команда затопила корабль в гавани порта.

Вернувшиеся в Порт-Артур российские суда стали пусть нелегкими, но многочисленными целями для японской осадной артиллерии. Простояв до 20 ноября в гавани своей базы в ожидании помощи с Балтики или русской сухопутной армии, они были затоплены в день капитуляции крепости.

Бой в Жёлтом море имел и иное последствие. Стремясь встретить Порт-Артурскую эскадру, Владивостокский отряд крейсеров вновь вышел в море. Утром 1 августа в Корейском проливе он был обнаружен японской эскадрой (6 броненосных крейсеров) контр-адмирала Камимуры. Превосходство в силах было на стороне противника. Российские крейсеры приняли бой, но вся мощь японцев обрушилась на «Рюрик». Своей гибелью он дал возможность другим русским кораблям уйти.

Бой «Варяга» и «Корейца».
Трагическое сражение Русско-японской войны

В истории русского флота есть немало славных страниц. Но ни одна из них по степени героизма и трагизма не сравнится с баталией крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вблизи корейского порта Чемульпо.

В первый день Русско-японской войны, 27 января 1904 г., российский бронепалубный крейсер «Варяг» под командованием капитана II ранга В. Ф. Руднева и канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана II ранга Г. П. Беляева выдержали беспримерный бой с эскадрой японского контр-адмирала С. Уриу из 6 крейсеров и 4 миноносцев. Беспримерный, поскольку силы противников были абсолютно неравными. К тому же сражение проходило на глазах у экипажей кораблей Англии, Франции, Италии и США, потому моментально стало известным, а после обрело бессмертие.

Гибель «Варяга». Вид с французского крейсера «Паскаль». Рисунок начала XX в.
Гибель «Варяга». Вид с французского крейсера «Паскаль». Рисунок начала XX в.

Прорыв из порта Чемульпо

Русский отряд предпринял бесстрашную попытку вырваться из Чемульпо. «Варяг» и «Кореец» вступили в бой не в самом порту, а на выходе из него, что бы даже случайные снаряды не поразили город и корабли других держав.

Загоревшийся в порту Чемульпо российский крейсер «Варяг» (крайний справа). 1904
Загоревшийся в порту Чемульпо российский крейсер «Варяг» (крайний справа). 1904

Российские моряки сражались ровно столько, сколько позволяли им запасы снарядов. Повреждения они нанесли всем японским крейсерам, которые не выполнили свою задачу. Однако русские корабли прорваться в Порт-Артур ввиду неравенства сил уже не смогли. «Кореец», чтобы не достаться врагам, был взорван, а «Варяг» затоплен.

Этот бой произвел на мировую общественность столь сильное впечатление, что, несмотря на поражение в Русско-японской войне, моряки Российской империи обрели по всему миру славу непобежденных.

2-я эскадра Тихого океана

Карта похода 2-й эскадры Тихого океана
Карта похода 2-й эскадры Тихого океана

После гибели броненосца «Петропавловск» и адмирала Макарова на Балтике в срочном порядке началась подготовка к походу в Тихий океан следующей эскадры. Ее основу составили новейшие боевые корабли — броненосцы «Князь Суворов», «Бородино», «Император Александр III», «Орёл», крейсеры «Олег», «Изумруд», «Жемчуг», миноносцы «Грозный», «Громкий», «Резвый», «Пронзительный» и «Прозорливый», а дополнили броненосец «Ослябя», крейсер «Аврора» и еще 4 миноносца.

Однако этих сил было недостаточно, потому в состав эскадры включили устаревшие корабли — броненосцы «Наварин», «Сысой Великий», крейсеры «Адмирал Нахимов», «Дмитрий Донской». Несколько иностранных пароходов купили и переоборудовали во вспомогательные крейсеры: «Терек», «Кубань», «Урал», «Рион», «Дон» и «Днепр». Они должны были действовать на коммуникациях противника. В состав эскадры включили пароход «Русь», на котором располагался воздухоплавательный парк воздушных шаров. Сомнительная боевая ценность крейсеров «Свет лана» и «Алмаз», переделанных из яхт, не помешала им войти в состав эскадры.

Эскадренный броненосец «Бородино» перед ходовыми испытаниями в Кронштадте. 1904. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Эскадренный броненосец «Бородино» перед ходовыми испытаниями в Кронштадте. 1904. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ

В Кронштадте 1 августа Рожественский поднял свой флаг на броненосце «Князь Суворов». В течение месяца его корабли совершили практическое плавание по Балтийскому морю, а 29-го числа перешли в Ревель, где активно занимались стрельбами, отражением минных атак и подготовкой к походу. На рейде Ревеля 26 сентября состоялся императорский смотр эскадры. В поход на Дальний Восток она отправилась 2 октября.

Эскадру сопровождало большое количество транспортов с запчастями для кораблей, различными военными грузами и углем. Предстояло пройти 18 000 миль, преодолеть 3 океана, достичь Порт-Артура и, соединившись с 1-й эскадрой Тихого океана, добиться господства на море, прервать доставку снабжения и пополнений для японской армии и помочь русским сухопутным силам разблокировать Порт-Артур. На всем пути 2-й эскадры Россия не имела ни одной своей базы. Пополнение запасов, погрузка угля, прием воды, починка кораблей — все это осуществлялось в открытом море или на рейдах нейтральных стран.

При прохождении датских проливов сохранялась повышенная боеготовность — ожидались атаки японских миноносцев, которые могли действовать от берегов союзной им Англии. В ночь на 9 октября в Северном море корабли эскадры обстреляли английских рыбаков, приняв их за японские миноносцы. Разбирательством этого инцидента занималась международная комиссия адмиралов в Гааге. Русское правительство выплатило пострадавшим рыбакам 65 000 фунтов стерлингов.

Почти каждую неделю корабли эскадры грузили уголь с таким расчетом, чтобы всегда иметь его полный запас. Об этом Рожественский даже издал специальный приказ № 138 от 27 октября 1904 г. Углем засыпали даже жилые палубы, кают-компании кораблей, помещения торпедных аппаратов, проходы, бани, сушилки. Погрузки, которые производились силами экипажа, очень изматывали моряков.

3-я эскадра Тихого океана

Морское Министерство 19 декабря 1904 г. сообщило, что к берегам Мадагаскара, где стояла 2-я эскадра, будет послан отряд контр-адмирала Н. И. Небогатова, названный 3-й эскадрой Тихого океана.

Решение о создании этого отряда было принято еще в ноябре, когда большая часть кораблей 1-й эскадры Тихого океана была уничтожена и возникла необходимость срочно усилить 2-ю. Предполагалось отправить на Дальний Восток броненосцы «Слава», «Император Николай I», «Император Александр II», броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин», крейсеры «Владимир Мономах», «Память Азова», «Адмирал Корнилов» и более 10 миноносцев. Некоторые корабли оказались слишком старыми, их решили оставить на Балтике, часть же кораблей достроить так и не успели. В результате в Тихий океан вышли «Император Николай I», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Владимир Мономах».

Эскадренный броненосец «Император Николай I». 1905. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Эскадренный броненосец «Император Николай I». 1905. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ

Подготовка кораблей к предстоящему походу шла спешно: были установлены новое вооружение, дальномеры и прожекторы, улучшена защита от осколков. К февралю 1905 г. ее завершили, и 3-го числа отряд покинул Либаву, 12 февраля он прошел Ла-Манш, 12 марта — Суэцкий канал, после стоянки в Джибути (20-24 марта) успешно минул Индийский океан, 19 апреля вошел в Малаккский пролив, а 24-го числа встретился с эскадрой Рожественского. Эскадра преодолела 12 000 миль за 83 дня.

Стоянка 2-й эскадры Тихого океана на Мадагаскаре продлилась до 3 марта 1905 г. Там экипажи грузили уголь, воду, продовольствие, ремонтировали механизмы и корпуса кораблей. Корабли совершали артиллерийские и торпедные стрельбы, маневры. За это время были получены известия о падении Порт-Артура и полном уничтожении 1-й эскадры Тихого океана, что отрицательно сказалось на моральном духе офицеров и матросов Рожественского. Тем не менее, вскоре они вышли к берегам Индокитая, где предстояла встреча с отрядом Небогатова. Необходимо было прорываться во Владивосток и, встретившись с японским флотом, в генеральном сражении решить судьбу войны.

Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин»
Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин»

Русские корабли вошли в бухту Камрань 1 апреля. Однако французское правительство потребовало покинуть ее. Через 8 дней, закончив погрузку угля, воды и припасов, из бухты ушли все боевые корабли, они 4 дня маневрировали в море. В бухте оставались лишь транспорты под охраной крейсера II ранга «Алмаз». 13 апреля эскадра перешла в бухту Ван-Фонг, в 40 милях севернее Камрани, где стала ожидать отряд Небогатова, но соединилась с ним лишь 26 апреля в 20 милях от названной бухты.

Теперь под флагом Рожественского находилось 34 боевых корабля: 8 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 9 крейсеров, 5 вспомогательных крейсеров, 9 миноносцев, большое количество вспомогательных судов и транспортов. На встрече отрядов Рожественского и Небогатова было решено прорываться во Владивосток самым коротким путем через Корейский пролив. Приняв уголь, воду и припасы, покрасив корабли и исправив повреждения, эскадра 1 мая двинулась дальше.

Причины поражения в Цусимском сражении

Карта Цусимского сражения. 14–15.05.1905
Карта Цусимского сражения. 14–15.05.1905

В ночь на 14 мая, на 224-й день похода, 2-я эскадра Тихого океана вошла в Корейский пролив. И уже к утру завязалось сражение, длившееся почти сутки и получившее название Цусимского.

Мощнейшее соединение превосходного Балтийского флота после длительного океанского перехода в 14 000 миль, вступив в бой с примерно равными по числу силами японского флота, начисто битву проиграло. Почему? Об этом исследователи спорят до сих пор.

Не вдаваясь в подробности боя, хорошо известного по научной и художественной литературе, остановимся на причинах, по которым русский флот понес самое сокрушительное за свою историю поражение.

Боевым кораблям 2-й эскадры Тихого океана предстояло сражение с японским Соединенным флотом, в состав которого входило 4 броненосца, 8 броненосных крейсеров, 12 крейсеров, 13 вспомогательных крейсеров, 21 эсминец, 43 миноносца. В принципе, силы были примерно равными, даже с некоторым перевесом у русской стороны по причине лучшего бронирования новейших броненосцев и эффективности их бронебойных снарядов.

Японский броненосный крейсер «Ниссин» на якоре. 1905
Японский броненосный крейсер «Ниссин» на якоре. 1905. Этот наиболее совершенный корабль периода Русско-японской войны в Цусимском сражении получил самые серьезные повреждения среди всех японских кораблей

Свои плюсы были и у японцев. Их базы располагались рядом с районом сражения, и, самое важное, русскую эскадру ждал Соединенный флот — 3 эскадры из 6 боевых отрядов, 5 отрядов эсминцев и 8 отрядов миноносцев. Пока русские совершали свой тяжелейший переход, японцы полностью отремонтировали свои корабли, усилили их вооружение, боезапас и защиту с учетом опыта недавних боев, а моряки усиленно занимались боевой подготовкой. Необходимо отметить, что российской эскадре противостоял флот, имевший богатый боевой опыт тяжелого противостояния с 1-й эскадрой Тихого океана.

Однако не это было главное. Талантливый японский адмирал Того Хэйхатиро верно разглядел слабые стороны русской эскадры и обратил мощь своего флота против них. Их было предостаточно. Во-первых, русские моряки устали от тяжелейшего 7-месячного перехода и хотели как можно скорее прийти во Владивосток. Значит, первую фазу боя следует организовать в ночи или ближе к рассвету. Во-вторых, флагманы на российских кораблях находились во главе своих отрядов. Следовательно, при повороте на 180° управление флотом собьется, ибо на концевом корабле, который станет начальным, адмирала не будет. Для того чтобы флагман вновь оказался впереди, русской эскадре придется описать большую циркуляцию.

Того Хэйхатиро все это учел и посадил младшего флагмана на концевой корабль своих отрядов. В итоге при любом повороте во главе японской корабельной колонны стоял адмирал. Стратегический же замысел японского командующего сводился не к уничтожению всего российского флота в линейном и бесперспективном для японцев бою, а к охвату головы противника. Именно это и было, к неожиданности русских адмиралов, совершено у Цусимы.

Наконец, все русские корабли были перегружены больше положенного. Того Хэйхатиро понимал, что худшие по качеству японские бронебойные снаряды будут смертоносными лишь в случае попадания ниже ватерлинии. Шансов на это было крайне мало. Тогда вопреки существующим правилам японцы запланировали стрелять по русским кораблям фугасными снарядами, которые были начинены сверхмощным взрывчатым веществом менилитом, или, как называли его в Японии, шимозой.

Броню такие снаряды не пробивали, но разрушали разнообразные надстройки и заливали вражеские корабли тоннами воды, одновременно осыпая их килограммами осколков. В результате перегрузка усиливалась, и корабли 2-й эскадры Тихого океана уходили на дно или бронированный корабль превращался в небоеспособную бронированную коробку, ибо стрелять прицельно он уже не мог: все наблюдательные, командные и корректировочные посты русских кораблей с их дальномерами были разбиты.

Одним словом, японцы переиграли русских моряков и тактически, и технически, что предопределило их победу. Само Цусимское сражение привело к окончательному проигрышу России в войне с Японией и вызвало в стране первую революцию 1905-1907 гг., в которой флот принял довольно своеобразное участие. Корабли не воевавшего с Японией Черноморского флота — эскадренный броненосец «Князь Потёмкин Таврический» и бронепалубный крейсер «Очаков», на которых вспыхнули восстания моряков, — навсегда вошли в историю.




Поделиться ссылкой