Становление регулярного русского флота. Военно-морской флот Петра I

Для того чтобы получить выход к морю, Русскому государству, помимо армии, нужен был мощный военный флот. Его пришлось создавать буквально с нуля, ибо отработанные веками конструкции карбасов, ладей, шитиков, кочей и стругов не подходили для решения задач, какие стояли перед молодой Россией.

Потешные нептуновы забавы

Благодаря таланту и знаниям, да и чего греха таить, тирании и жестокости молодого царя Россия всего лишь за 30 лет превратилась из сухопутной державы в государство, обладающее третьим по мощи военным флотом в мире.

Русский флот вместе с Петром I создавали его сподвижники, которым пришлось со своим августейшим сюзереном многому учиться. Одно лишь имя ближайшего соратника — светлейшего князя и генералиссимуса Александра Даниловича Меншикова — чего стоит!

История русского военного флота начинается почти одновременно и так же, как история регулярной русской армии, — с потешных забав будущего царя в крепости Прешбург на подмосковной реке Яузе. Наблюдая за жителями окрестных сел, перемещавшихся на своих лодочках по реке, у юного царевича возникла идея разнообразить марсовы забавы нептуновыми.

За лето 1692 г. была создана Прешбургская флотилия — несколько лодок самых разных размеров, дополненных различными речными суденышками — 2 баркасами, стругом и шнекой. И хотя шнеки, как правило, несли 1-2 мачты высотой до 6 м с прямым и гафельным парусами, яузский корабль, равно как и струг, не имел, скорее всего, парусного вооружения. Вся флотилия ходила на веслах и не очень далеко отдалялась от крепости.

Франц Тиммерман показывает молодому Петру I ботик «Святой Николай». Г. Мясоедов. 1911. Мурманский краеведческий музей
Франц Тиммерман показывает молодому Петру I ботик «Святой Николай». Г. Мясоедов. 1911. Мурманский краеведческий музей

В селе Измайлово вместе с Францом Тиммерманом, бывшим голландским военным моряком, который давно жил в России, Пётр в амбаре Льняного двора обнаружил английский ботик. Спросив у своего учителя о преимуществах судна перед русскими кораблями и лодками, юный царь получил ответ, заставивший его резко пересмотреть свое отношение к нептуновым забавам.

Идея свободно перемещаться по водной глади под парусом буквально заворожила молодого Петра, и он приказал голландскому корабельному мастеру Карстену Брандту отремонтировать, оснастить и спустить ботик на воду. В помощь были определены русские мастеровые, не так давно строившие корабль «Орёл». Вскоре молодой царь с товарищами стал осваивать навыки хода под парусом. Видимо, тогда ботик нарекли «Святой Николай» в честь православного святого, покровителя детей и моряков. Выбор имени неслучаен. Первыми русскими моряками в основном были юные сверстники Петра, которые боялись воды и нуждались в покровителе, равно как и зарождающийся русский флот. Николай Чудотворец для этой роли подходил лучше всего. Официальное название не прижилось: кораблик до сих пор называют либо просто ботиком, либо с подачи Петра I — «дедушкой русского флота».

Часть поморской шнеки. Мурманский краеведческий музей
Часть поморской шнеки. Мурманский краеведческий музей. Первая яузская шнека, видимо, ничем не отличалась от этого экспоната

Флотилия на Плещеевом озере

Подмосковная река оказалась небольшой для постоянно растущих морских идей юного царя. Пётр Алексеевич приказал переместить ботик и часть судов Прешбургской флотилии на Просяной пруд, недалеко от села Измайлово, а потом на Плещеево озеро, на берегу которого стоял Переславль-Залесский. Там же построили корабельную верфь и полноценную пристань для судов, прикрываемую пушками.

Современный вид на реку Яузу
Современный вид на реку Яузу

К концу весны 1692 г. Переславская, или потешная, флотилия была создана. На 5 верфях, по большей части импровизированных (на реках Яуза, Москва-река и Трубеж, а также в селе Преображенском и городе Переславле-Залесском), было возведено или отремонтировано свыше 100 плавсредств: 2 корабля («Марс» и «Анна»), 2 фрегата, 3 яхты, бригантина, галера, ботик («Святой Николай»), бот («Фортуна») и около 90 мелких парусногребных судов и лодок. В июне 1692 г. был устроен смотр кораблей.

От кораблей Переславской флотилии до наших дней дошли лишь якоря и несколько пушек. Исключением стали знаменитый ботик и бот «Фортуна», который построил сам царь Пётр I в 1690 г.

Молодой царь Пётр управляет парусным ботиком. А. Д. Кившенко. 1864. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Молодой царь Пётр управляет парусным ботиком. А. Д. Кившенко. 1864. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Путешествие к Белому морю

Как ни потешны были нептуновы забавы на Плещеевом озере, юного царя манили «большая вода» и «настоящие» корабли. Местом, где их можно было видеть, был единственный русский морской порт — Архангельск. Да и поморы слыли отличными кораблестроителями и мореходами. Поэтому 28 июня 1693 г. Пётр I впервые посетил город.

Через порт Архангельска Русское государство осуществляло внешнюю торговлю, правда, на судах английских и голландских компаний. В течение 2 месяцев молодой самодержец понял суть организации принятых в Западной Европе торговых операций, побывал на ряде иноземных судов и ознакомился с характером службы на них. Общался он и с русскими поморами — мореходами и корабелами. На острове Соломбала Пётр I приказал организовать первую в России полноценную кораблестроительную верфь, где 8 сентября 1693 г. заложил 24-пушечный корабль «Святой Павел». Несколько ранее (прямо перед визитом царя в Архангельск) появилась построенная по голландскому образцу 12-пушечная яхта «Святой Пётр».

Панорама набережной Архангельска. Фрагмент голландской гравюры. 1765
Панорама набережной Архангельска. Фрагмент голландской гравюры. 1765

Первый выход корабля русского флота за пределы своих берегов состоялся 6 августа 1693 г. Яхта «Святой Пётр» с русским царем на борту сопровождала английские и голландские суда до восточных берегов Кольского полуострова. На флагштоке судна был поднят царский флаг — трехцветное полотнище с двуглавым золотым орлом посередине.

Весной следующего года Пётр I вновь приехал в Архангельск и 20 мая лично спустил на воду уже построенный корабль «Святой Павел». Тогда же молодой царь на яхте «Святой Пётр» совершил морской переход к Соловецким островам. Корабль попал в сильный шторм, и к пункту назначения его привели не нанятые иноземные шкиперы, а поморские кормщики, которым самодержец первоначально не доверял.

Модель яхты-швертбота «Святой Пётр»
Модель яхты-швертбота «Святой Пётр». По бортам яхты подвешивались шверты — выдвижные плавники, препятствующие сносу судна под ветер

По возвращении Пётр лично провел испытание «Святого Павла» и, довольный им, приказал построить еще 5 аналогичных судов. Несмотря на то, что пушки для кораблей были лично отлиты царем на Олонецком заводе в Карелии, по военному назначению суда не использовались. Их основной функцией была торговля. Русскому государству в тот момент крайне необходимо было избавиться от невыгодных услуг иноземных перевозчиков. К тому же идея занять турецкую крепость Азов, запирающую выход к Азовскому морю, всецело овладела умом царя-реформатора. По этой причине Переславская и нарождающаяся Беломорская флотилии фактически прекратили свое существование.

Азовские походы

Задача предотвратить практически ежегодные опустошительные набеги крымских татар на русские земли являлась, пожалуй, самой актуальной для всех московских царей. Еще при правлении царевны Софьи (1676-1689) ее фаворит князь Василий Голицын предпринял два неудавшихся похода на Крымское ханство (1687 и 1689). Учитывая печальный опыт попавшей в опалу старшей сестры Софьи, Пётр и его окружение задумали нестандартный ход — нанести удар не по Крымскому ханству, а по поддерживающей его Османской империи.

Взятие города Азов. А. Шхонебек. 1696. Иллюстрация к статье «Азовские походы Петра I» из «Военной энциклопедии». Том 1. Санкт-Петербург. 1911–1915
Взятие города Азов. А. Шхонебек. 1696. Иллюстрация к статье «Азовские походы Петра I» из «Военной энциклопедии». Том 1. Санкт-Петербург. 1911–1915. В центре изображены двое всадников — царь Пётр I и воевода Алексей Шеин

Выбор Азова как цели удара был не случайным. Во-первых, донские казаки в 1638 г. уже брали крепость, после чего 3,5 года обороняли ее от 100-тысячной турецкой армии, которую поддерживал гребной флот (Азовское сидение). Поэтому прилегающая к крепости местность была хорошо знакома. Во-вторых, захват крепости давал возможность России выйти к Азовскому морю и организовать торговлю со странами Западной Европы. К тому же в близлежащем густонаселенном Воронежском крае можно было начать строительство крупного флота.

Когда зимой 1695 г. планировался Первый Азовский поход, Пётр и его окружение делали ставку исключительно на сухопутную армию. Впрочем, на спешно организованных в Воронеже, Сокольске, Козлове и в селе Добром верфях всего за 5 месяцев были построены 1291 струг, 100 палубных и 479 морских лодок, 134 плота и 100 низкобортных паузков. Вся эта армада предназначалась исключительно для доставки под Азов войск, боеприпасов и продовольствия.

Весной 1695 г. русская армия 3 колоннами численностью 29 500 человек, вооруженная 87 пушками и 114 мортирами, направилась к Азову. Первой командовал генерал Патрик Гордон, второй — воевода Фёдор Головин, а третьей — адмирал Франц Лефорт. Одновременно с Украины действовали войска воеводы Алексея Шеина и гетмана запорожского казачества Ивана Мазепы. Их задачей был захват турецких крепостей на Днепре и в Таврии. Общее командование всей операцией осуществлял сам царь, хотя он скромно числился бомбардиром роты Преображенского полка.

П. Гордон (1635–1699)
П. Гордон (1635–1699) — один из ближайших сподвижников Петра I и одно из главных действующих лиц Азовских походов, первый генерал-аншеф (1687) и контр-адмирал (1694) русской армии и российского флота. Иллюстрация из «Собрания портретов» П. Бекетова. 1821–1824

К концу июня основные силы русских войск осадили крепость Азов. И хотя гарнизон насчитывал 7000 человек, крепость, снабжаемая турецким флотом, держалась. Русские войска лишь 14 и 16 июля взяли 2 каменные башни по обеим сторонам реки Дон, между которыми была натянута железная цепь, препятствующая выходу русских судов в Азовское море. Предпринятые 5 и 25 сентября штурмы турки с легкостью отбили. И хотя группе донских казаков все же удалось ворваться в крепость, значения это уже не имело. Осада с Азова была снята 2 октября. Впрочем, 3000 стрельцов все же остались в захваченных башнях, названных Новосергиевским городком. Провал Первого Азовского похода несколько скрашивали успехи войск Шеина и Мазепы, сумевших захватить турецкие крепости Кызы-Кермен, Эски-Таван и Аслан-Кермен.

Пётр и его окружение незамедлительно сделали выводы из неудавшейся операции: турки выстояли, поскольку их поддерживал флот, а русские не овладели крепостью из-за несогласованности действий командующих всех уровней. Поэтому для нового штурма нужен флот, а командовать им должен человек, искушенный не только в военном искусстве, но и имеющий знания в военно-морском деле. Такого человека, за исключением самого царя, тогда не было. Потому молодой самодержец вверил общее командование армии воеводе Шеину, а флотом, который еще предстояло построить, своему ближайшему сподвижнику — адмиралу Лефорту.

Первый успех русского флота. Второй Азовский поход. 1696 год

Второй Азовский поход штаб царя Петра I готовил более тщательно, а строительству кораблей и лодок придавалось особое значение. Пригласили мастеров из Австрии. Центрами кораблестроения должны были стать Преображенская и Воронежская верфи, им в помощь — предприятия в Брянске, Коротоярске, Таврове, Паншине, Ступино и Чижевске. Для постройки кораблей Азовского флота было мобилизовано свыше 25 000 мастеровых с окрестных уездов. На воронежские земли практически полностью переехали все корабелы из Переславля-Залесского. Там же оказались и многие корабельщики из Поморского края. Неимоверными усилиями, учитывая новизну дела, к концу апреля 1696 г. Азовский флот в целом был построен.

Взятие крепости Азов. 1696 г. Гравюра А. Шхонебека. 1700
Взятие крепости Азов. 1696 г. Гравюра А. Шхонебека. 1700

«Морской караван»

Состав нового флота впечатлял: 36-пушечные галеасы «Апостол Пётр» и «Апостол Павел», 5-пушечные галеры, брандеры, струги, из них 15 с чердаками (каютами), 5 со светлицами (просторными каютами для командующих) и 7 с ледниками (своеобразными холодильниками), плоты и морские лодки.

Была создана четкая организация флота под названием «морской караван»: его разделили на несколько отрядов и 3 эскадры, которые состояли исключительно из галер. Организация войск соответствовала армейской роте. (Всего флот включал 28 рот.) Первой эскадрой (8 галер) лично командовал царь. Вторую (7 галер) возглавил вице-адмирал Юрий Степанович Лима, третью (7 галер) — князь Иван Юрьевич Трубецкой. Все они вышли в поход в разные дни первой половины мая, а 24-го числа за ними последовали 4 брандера и галеас «Апостол Пётр» с корабельным отрядом шаубенахта де Лозьера.

Галера «Принципум» на российской почтовой марке
Галера «Принципум» на российской почтовой марке. На этой головной галере русского флота во время взятия Азова находился сам Пётр I

Сухопутные войска

Для штурма турецкой твердыни было сосредоточено войско в 70 000 человек во главе с весьма разношерстным офицерским составом: от бывших потешных, старых командиров стрелецких полков и никогда не воевавших московских дворян до нанятых за границей офицеров разных званий и возраста. Сухопутные силы, состоящие из колонн, поддерживаемые стругами и плотами, выступили раньше флота. Причем, в отличие от прошлогоднего похода, практически все струги были вооружены, их планировалось использовать как малые десантные средства.

Первой к Азову 22 апреля отправилась колонна Шеина. На следующий день — воины Гордона, поддерживаемые 123 стругами, и 25-го числа на стругах выдвинулись войска Головина.

Азов был ослаблен до 5000 воинов, поскольку турки не верили в возможность повторения русской атаки. Правда, серьезным подспорьем в их обороне служила мощная эскадра, стоящая в гавани крепости (13 кораблей и 24 мелких судна). Поддержку ей могла оказать и эскадра из Керчи (6 кораблей и 17 галер). Впрочем, Петра I это не смущало.

Осада Азова

План осады и взятия Азова

Русские войска осадили Азов 16 мая 1696 г. За день до этого «морской караван» прибыл в место сбора — Черкасск. Здесь Пётр получил сообщение, что донские казаки на своих стругах вышли в море и атаковали 2 турецких корабля, но неудачно. Стремясь не упустить турок и не позволить им доставить подкрепление и припасы к крепости, царь приказал напасть на неприятеля в Азовском море. И уже 20 мая казачьи и армейские струги вместе с первыми русскими галерами атаковали турецкий конвой из 13 грузовых судов с оружием и продовольствием — в итоге часть вражеских кораблей была уничтожена, часть захвачена в гавани Азова. А 27 мая весь русский флот вышел в море и отрезал крепость от внешнего мира.

Когда на следующий день у Азова оказалась турецкая эскадра, ее командующий не решился вступить в бой с русской флотилией и ушел в Керчь. Однако 14 июня она вновь подошла к крепости. Несмотря на свое преимущество в скорости и артиллерийской мощи, турки 10 дней простояли в бездействии, так и не атаковав противника, а 25-го числа выслали вдоль берега галеры с десантом. Заметив, что русские стали снимать галеры с якорей и идти им навстречу, они ретировались. Это решило исход кампании — 19 июля 1696 г. крепость сдалась.

Взятие Азова. 1696 г. Р. К. Портер. Ок. 1842
Взятие Азова. 1696 г. Р. К. Портер. Ок. 1842

Взятие Азова стало первой победой молодого русского флота, корабли которого строились в спешке, из невысушенного дерева, по далеко не идеальным проектам. Несмотря на то, что моряками были не обученные морскому делу солдаты элитных полков армии, а их командиры не имели боевого опыта на море, все русские силы (в особенности «морской караван») свою задачу выполнили.




Поделиться ссылкой