Возрождение флота. 1906—1917 гг.

После поражения в войне с Японией русский флот оказался в очень невыгодном положении. И если на Чёрном море он был полноценным (хотя, конечно, боевых судов не хватало, а подготовка моряков оставляла желать лучшего), то на Балтике ситуация выглядела почти катастрофической — основу флота составляли устаревшие боевые корабли, а новые насчитывали единицы.

Особый комитет образования флота

Растущей мощи германского и традиционной британского флотов Россия могла противопоставить лишь устаревший таранный броненосец «Император Александр II» и не успевший к Цусиме новейший линейный корабль «Слава».

Правда, к тому времени на Балтику вернулся выживший и боях Русско-японской войны эскадренный броненосец «Цесаревич» (по возвращении был переклассифицирован в линейный корабль), а на стапелях находились последние броненосцы серии «Бородино» «Император Павел I» и «Андрей Первозванный». С учетом опыта прошедших военных событий их конструкция была значительно усовершенствована, а артиллерия усилена. В общем-то у Балтийского флота была полноценная бригада эскадренных броненосцев, однако проекты этих кораблей считались уже устаревшими, не говоря о судах иных классов.

Последний русский эскадренный броненосец «Андрей Первозванный». Иллюстрация из «Энциклопедического словаря Мейера». 1910
Последний русский эскадренный броненосец «Андрей Первозванный». Иллюстрация из «Энциклопедического словаря Мейера». 1910

Чтобы улучшить положение, в 1906 г. начал работу Особый комитет образования флота, целью которого стал сбор средств с населения на строительство новых военных кораблей. На призыв комитета откликнулась вся Россия. За короткий период в состав Балтийского флота вошло 13 боевых кораблей, из которых 11 были минными крейсерами — эскадренными миноносцами.

От других судов отличалась подводная лодка «Почтовый» (такое название она получила ввиду того, что средства на ее постройку были собраны служащими почтового ведомства). Это был первый в мире корабль с единой для подводного и надводного хода энергетической установкой. Бензиновый тип двигателя оказался неприемлемым для подводного кораблестроения — постоянно присутствующие на лодке пары бензина грозили взрывом, потому оригинальный проект остался на уровне экспериментального. Выделялся среди собратьев и эскадренный миноносец «Новик».

Военные корабли последней императорской программы

В 1909 г. была принята последняя программа строительства русского военного флота. Согласно ей, и для Балтики, и для Чёрного моря следовало построить дивизию линкоров (2 бригады — 8 кораблей), бригаду легких крейсеров (4 корабля), минную дивизию (4 дивизиона — 36 эсминцев типа «Новик»), партию (дивизию) траления и несколько бригад подводных лодок.

Пара из тройки русских броненосных крейсеров типа «Адмирал Макаров» — «Баян» (на переднем плане), «Адмирал Макаров». 1912–1914. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Пара из тройки русских броненосных крейсеров типа «Адмирал Макаров» — «Баян» (на переднем плане), «Адмирал Макаров». 1912–1914. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ

Однако еще до реализации программы для Балтийского флота в Англии был заказан мощный броненосный крейсер «Рюрик», а по проекту спущенного на воду в 1902 г. во Франции «Баяна» для него же на отечественных верфях построили 3 крейсера типа «Адмирал Макаров».

Черноморский флот усилился двумя последними русскими эскадренными броненосцами «Евстафий» и «Иоанн Златоуст». Особенностью этих проектов было полное отсутствие перегрузки и соответствие проектным тактико-техническим характеристикам. Как видим, уроки Русско-японской войны пошли отечественному флоту на пользу.

До начала Первой мировой войны, которая стала последней для военного флота Российской империи, со стапелей питерских, ревельских, николаевских и севастопольских заводов сошли линейные корабли типа «Гангут» и «Императрица Мария», крейсеры типа «Светлана», эскадренные миноносцы типов «Счастливый» и «Орфей» и одни из лучших в мире подводных лодок И. Г. Бубнова.

Броненосный крейсер «Рюрик» в кильватер линейным кораблям «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». 1913. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Броненосный крейсер «Рюрик» в кильватер линейным кораблям «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». 1913. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Эскадренный броненосец Черноморского флота «Иоанн Златоуст» типа «Евстафий» постройки 1911 г.
Эскадренный броненосец Черноморского флота «Иоанн Златоуст» типа «Евстафий» постройки 1911 г. 1913. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ. «Иоанн Златоуст» стал последним русским классическим броненосцем

В 1908 г. по проекту выдающегося русского инженера И. Г. Бубнова была построена первая в мире дизель-электрическая подводная лодка «Минога», а затем вплоть до 1917 г. для Балтийского и Черноморского флотов выпущено несколько серий более совершенных боевых субмарин типа «Барс». Подводные лодки Бубнова обладали необычайно сильным для того времени вооружением — 4 трубных и 8 решетчатых торпедных аппаратов. При всех отличных характеристиках субмарин имелись и существенные недостатки: безотсечная конструкция обусловливала крайне низкую живучесть подлодок, а дизели разных мощностей и типов сильно ограничивали их скорость.

Россия заслуженно считается родоначальником минно-тральных сил. В период между Русско-японской и Первой мировой войнами был разработан первый в мире тральщик специальной постройки «Запал», а лейтенант русского флота К. А. Шульц в 1911 г. предложил змейковый трал для борьбы с якорными минами, который и сейчас активно используется многими военными флотами мира.

Первая мировая война

Начавшаяся 1 августа 1914 г. Первая мировая война стала последней для военного флота Российской империи. В основном он вел боевые действия на Балтийском и Черноморском театрах, а единственный в то время пятитрубный крейсер «Аскольд», переживший трагедию Порт-Артура и гибель 1-й эскадры Тихого океана, принял активное участие и Дарданелльской операции англо-французского флота.

Инертность Балтийского флота

На Балтике русский флот проявлял пассивность, за исключением ряда эпизодов. Так, в самом начале войны 26 августа 1914 г. российские корабли потопили германский крейсер «Магдебург» и минный заградитель «Альбатрос». На них, еще не ушедших на дно, были захвачены шифры германского Адмиралтейства, которые в дальнейшем помогли союзникам. Прекрасно проявили себя легкие силы русского флота, особенно их флагман — эскадренный миноносец «Новик».

Германский легкий крейсер «Магдебург»
Германский легкий крейсер «Магдебург», севший на мель у острова Оденхольм после боя с отрядом русских крейсеров

Оружием Балтийского флота в годы войны стали якорные мины. Русские моряки достигли необычайных высот в их применении. Минные заграждения ставили все боевые суда, включая крейсеры.

К сожалению, в основном корабли Балтийского флота практически всю войну простояли на своих базах, прежде всего в прекрасно оборудованном Гельсингфорсе. Их инертность привела к падению дисциплины на флоте в целом, общей апатии большинства военных моряков и, как следствие, распространению революционных идей. Лишь мятежный 1917 г. заставил Балтийский флот проявить себя во всей мощи и красе, но было слишком поздно — и флот, и фронт, и вся Российская империя уже трещали по швам.

Гальваноударная мина с якорем
Гальваноударная мина с якорем. В годы Первой мировой войны такие якорные мины стали чуть ли не главным оружием русского Балтийского флота

Действия Черноморского флота

Абсолютно по-другому сложилась ситуация на Чёрном море. Несмотря на ряд конфузов, связанных в основном с германским линейным крейсером «Гёбен», Черноморский флот и в Первую мировую войну проявил себя блестяще.

В то время флот дряхлеющей Османской империи обладал лишь 20 боеспособными кораблями, которые были разделены на Черноморскую (2 крейсера, 4 эсминца) и Средиземноморскую эскадры. Учитывая слабую подготовку турецких моряков и их небрежное отношение к своим судам, серьезным противником для русского Черноморского флота османский не был, но 16 августа все кардинально изменилось.

Действия подводной лодки «Морж» против турецкого судоходства у мыса Аминэ в июне 1916 г. М. В. Петров-Маслаков. 1992. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Действия подводной лодки «Морж» против турецкого судоходства у мыса Аминэ в июне 1916 г. М. В. Петров-Маслаков. 1992. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

В тот день в Стамбул пришел, удачно уйдя от преследования мощной британской эскадры, маленький отряд немецких кораблей в составе линейного крейсера «Гёбен» и легкого «Бреслау». Его командир, контр-адмирал Вильгельм Сушон, сразу же направился к турецкому военному министру Энверу-паше и быстро убедил его зачислить немецкие крейсеры в состав османского флота. В результате корабли получили новые названия — «Явуз султан Селим» и «Мидилили», а Сушон 16 сентября был назначен командующим турецким флотом. Османская империя с подачи Германии 27 сентября закрыла черноморские проливы для русских торговых судов, тем самым объявив России войну.

Сушон и его офицеры быстро привели в порядок турецкие корабли, которые могли реально воевать, вышколили османских моряков, а также приступили к подготовке атаки на русские порты. Первая операция была проведена 29 октября, когда «Гёбен» неожиданно появился у берегов Севастополя и, войдя и бухту, 15 минут безнаказанно стрелял по городу и порту. Когда крейсер вышел из бухты, Константиновская батарея дала залп. Хотя повреждения были незначительными, немцы не стали испытывать судьбу и принялись уходить. Однако прямо по курсу показался русский минный заградитель «Прут», а по корме — 3 эсминца. Немцы отбили атаку эсминцев, «Прут» же был затоплен собственным экипажем.

Командующий Черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак. 1916
Командующий Черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак. 1916. К сожалению, история не позволит ему реализовать мечту многих поколений русских политиков и военачальников — десант на Босфор, а забросит в заснеженные сибирские и уральские просторы, где он сгинет в кровавой Гражданской войне, став в 1918 г. верховным правителем России и приобретя на долгие десятилетия ярлык лидера контрреволюции

«Бреслау» обстрелял Керчь и выставил в Керченском проливе мины, на которых вскоре подорвались 2 русских судна. Крейсер «Меджудие» безрезультатно обстрелял Новороссийск. Больше всего туркам повезло в Одессе: воспользовавшись несовершенной системой оповещения, в порт неожиданно ворвались османские эсминцы «Гаерет» и «Муанвет», более часа они находились во внутренней гавани и потопили канонерскую лодку «Донец», баржу, груженную углем, обстреляли из орудий Нефтяную гавань и ряд стоящих там пароходов, после чего беспрепятственно ушли в море. Опасаясь преследования, турецкий эскадренный миноносец «Самсун» поставил на подходе к Одессе 28 мин.

Расследование этого нападения вынудило и русское военное командование прибегнуть к минированию Одесского залива, что и осуществил не пострадавший в ходе нападения русский минный заградитель «Бештау», после чего вражеские суда уже не могли подойти к порту Одессы безнаказанно. Однако одним из самых примечательных сражений Первой мировой войны на Чёрном море был бой у мыса Сарыч, когда немецкие крейсеры «Гёбен» и «Бреслау» потерпели поражение от броненосцев Черноморского флота.

Господство русского флота на Чёрном море

После этого сражения российское командование перешло к активным, фактически наступательным действиям, тем более что с мая 1915 г. в состав Черноморского флота стали входить новейшие линейные корабли «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая».

«Гёбен» все еще будоражил умы русских командующих. Теперь опасность от него грозила кораблям, которые действовали у берегов Османской империи, поэтому 10 мая 1915 г. у Босфора между немецким крейсером и российскими броненосцами произошел 22-минутный поединок. Он состоялся на очень большой дистанции, что предопределило низкую результативность огня: из 150 выпущенных немцами 280-миллиметровых снарядов в русские корабли не попал ни один. Отечественные линкоры послали в неприятеля более полутора сотен (точнее 169) 305-миллиметровых снарядов, из них 3 поразили «Гёбен», после чего он ретировался.

Подводный минный заградитель «Краб» Черноморского флота в Севастополе
Подводный минный заградитель «Краб» Черноморского флота в Севастополе — одна из главных действующих боевых единиц русского Черноморского флота во время Первой мировой войны

Однако в дальнейшем выход «дяди» и «племянника» (так российские моряки называли «Гёбен» и «Бреслау») в Чёрное море был заблокирован русскими минами, которые ставили крейсеры, эсминцы и первый в истории минный заградитель «Краб» (на минах последнего подорвался «Бреслау»). В результате к осени 1916 г. Черноморский флот полностью завоевал господство на море. Его корабли и самолеты бомбили побережье Османской империи, в том числе и центр угледобычи Зунгулдак, что фактически привело к коллапсу турецкого флота.

Бой у мыса Сарыч

Контр-адмирал Вильгельм Сушон не был удовлетворен результатами набега и решил его повторить. Используя преимущество в скорости «Гёбена» и помощь «Бреслау», немецкий и турецкий командующий вознамерился выманить на бой у Севастополя основные силы русского флота и нанести им поражение. Российское командование предвидело это и вывело почти все ядро Черноморского флота в море, чтобы не быть захваченным врасплох врагом.

Карта сражения

Среди моряков-черноморцев бытовало мнение, что немцы неожиданно появляются перед русскими портами из-за предательства командующего флотом адмирала А. А. Эбергарда. Однако именно Андрей Августович и подготовил немецким кораблям достойную встречу.

Начало сражения

С «Алмаза» 5 ноября 1914 г. заметили дым немецких крейсеров, которые, пользуясь преимуществом в скорости, разворачивались бортом. Русские эскадренные броненосцы сразу увеличили ход и развернулись в линии баталии, а Эбергард, державший свой флаг на броненосце «Евстафий», приказал открыть огонь. Для немецких моряков, славившихся в ту пору отменным умением поражать морские цели с третьего залпа (первый — недолет, второй — перелет, третий — попадание), произошло неожиданное. «Гёбен» был накрыт первым же залпом флагманского русского броненосца: 305-миллиметровый снаряд попал в каземат немецкого 150-миллиметрового орудия, вызвав пожар. Для крейсера это не было смертельным.

Бригада линейных кораблей (эскадренных броненосцев) Черноморского флота в походе. Справа налево: «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Три Святителя» и «Пантелеймон»
Бригада линейных кораблей (эскадренных броненосцев) Черноморского флота в походе. Справа налево: «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Три Святителя» и «Пантелеймон»

Тактика боя

Немцы изменили курс и дали свой первый залп из 280-миллиметровых орудий. Перелет. Ему ответили русские броненосцы «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав», которые следовали за флагманом в кильватерном строю. Из-за низко стелющегося дыма прицелы были поставлены неверно, и русский залп оказался с большим перелетом. Немцы дали второй залп — недолет. Казалось бы, кайзеровские моряки пристрелялись и следующий залп уже должен был накрыть русский корабль. Этого не произошло. Флагманский броненосец «Евстафий» дал залп — попадание. Через 50 секунд немцы ответили — перелет. Снова залп русского флагмана — попадание, причем в дело были введены уже среднекалиберные 203- и 152-миллиметровые системы. Немцы ответили — попадание.

Линкор «Императрица Мария» в годы Первой мировой войны
Линкор «Императрица Мария» в годы Первой мировой войны

Итоги баталии

Дистанция между перестреливавшимися кораблями стала сокращаться, к тому же огонь по «Бреслау» открыл самый слабый русский броненосец «Ростислав», шедший концевым. В результате «племянник» спрятался за мощным «дядей», но Сушон судьбу испытывать не захотел. Через 14 минут боя, пользуясь преимуществом в скорости, немецкие крейсеры ушли и Стамбул, своей задачи они не выполнили.

В линейный крейсер «Гёбен» попало 14 снарядов. Впрочем, несладко пришлось и «Евстафию» — из 19 выпущенных немцами 280-миллиметровых снарядов до него долетели 4. Повреждения, как выяснилось уже в Севастополе, оказались намного меньшими, чем у неприятеля, поскольку немецкие снаряды поразили броневой пояс русского флагмана. Главным итогом боя было то, что устаревшие российские броненосцы со скоростью на 10 узлов меньшей, чем у немцев, смогли отбить атаку новейшего и сильнейшего в Чёрном море корабля противника.

Успехи и неудачи

Российские эсминцы, подводные лодки и самолеты успешно боролись с турецким судоходством. Известен случай, когда экипаж русской летающей лодки М-9 во главе с лейтенантом Туром захватил в море и привел в Севастополь флотилию османских коммерческих парусников.

Не обошлось и без трагедии: 7 октября 1916 г. при до сих пор не выясненных обстоятельствах в Севастопольской бухте взорвался новейший линейный корабль Черноморского флота «Императрица Мария». (Почти через 40 лет, 29 октября 1955 г., на этом месте и по неустановленной причине так же погибнет другой линкор Черноморского флота — «Новороссийск».)

Бомбардировка русской морской авиацией турецкого угольного порта Зунгулдака 6 февраля 1915 г. С. Г. Невельштейн. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Бомбардировка русской морской авиацией турецкого угольного порта Зунгулдака 6 февраля 1915 г. С. Г. Невельштейн. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

К началу 1917 г. русские моряки потопили все, что двигалось по Чёрному морю под флагом Османской империи, а на апрель 1917 г. был запланирован столь желанный для многих поколений моряков-черноморцев десант в Константинополь.

Однако это событие не состоялось. Февральская и Октябрьская революции, а затем Гражданская война, продлившаяся до 1922 г., не только разделили и разрушили русский военно-морской флот, бывший некогда третьим в мире, но и привели к созданию нового государства — Союза Советских Социалистических Республик. До конца 1991 г. длилась история уже советского военно-морского флота.




Поделиться ссылкой