Яхта

Яхта (от нидерландского «яхен» — «гнать, преследовать») — первоначально так называли легкие быстроходные суда, предназначенные в основном для перевозки важных персон.

Прогулочные яхты
Прогулочные яхты предназначены для плавания в прибрежной зоне. Их можно использовать для рыбалки и отдыха на воде

В наши дни яхтой считается любое небольшое парусное, моторное или парусно-моторное судно, используемое для отдыха, спорта и туризма.

Как устроена моторная яхта?

Основой моторной яхты служит корпус, внутри которого находится двигатель. По центру днища выступает киль, а на верхней части — палубе — размещается надстройка. Моторные яхты, как правило, оснащаются дизельным мотором, более мощным и экономичным по сравнению с карбюраторным (бензиновым). Мощность двигателей малых и средних яхт составляет несколько сотен лошадиных сил, а у крупных мощность двигательной установки (несколько моторов, объединенных в единую систему) может равняться тысячам лошадиных сил.

Устройство яхты
Устройство яхты

Киль обеспечивает остойчивость судна. По конструкции киля яхты делятся на килевые и швертботы. На днище корпуса килевой яхты находится балластный киль (на морском языке он называется фальшкиль), который смещает центр тяжести вниз и препятствует сносу судна.

В надстройке расположены жилые каюты, рубка управления и т. п. По уровню удобства современные яхты не уступают хорошим автомобилям: все очень продуманно расположено и ориентировано на то, чтобы находящиеся на борту люди получили максимальный комфорт. Для сна и короткого времяпрепровождения используются индивидуальные каюты, а основное время путешественники находятся в общем салоне кают-компании. Кроме того, яхта оборудована полноценной кухней с газовой плитой, холодильником, полным набором посуды и кухонных принадлежностей.

Крейсерская яхта

У крейсерских яхт повышенной комфортности большие размеры, их палубная надстройка содержит несколько кают, подсобные помещения, а иногда — даже вертолетную площадку. Такие суда называют круизно-крейсерскими яхтами.

Крейсерская яхта
Раньше корпуса яхт изготавливались из дерева. Его продолжают использовать при постройке небольших судов. Но основную массу корпусов для современных яхт делают из стали, алюминия, композиционных материалов и т. п. Длина корпуса средней яхты равняется 10—20 м, и рассчитана она на перевозку и отдых 10—15 человек с багажом. В наши дни основная часть яхт находится в частном владении, но даже несмотря на это, среди них можно встретить настоящих гигантов, которые по своим габаритам порой превышают общественные суда. На сегодня самая большая моторная яхта имеет длину 180 м и ширину почти 21 м.

Особенности парусных яхт

Небольшие парусные яхты обычно имеют одну мачту, а вот на судах побольше их может быть несколько. На мачту при помощи такелажа крепится парус, который улавливает ветер. Это основной движитель парусной яхты.

Количество парусов на парусных яхтах может быть различно: оно зависит от типа и целей использования судна. На наиболее популярных прогулочных и небольших крейсерских яхтах для удобства управления обычно устанавливается минимальное количество парусов. Такие яхты, как правило, имеют два паруса: передний (1) носит название генуя (он более широкий снизу, чем стаксель, который используют на обычном парусном судне), а центральный (2), как и на любом парусном судне, называют грот. Основную тягу дает генуя, а направление яхте придает грот. Большая часть помещений парусной яхты расположена под палубой (3), а рулевая рубка (4) имеет небольшую высоту. Это сделано для того, чтобы освободить место на палубе от различных сооружений, препятствующих установке и спуску парусов, а также управлению ими.

Парусная яхта

Как управляют яхтой?

Направление движения яхты можно изменить с помощью парусов и штурвала, который обычно имеет большие размеры, поэтому им удобно управлять как стоя, так и сидя по центру или сбоку. У многих яхт имеется два штурвала, которые крутятся синхронно. Один из них находится на палубе, второй установлен в рулевой рубке. Это сделано для удобства: когда яхта идет под парусами, она сильно кренится, и удобнее ею управлять, стоя на самой высокой точке.

Штурвал яхты

Встречный ветер не помеха!

Для того чтобы парусная яхта плыла по ветру, ее парус устанавливают под прямым углом к нему. В таком случае ветер в парусе толкает яхту вперед. Парусная яхта может плыть даже против ветра, но не точно, а под некоторым углом. Для этого парус тоже ставят под углом к ветру. Ветер давит на парус с некоторой силой, которая раскладывается на две — вдоль киля и поперек. Поперек яхта практически не смещается — этому препятствует киль, и поэтому она начинает плыть в том направлении, куда указывает нос. А если надо плыть точно против ветра, то используют лавирование — сначала идут немного левее, потом правее, потом снова левее, то есть зигзагом.

регата
В наши дни очень популярны гонки на спортивных парусных яхтах. Такие соревнования называются регатой

Стоянка для яхты

Даже самая большая яхта не может все время находиться в плавании. В каждом портовом городе имеется специально оборудованная стоянка для яхт, которая называется марина (в переводе с латинского — «морской»). Причал в марине имеет специальные приспособления, позволяющие надежно привязать яхту двумя канатами сзади и одним канатом, закрепленным на дне, спереди. Каждое парковочное место оборудовано щитами с электричеством и кранами с чистой водой.




Поделиться ссылкой