От «стряпать» в старинном значении этого слова — «делать», «устраивать».
В допетровской Руси стряпней называли различные принадлежности и «запасные вещи», которые использовали при выходах царей и в их походах.
От «стряпни» произошло слово «стряпчий»; так в XVI— XVII веках звали хранителей царской утвари (стряпчий с ключом) и одежды (стряпчий с платьем). В XVII веке ими были придворные высокого ранга, первые после царских стольников, нередко высокородные бояре, князья.
Стряпней во время царских выходов обычно служили: солнечник (см. «зонтик»), опахало (см. «веер»), сума, платок, «подножье» (скамеечка под ноги, когда государь усаживался на троне), лохань с рукомойником («серебряником») и полотенце, запасное платье и другие предметы.
На приемах во дворце к царской руке допускались только послы христианских держав. Тем не менее согласно заведенному ритуалу царь после них тщательно мыл руки, о чем свидетельствовали шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда (был в Москве при царе Михаиле Романове в 1617 г.) и путешественник, придворный из Шлезинг-Голштинии, Адам Олеарий (побывал в Москве при том же царе в 1630-х гг.): они были неправославные, иноверцы, все равно что басурмане.
Когда государь отправлялся на богослужение, стряпчие несли за ним красный стул, заменявший трон; в церкви держали его шапку. Среди стряпчих были «ухабничие»: зимой им вменялось поддерживать царский возок на ухабах. Заведовавшие дворцовыми обедами стряпчие ставили блюда пред боярами, окольничими и ближними людьми. Походной стряпней царю служили: панцирь, сабля, саадак (кожаный чехол или футляр для лука и стрел, украшенный серебром, золотом и драгоценными камнями), копья, длинное и короткое (сулица), рогатина, меч и другие предметы вооружения. Вся эта стряпня тоже была под присмотром доверенных царя.