Мебель на одного человека, известна с глубокой древности; предполагают, что стул изобрели древние египтяне примерно пять тысяч лет назад. К скамейкам и табуретам они догадались приделать спинку — получился стул. Троны своих правителей они снабдили подлокотниками — получилось кресло .
Сиденья у египетских стульев были тростниковые, плетеные или деревянные, вогнутые, чтобы было удобно сидеть. Но самый красивый стул изобрели древние греки. Назывался он клисмос.
Дело, наверное, в том, что стулья у греков предназначались в основном для женщин. Мужчины сидячей позе предпочитали лежачую. Отсюда изящество и красота формы древнего стула. Две тысячи лет спустя мебельщики возродили клисмос, но добиться изящной античной простоты так и не смогли. У древних римлян сиденье служило атрибутом социального положения. Высший чиновник — курул, сидя на складном табурете, чинил суд и расправу. И куда бы он ни отправлялся, раб носил за ним этот табурет, который так и назвали курульным (по-латыни sella curulis).
Его отличительный признак Х-образные ноги на шарнире. Как правило, курульные табуреты были отделаны слоновой костью и золотом.
Табуреты древнеримских курулов оказались очень живучи. По их типу полторы — две тысячи лет спустя сделаны были кресла Данте (XIII в.) и Савонаролы (XV в.).
Курульный табурет Патриарха всея Руси установлен в самом центре храма Христа Спасителя в Москве.
В Древнем Риме особо почитаемый гражданин обладал правом сидеть на биселлиуме (лат. bi-sellium, см.). Глава аристократического семейства во время приемов или праздников усаживался в домашний трон — солиум (solium), массивное мраморное седалище по типу императорского трона. Простому народу, плебсу, выбирать приходилось между колодой, камнем, табуретом и грубо сколоченной скамьей. Многими веками стул символизировал власть и престиж. Недаром в английском языке слово «chairmen» (председатель) переводится буквально как «человек стула». Лорды в британском парламенте снабжали свои стулья откидной доской с запором, чтобы никто не покусился на их место. В Древней Руси даже царь и бояре сидели на лавках. Стул и кресло были троном, на который князь или царь усаживались по особому поводу.
Известный немецкий путешественник по России XVII века Адам Олеарий видел, описал и даже зарисовал Большой выход царя Михаила Федоровича, шествовавшего под красным балдахином. За ним несли красный стул, как носили складной табурет за древнеримским курулом.
Индивидуальные сиденья для всех пришли в Россию только с реформами Петра I.
В Западной Европе XVI—XVII веков стулья и табуреты были на важных ролях в дворцовом ритуале. При дворе время приемов на стулья с подушками могли рассчитывать только члены королевской семьи, знать размещалась на табуретах; для менее родовитых придворных были расставлены складные сиденья. Все остальные на королевских приемах оставались стоять. Король по своему выбору даровал придворным дамам «право табурета», то есть право сидеть в своем присутствии. Громоздкие величественные стулья обильно украшались резьбой и позолотой. Но были очень неудобны, обрекая людей на мучительную позу во время многочасовой церемонии. Раскрепощение мебели пришло со стилем рококо, прихотливость формы сочеталась с большим комфортом: мягким удобным сиденьем, высоким, выгнутым по спине «прислоном». Изогнутые ножки, элегантные очертания, красивая обивка — все говорило о новом отношении к человеку, внимании к его удобствам.
Но к середине XVIII века волны рококо успокаиваются. Взоры обращаются к античному наследию, к классике, древним грекам и римлянам. Поэтому и мебель становится строже, выпрямляются ножки и спинки стульев и кресел, сдержаннее выглядит отделка.
Тон задавали король, его фаворитки — такие, как мадам Помпадур, Дюбарри (при Людовике XV), обставлявшие свои дворцы в «греческом духе».
Мебельщики Европы держали равнение на англичан - Хипплуайта, Шератона, братьев Адам, на время перехвативших инициативу у французов.
При Наполеоне Бонапарте сиденья уподобляются египетским тронам в духе нового стиля ампир (имперский). Его сменяет родившийся в 1ермании приятный во всех отношениях и благородно скромный бидермайер.
С середины XIX века производство стульев становится на поток по технологии М. Тонета (см. «Стул венский»), В XX веке над сидячей мебелью не покладая рук работают знаменитые архитекторы — Марсель Брейе, Мис Ван дер Ройе, Эро Сааринен, Шарль Э. Корбюзье и другие. Они создавали мебель в духе возводившихся ими зданий.
А в начале 1960-х годов шведский врач Бент Акерблум потряс всех решительным заявлением: «Человечество тысячелетиями сидело неправильно!»
В ходе дотошных экспериментов он установил, что в течение дня человек, сидя на стуле, около 1000 раз (!) меняет позу, бессознательно стремясь устроиться поудобнее. И Акерблум не предложил, а потребовал: наклонить сиденье внутрь и немного опустить его, а спинку в том месте, где изгибается позвоночник, выгнуть.
Успехи в области производства полимерных материалов позволили создать надувные сиденья. Они удобны, легки и без хлопот освобождают место — достаточно открыть клапан и выпустить из них воздух.