Артиллерия Первой мировой войны

Резкое повышение дальности и точности стрельбы к началу Первой мировой войны было достигнуто массовым внедрением в середине XIX в. нарезных стволов, первые образцы которых появились еще в XVII в. По сравнению с гладкими стволами нарезные в сочетании со вновь разработанными продолговатыми снарядами обеспечивали увеличение дальности в 2—2,5 раза, а точности стрельбы — в 5 раз!

Первые образцы нарезных артиллерийских орудий заряжались с дула, однако вскоре появились орудия, заряжаемые с казенной части, а для запирания каналов стволов стали использовать клиновые и поршневые затворы.

Важным этапом в развитии артиллерийских орудий стала замена деревянных лафетов более прочными и маневренными железными лафетами. Настоящей же революцией в деле конструирования артиллерийских орудий стало создание в 1972 г. русским инженером В. С. Барановским 2,5-дюймовой скорострельной пушки с так называемым упругим лафетом, у которой при выстреле лафет оставался на месте, а откатывался назад только ствол, возвращавшийся в исходное положение под действием специального противооткатною устройства.

К числу других усовершенствований, разработанных Барановским, относятся быстродействующие винтовые механизмы горизонтального и вертикального наведения. Он впервые применил к своей пушке поршневой затвор с самовзводящимся ударным механизмом и первый предложил использовать для стрельбы унитарные патроны, в которых снаряд и пороховой заряд соединены гильзой в единое целое.

Комплексное решение задачи создания скорострельной пушки позволило Барановскому увеличить скорострельность до 10 выстрелов в минуту. Его орудие содержало в себе все основные элементы современной пушки. Это стало настоящей революцией в артиллерийском деле. К началу Первой мировой войны подавляющее большинство орудий всех калибров и типов были сконструированы по образцу «скорострелки» Барановского.

76,2 мм противоаэропланная пушка системы Лендера обр. 1914—1915 гг. (Россия)

Сравнительно небольшой опыт использования аэростатов и самолетов в военных конфликтах начала XX в. позволял, тем не менее, спрогнозировать необходимость создания специальных артиллерийских орудий для борьбы с летательными аппаратами. Во многих странах мира конструкторы приступили к разработке нового оружия, хотя военные относились к этой деятельности скептически, полагая, что бороться с воздушными целями можно и с помощью обычных полевых пушек или даже гаубиц на штатных лафетах.

76,2 мм противоаэропланная пушка системы Лендера обр. 1914—1915 гг.
76,2 мм противоаэропланная пушка системы Лендера обр. 1914—1915 гг.

Не стала исключением и Россия: был отклонен проект 57-мм полуавтоматической зенитной пушки, сконструированной в 1901—1902 гг. инженером Ф. Розенбергом, не вызвал энтузиазма и проект 76,2-мм зенитной пушки, предложенный капитаном В. Тарновским в июле 1913 г. Впрочем, права на разработку Тарновского приобрел Путиловский завод, в конструкторском бюро которого на ее базе инженер Ф. Лендер создал новую зенитную пушку.

Проектирование пушки было завершено в августе 1914 г., опытную партию из 12 экземпляров изготовили в течение 1915 г. Серийное производство орудий осуществлялось на Путиловском заводе, всего до 1918 г. для Русской Армии было выпущено 148 пушек системы Лендера. Из них 36 пушек (9 батарей) было смонтировано на автомобильных шасси, 20 пушек поступили на вооружение 10 железнодорожных 2-орудийных батарей, а остальные использовались для стрельбы со стационарных установок.

Стрельбой из пушки можно было поражать цели на дальности до 9500 м и на высоте до 5800 м.

После завершения Гражданской войны 7б,2-мм противоаэропланные пушки системы Лендера образца 1914/1915 гг. составляли основу зенитной артиллерии Красной Армии. Производство их продолжалось до 1934 г., на 22 июня 1941 г. на вооружении Красной Армии состояло 539 пушек этой системы.

114,3-мм гаубица системы «Coventry Ordnance Works» (Великобритания)

Гаубица была разработана в 1909 г. на основании опыта англо-бурской войны (1899—1902). В ходе войны выяснилось, что для разрушения полевых укреплений буров необходимо легкое, но мощное орудие навесного огня.

114,3-мм гаубица системы «Coventry Ordnance Works»
114,3-мм гаубица системы «Coventry Ordnance Works»

Проведенные в 1909 г. испытания представленной фирмой «Coventry Ordnance Works» гаубицы показали, что она соответствует требованиям английской армии, и в 1910 г. ее приняли на вооружение под обозначением «4,5-дюймовая гаубица Мк. I». В Русской Армии ее именовали 45-линейной легкой гаубицей.

Для сравнительно небольшой английской армии до 1914 г. было изготовлено всего 138 гаубиц этой системы, однако в ходе Первой мировой войны англичанам удалось наладить крупносерийное производство этих орудий, и с 1914 по 1918 г было выпущено 3117 единиц.

Общее количество гаубиц этой системы, доставленных в порядке военной помощи из Англии в Россию, оценивается в 400 единиц.

В конструкции гаубицы реализованы основные технические решения, широко применявшиеся в легких полевых орудиях того времени. Длина отката была переменной — специальный механизм осуществлял ее регулировку в зависимости от угла возвышения ствола. Эта особенность положительно влияла на эксплуатационные качества гаубицы — при максимально возможном угле возвышения исключался удар казенной части о грунт.

Хотя по своей мощи английские 114,3-мм фугасные снаряды несколько уступали 122-мм фугасным снарядам русских гаубиц, они значительно превосходили аналогичные снаряды 105-мм германских гаубиц.

Имелся также шрапнельный снаряд дававший при разрыве 480 пуль диаметром 13,3 мм и массой 12,8 г.

В России к гаубице выпускались фугасные снаряды массой 19,7 кг (масса взрывчатых веществ — 2,687 кг) и химические снаряды массой 18,5 кг.

152-мм гаубица системы «Vickers» (Великобритания)

152-мм гаубица системы «Vickers»
152-мм гаубица системы «Vickers»

Наряду со 152-мм крепостной и полевой гаубицами отечественного производства на вооружение дивизионов тяжелой полевой артиллерии Русской Армии поступали 152-мм гаубицы системы Виккерса. В 1915 г. военное ведомство России заказало у фирмы «Vickers» 100 таких гаубиц. Первые 8 орудий были доставлены в Россию в конце 1916 г. В начале 1917 г. Русская Армия получила остальные 92 орудия. Это позволило весной—летом 1917 г. сформировать 24 тяжелые гаубичные батареи (так называемые «батареи литеры М»).

Стрельба из гаубиц велась боеприпасами раздельного картузного заряжания английского и русского производства. В частности, использовались английский фугасный снаряд массой 45,8 кг, русский фугасный снаряд массой 41 кг и отечественный мортирный снаряд массой 38,2 кг.

Начальная скорость снаряда достигала 427 м/с, наибольшая дальность стрельбы равнялась 10 400 м.

Орудие могло вести стрельбу с темпом 2 выстрела в минуту.

Гаубица транспортировалась конной тягой (8 лошадей). Скорость возки не превышала 8—10 км/ч. Для перевода гаубицы из походного положения в боевое тренированному расчету из 8 человек требовалось 10 минут.

122-мм гаубица обр. 1909 г. (Россия)

122-мм гаубица обр. 1909 г.
122-мм гаубица обр. 1909 г.

122-мм гаубицы образца 1909 г. наряду с гаубицами того же калибра обр. 1910 г. составляли основу корпусной артиллерии Русской Армии.

В необходимости такого оружия командование армии убедилось в ходе русско-японской войны, когда 7б,2-мм полевые пушки обр. 1900 г. оказались неспособны разрушить даже легкие полевые укрепления японцев.

Задания на разработку гаубиц Артиллерийский комитет Русской Армии выдал Обуховскому и Путиловскому заводам, а также ряду зарубежных фирм. Испытания опытных образцов орудий проводились в 1908—1909 гг. По их результатам на вооружение Русской Армии была принята 122-мм гаубица фирмы «Крупп», получившая обозначение «122-мм гаубица обр. 1909 г.».

122-мм гаубица обр. 1909 г. была выполнена по широко использовавшейся в то время конструктивной схеме с однобрусным лафетом.

Русские артиллеристы наводят на цель 122-мм гаубицу обр. 1909 г.
Русские артиллеристы наводят на цель 122-мм гаубицу обр. 1909 г. Пушки и гаубицы этого калибра составляли основу корпусной артиллерии Русской Армии

Противооткатные устройства включали гидравлический тормоз отката и пружинный накатник. Имелся также уравновешивающий механизм. Стрельба велась выстрелами раздельного заряжания. К гаубице выпускался также осветительный заряд.

Стрельба из гаубицы велась с темпом 2 выстрела в минуту. Гаубица транспортировалась конной тягой. Так как колеса были деревянными со стальными ободами, а лафет не имел механизмов подрессоривания, скорость движения не превышала 6 км/ч.

Гаубица изготавливалась серийно на Путиловском и Петроградском заводах. Всего до Октябрьской революции было выпущено 1465 орудий этого образца.

122-мм гаубица обр. 1910 г. (Россия)

122-мм гаубица обр. 1910 г., модернизированная в СССР в 1930-х гг.
122-мм гаубица обр. 1910 г., модернизированная в СССР в 1930-х гг.

В конкурсе на новую 122-мм полевую гаубицу, проводившемся Главным артиллерийским управлением Русской Армии в 1905—1908 гг., кроме Обуховского и Путиловского орудийных заводов и германской фирмы «Крупп», участвовала также французская фирма «Шнейдер». По итогам конкурса лучшей была признана гаубица фирмы «Крупп», однако вскоре «высшие инстанции» указали на то, что в связи с созданием в 1891—1893 гг. русско-французского союза следует развивать в первую очередь сотрудничество с французскими фирмами, а не с предприятиями Германии, тем более, что отношения с ней постепенно обострялись.

Поскольку к тому времени контракт с фирмой «Крупп» был уже подписан, пришли к соломонову решению — принять на вооружение и гаубицу фирмы «Шнейдер». Новому орудию было присвоено обозначение «122-мм гаубица обр. 1910 г.». Так Русская Армия получила две одинаковые по калибру и назначению, но разные по конструкции полевые гаубицы.

По сравнению с гаубицей обр. 1909 г. гаубица обр. 1910 г. имела ствол меньшей длины — 12,8 калибра, а запирание канала ствола осуществлялось не клиновым, а поршневым затвором.

Гаубица использовала выстрелы раздельного гильзового заряжания. Первоначально к ней изготавливались специальные боеприпасы, позже боеприпасы к гаубицам обр. 1909 и 1910 гг. унифицировали. Они включали выстрелы с фугасным, осветительным и шрапнельным снарядом. Начальная скорость фугасного снаряда массой 22,95 кг составляла примерно 335 м/с, дальность стрельбы достигала 7681 м.

Русская 122-мм гаубица обр. 1910 г. выпускалась в России на Обуховском заводе, а также во Франции фирмой «Schneider»
Русская 122-мм гаубица обр. 1910 г. выпускалась в России на Обуховском заводе, а также во Франции фирмой «Schneider»

Тренированный расчет мог вести стрельбу с темпом до 4 выстрелов в минуту.

Как и гаубица обр. 1909 г., гаубица обр. 1910 г. транспортировалась конной тягой (шестеркой лошадей).

Серийное производство 122-мм гаубицы обр. 1910 г. было организовано на Обуховском заводе. Общее количество изготовленных до революции орудий составило 558 единиц.

Гаубицы обоих образцов поступали на вооружение корпусных мортирных (гаубичных) дивизионов. В начале войны эти дивизионы состояли из двух 6-орудийных батарей. В августе 1915 г. была принята более удобная в тактическом отношении структура дивизиона: три 4-орудийные батареи.

152-мм крепостная гаубица обр. 1909 г. (Россия)

152-мм крепостная гаубица обр. 1909 г.
152-мм крепостная гаубица обр. 1909 г.

Гаубица была разработана фирмой «Шнейдер» в начале XX в. и в 1908—1909 гг. участвовала в проводившемся Главным артиллерийским управлением конкурсе, целью которого был выбор лучшего образца 152-мм гаубицы для вооружения крепостей. Из представленных на конкурс орудий пяти зарубежных фирм гаубица фирмы «Шнейдер» была признана лучшей. В 1910 г. ее приняли на вооружение Русской Армии под обозначением «152-мм крепостная гаубица обр. 1909 г.».

Производство гаубиц обр. 1909 г. было организовано в 1910 г. на Путиловском и Пермском заводах. К 1 ноября 1914 г. Путиловский завод сдал Русской Армии 154 единицы. До революции было выпущено еще около 180 орудий.

Пермский завод из заказанных ему 74 гаубиц до революции изготовил только 4.

По иронии судьбы, крепостные гаубицы обр. 1909 г, предназначенные для защиты крепостей, в годы Первой мировой войны использовались в основном в качестве орудий тяжелой осадной артиллерии для разрушения крепостей и полевых укреплений. Эти гаубицы поступали на вооружение 4-орудийных батарей, действовавших как самостоятельные тактические единицы или входивших в состав осадных артиллерийских дивизионов, полков и бригад.

Позиция тяжелой русской 152-мм гаубицы, покрытая маскировочной сетью
Позиция тяжелой русской 152-мм гаубицы, покрытая маскировочной сетью

Канал ствола и камора гаубицы позволяли использовать в качестве боеприпасов к ней все снаряды, выпускавшиеся к 152-мм пушкам обр. 1877 г. весом 120 и 190 пудов. Дальность стрельбы составляла до 8000 м. Скорострельность не превышала 3—4 выстрелов в минуту.

Механизмы подрессоривания у лафета отсутствовали. Колеса были деревянными с металлической шиной.

Для защиты расчета и механизмов гаубицы от пуль и осколков снарядов было предусмотрено щитовое прикрытие толщиной 4 мм.            

После революции гаубица была включена в I состав артиллерийского вооружения Красной Армии. Было продолжено и ее серийное производство.

152-мм гаубица обр. 1910 г. (Россия)

152-мм гаубица обр. 1910 г.
152-мм гаубица обр. 1910 г.

Согласно принятой в 1910 г. «Большой программе», каждый армейский корпус Русской Армии планировалось усилить дивизионом тяжелой полевой артиллерии в составе трех 4-орудийных батарей: две батареи 107-мм пушек и одна батарея 152-мм гаубиц.

Свой вариант 152-мм гаубицы для этих дивизионов фирма «Шнейдер» представила в середине 1909 г. Испытания проводились на Главном артиллерийском полигоне осенью того же года, а в 1910 г. орудие приняли на вооружение Русской Армии под обозначением «152-мм полевая гаубица обр. 1910 г.».

Контракт на производство 180 гаубиц обр. 1910 г. был подписан с Путиловским заводом в июле 1910 г., а в 1913 г. все заказанные орудия были переданы Русской Армии. Это позволило полностью укомплектовать гаубицами все предусмотренные мобилизационным планом дивизионы тяжелой полевой артиллерии.

По состоянию на 15 июня 1917 г на всех фронтах насчитывалось 242 исправные 152-мм полевые гаубицы обр. 1910 г. Примечательно, что по штатам полагалось иметь только 216 единиц.

152-мм гаубица обр, 1910 г. на дворе предприятия
152-мм гаубица обр, 1910 г. на дворе предприятия. Производство этой пушки было организовано сразу на двух российских заводах. Правда, особой интенсивностью производство не отличалось

152-мм гаубица обр. 1910 г. имела обычную для орудий того времени конструкцию с однобрусным колесным лафетом.

Запирание канала ствола производилось поршневым эксцентрическим затвором.

Противооткатные устройства включали гидравлический тормоз отката и пневматический накатник.

К гаубице выпускались пять пороховых зарядов (полный и №№ 1—4), стрельба велась фугасными и шрапнельными снарядами. Фугасный снаряд массой 41 кг при стрельбе полным зарядом развивал начальную скорость 335,3 м/с и мог поразить цель на дальности до 7767 м. Наибольшая дальность стрельбы шрапнельным снарядом составляла 7446 м.

127-мм полевая пушка обр. 1909 г. (Великобритания)

127-мм полевая пушка обр. 1909 г.
127-мм полевая пушка обр. 1909 г.

И без того разнотипный парк русской тяжелой артиллерии в 1916—1917 гг. был дополнен орудиями еще одной модели — 127-мм (60-фунтовой) полевой пушкой обр. 1909 г. В 1916 г из Англии в Россию было доставлено 8 таких пушек, а в 1917 г. — еще 44 единицы. Пушками вооружались 4-орудийные батареи тяжелой артиллерии, которым кроме номера также присваивалось обозначение «лит. Р» («литера Р»).

Пушка была разработана фирмой «Vickers» с учетом опыта англо-бурской войны и относилась к новейшим образцам английской артиллерии.

Пушка имела ствол длиной 4268,5 мм (33,61 калибра). По своей конструкции он был аналогичен стволу 152-мм гаубицы фирмы «Виккерс». Он состоял из внутренней трубы, скрепляющей ее стальной проволоки, кожуха, навинтного казенника с затворным кольцом и заднего перекрывающего кольца.

Запирание канала ствола производилось поршневым затвором. Однобрусный лафет имел металлические колеса со спицами и шиной транспортного типа. Щитовое прикрытие отсутствовало.

Загрузка снаряда в казенник британской пушки обр. 1909 г.
Загрузка снаряда в казенник британской пушки обр. 1909 г. Это орудие стреляло шрапнельными и фугасными снарядами раздельного заряжания

Подъемный механизм с одним зубчатым сектором позволял наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -5° до +21,5°. Поворотный механизм винтового типа обеспечивал угол горизонтального обстрела 8°.

Стрельба из пушки велась боеприпасами раздельно-гильзового заряжания английского производства. Использовались два заряда из кордита: полный и уменьшенный массой 4,3 и 2,25 кг соответственно. Фугасный снаряд массой 27,2 кг развивал начальную скорость 636 м/с и мог поразить цель на дальности до 9520 м. Шрапнельный снаряд содержал 992 пули диаметром 12,7 мм и массой 13 г каждая.

Тренированный расчет из 8 человек мог вести стрельбу с темпом 2 выстрела в минуту.

Для транспортирования гаубицы применялась конная тяга — 10 лошадей. Скорость транспортировки была невелика — 10—15 км/ч. К пушке поставлялся передок с деревянными колесами и зарядный ящик, состоявший из двух ходов. В зарядном ящике можно было перевозить до 40 снарядов и зарядов к ним.

По окончании Гражданской войны на вооружении Красной Армии сохранилось 18 пушек этой системы. Они использовались вплоть до 1942 г.

152-мм осадная пушка обр. 1910 г. «Schneider» (Великобритания, Россия)

152-мм осадная пушка обр. 1910 г.
152-мм осадная пушка обр. 1910 г.

Для замены 152-мм (6-дюймовых) осадных и крепостных пушек, разработанных во второй половине XIX в., весной 1906 г. русское Военное министерство объявило конкурс на создание новой 152-мм осадной пушки. Свои проекты представили как российские, так и иностранные фирмы, однако на стадии полигонных испытаний число фирм-участников конкурса сократилось до двух — «Шнейдер» (Франция) и «Крупп» (Германия).

Испытания проводились в 1909— 1910 гг. Выбор комиссии Главного артиллерийского управления остановился на орудии фирмы «Шнейдер», его приняли на вооружение под обозначением «152-мм осадная пушка обр. 1910 г.».

Производство орудия осуществлялось Путиловским заводом. В июне 1912 г. Военное министерство подписало с заводом контракт на 56 пушек, еще 17 единиц было заказано Морским ведомством в 1914 г. Значительная часть изготовленных пушек в годы Первой мировой войны оказалась в полевой тяжелой артиллерии. В 1917 г. 26 орудий этого образца состояли на вооружении 11 батарей действующей армии. На эти батареи возлагали те же задачи, которые в армиях других стран выполняли батареи орудий особой мощности.

В конструкции 152-мм осадной пушки обр. 1910 г. реализованы многие технические достижения конца XIX в. в области артиллерии. Она была снабжена гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником. Стальной ствол состоял из трубы, кожуха и соединительной части. Запирание канала ствола осуществлялось с помощью поршневого затвора.

Канадские артиллеристы пишут мелом рождественское поздравление «бошам» по ту сторону нейтральной земли на крупнокалиберном артиллерийском снаряде, ноябрь 1916 г.
Канадские артиллеристы пишут мелом рождественское поздравление «бошам» по ту сторону нейтральной земли на крупнокалиберном артиллерийском снаряде, ноябрь 1916 г.

Хотя угол горизонтального наведения составлял всего 4,3°, это было значительным прогрессом по сравнению с прежними русскими 6-дюймовыми пушками, вообще не имевшими механизма горизонтального наведения.

Новым элементом орудия стало и смонтированное на лафете щитовое прикрытие, предназначенное для защиты расчета от осколков вражеских снарядов.

152-мм пушки образца 1910 г. относились к наиболее дальнобойным и могущественным по действию снарядов орудиям русской тяжелой палевой артиллерии. Они стреляли стальными фугасными остроголовыми пушечными гранатами массой 38,6 кг или 41-кг стальными фугасными гаубичными гранатами на дальность до 14 870 м.

Скорострельность могла быть доведена до двух выстрелов в минуту. В соответствии с указаниями ГАУ, пушку предлагалось «применять в соответствии с ее отличительными особенностями, т. е. для стрельбы по удаленным целям большого значения и по дальнобойной неприятельской артиллерии, или по артиллерии крупных калибров, или особенно сильно нам вредящей».

203-мм гаубица системы «Vickers» МК. VI (Великобритания, Россия)

203-мм гаубица системы «Vickers» МК. VI
203-мм гаубица системы «Vickers» МК. VI

К числу новейших орудий тяжелой артиллерии Русской Армии периода Первой мировой войны относились 203-мм гаубицы системы «Vickers» Mk. VI. Гаубицы изготавливались как в Англии на заводе фирмы «Vickers», так и в США на предприятиях фирмы «Midval Steel Company». Русское военное ведомство подписало с фирмой «Vickers» контракт на 32 таких орудия, из них в 1916 г. было получено 29 экземпляров, а в 1917 г. — еще 2. Из заказанных фирме «Midval Steel Company» 100 гаубиц в 1917 г. в Россию было доставлено 41 орудие.

В начале войны, когда у английской армии возникла потребность в тяжелых гаубицах, фирма «Vickers» приступила к переделке старых 155-мм пушек в 203-мм гаубицы. Длину стволов пушек уменьшали до 16—17 калибров, каналы стволов рассверливали до 203 мм, а размеры зарядных камор увеличивали, чтобы можно было стрелять фугасными снарядами массой 90,7 кг. Было выпущено пять модификаций (Mk. I — Mk. V) таких гаубиц, что, впрочем, способствовало лишь временному снижению дефицита тяжелых гаубичных орудий, но не решало проблему в принципе. Поэтому в конце 1915 г. фирма «Vickers» приступила к проектированию новой 203-мм гаубицы. Работы велись в достаточно высоком темпе, так что уже в марте 1915 г. первые серийные гаубицы образца Mk. VI поступили на вооружение артиллерийских дивизионов английской армии.

203-мм гаубица «Vickers»
203-мм гаубица «Vickers» была настолько тяжела, что для ее транспортировки едва ли не впервые в истории артиллерии использовались сельскохозяйственные трактора

Для стрельбы из гаубицы использовались стандартные фугасные снаряды массой 90,7 кг, начальная скорость которых достигала 396 м/с, дальность стрельбы не превышала 9800 м. Такая дальность считалась достаточной в 1915 г., когда фирма «Vickers» начала проектировать гаубицу Mk. VI, однако ко времени ее поставки в войска уже требовались орудия с гораздо большей дальностью стрельбы. Поэтому вскоре появилась модификация Mk. VII с увеличенной до 18,5 калибра длиной ствола. Последовавшие за этим изменения конструкции ствола и лафета привели к созданию вариантов Mk. II и Mk. VII, а также новой модификации Mk. VIII, лафет которой был снабжен большими колесами с пневматическими шинами. Начальная скорость 90,7-кг фугасных снарядов, которые применялись в этих орудиях, составляла 457 м/с, что позволило поражать цели на дальности до 11 300 м. Из-за произошедшей в России революции орудия этих усовершенствованных модификаций Русской Армии не поставлялись.

234-мм гаубица системы «Coventry Ordnance Works» (Великобритания, Россия)

234-мм гаубица системы «Coventry Ordnance Works»
234-мм гаубица системы «Coventry Ordnance Works»

Еще в 1910 г. командование английской армии заключило с фирмой Coventry Ordnance Works» контракт на создание 234-мм осадной гаубицы, пригодной для использования также в качестве полевого орудия. Разработка гаубицы калибром 234 мм велась в течение достаточно длительного времени и весьма тщательно.

Прототип гаубицы, получивший официальное обозначение Mk. I и неофициальное—«Mother» («Мама»), был изготовлен в 1914 г. Орудие имело ствол длиной 14,5 калибра. Длина нарезной части ствола составляла 12 калибров, в канале ствола было выполнено 48 нарезов. Запирание канала ствола осуществлялось с помощью поршневого затвора. Масса ствола равнялась 3102 кг.

В начале 1917 г. четыре орудия этой системы прибыли в Россию, а в марте того же года на фронт была направлена 2-орудийная батарея этих гаубиц. В сентябре 1917 г. на вооружении батареи находилось уже четыре 234-мм гаубицы.

234-мм (9,2-дюймовая) гаубица системы «Coventry Ordnance Works»
234-мм (9,2-дюймовая) гаубица системы «Coventry Ordnance Works» в годы Первой мировой войны была самым мощным британским артиллерийским орудием

Гаубица стреляла фугасными снарядами массой 131,5 кг, содержавшими 15,4 кг взрывчатых веществ. К гаубице имелось 5 переменных зарядов, что позволяло подобрать массу порохового заряда в зависимости от дальности стрельбы, рельефа местности и характера цели. При стрельбе полным зарядом начальная скорость снаряда составляла 362 м/с, дальность стрельбы — 9200 м. Скорострельность была относительно невысокой: 1 выстрел в минуту.

Первая 234-мм гаубица Mk. I была установлена на огневых позициях во Франции уже в ноябре 1914 г. До 1916 г. фирма «Coventry Ordnance Works» выпустила 233 орудия этой системы.

В начале 1916 г. фирма «Vickers» провела модернизацию гаубицы, направленную, прежде всего на повышение ее дальнобойности. По первоначальному проекту, представленному в мае 1916 г., предусматривалось лишь увеличить длину ствола, однако впоследствии решили усовершенствовать и лафет орудия. В декабре 1916 г. новое орудие было принято на вооружение английской армии под обозначением «233-мм (9,2-дюймовая) гаубица Mk. II на лафете Мк. II». Первые серийные образцы поступили на Западный фронт уже в начале 1917 г., причем они поставлялись не взамен состоявших на вооружении гаубиц Мк I того же калибра, а в дополнение к ним.

210-мм тяжелая гаубица «21 cm Morser М 16» (Германия)

210-мм тяжелая гаубица «21 cm Morser М 16»
210-мм тяжелая гаубица «21 cm Morser М 16»

В 1910 г. на вооружение в Германии была принята гаубица «21 cm Morser М 10» — тяжелое мощное орудие массой около 7 т, стрелявшее 114-кг снарядом на дальность до 9 км. Она была разработана на предприятии «Friedrich Krupp AG» для уничтожения хорошо укрепленных позиций, в первую очередь — фортификационных сооружений. В начале Первой мировой войны на вооружении имелось 216 таких гаубиц.

Уже во время войны гаубица была модернизирована. Гаубица «21 cm Morser М16» (иногда обозначалась «21 cm Lange Morser М 16» — в переводе «Длинная мортира»), появившаяся в 1916 г., представляла собой длинноствольную модификацию мортиры обр. 1910 г. Дальность выстрела увеличилась до 11 км.

Гаубица «21 cm Morser М16»
Гаубица «21 cm Morser М16» представляла собой одно из мощнейших германских орудий Первой мировой войны. Мощнее ее была только «Dicke Bertha»

Система имела гидравлические тормоза отката. Орудие оснащалось колесным лафетом, на колеса могли надеваться широкие деревянные «башмаки» для уменьшения давления на почву. Для транспортировки орудие могло разбираться на две части: лафет и ствол, тогда появлялась возможность перевозить двумя конными повозками (орудие в собранном виде лошади не «тянули»).

В 1917 г. был разработан артиллерийский тягач «Kruрр-Daimler». Его двигатель имел мощность всего 100 л. с, однако тягач мог буксировать колесный груз массой до 10 т с максимальной скоростью 36 км/ч, в том числе и гаубицу «21 cm Morser М 16» в неразобранном виде. Поэтому фирма «Кгирр» разработала сначала разборный вариант гаубицы, предназначенный для буксировки тягачом с большой скоростью или конной повозкой, а затем и упрощенный, неразборный вариант.

Транспортировка почти 10-тонного орудия
Транспортировка почти 10-тонного орудия силами расчета была задачей сверхсложной

420-мм гаубица «Dicke Bertha» (Германия)

420-мм гаубица «Dicke Bertha»
420-мм гаубица «Dicke Bertha»

В 1904 г. главный конструктор немецкого концерна «Кгирр», профессор Фриц Раушенбергер, разработал сверхтяжелую мортиру, предназначенную для разрушения особо прочных фортификационных сооружений. С началом Первой мировой войны в 1914 г. на заводах Круппа началось производство этих орудий. Всего было построено 9 мортир, получивших ироничное название «Толстушка Берта» — в честь внучки «пушечного короля» Берты Крупп (в то время единоличной владелицы концерна).

В годы Первой мировой войны немцы успешно применяли «Берты» при осаде хорошо укрепленных французских и бельгийских крепостей. Скорострельность мортиры составляла 1 выстрел в 8 минут, а дальность полета 900-кг снаряда — 14 км. Все три типа используемых снарядов обладали невиданной для того времени разрушительной силой. При взрыве фугасного снаряда образовывалась воронка глубиной 4,25 м и диаметром 10,5 м. Осколочный снаряд имел 15 000 кусков смертоносного металла, сохранявших убойную силу на расстоянии до 2 км от места взрыва. Бронебойные снаряды пробивали железобетонные перекрытия толщиной 2 м. Союзники на Западном фронте называли 420-мм мортиры «убийцами фортов».

Фигура человека рядом с орудием «Dicke Bertha» дает представление о реальных размерах этой пушки
Фигура человека рядом с орудием «Dicke Bertha» дает представление о реальных размерах этой пушки

12 августа 1914 г. «Толстушка Берта» сделала по Льежу свой первый выстрел. Спасаясь от его чудовищного грохота, германские артиллеристы отбежали от орудия на 300 м. После минуты полета бетонобойный снаряд с километровой высоты обрушился на льежевский форт Понтисс. Немецкие корректировщики с аэростатов передали артиллеристам поправки, и «Берга» изрыгнула огонь нового выстрела. Дым и грохот обрушившихся потолков и галерей наполнили казематы форта. Бельгийские солдаты обезумели от ужасающего ожидания очередного выстрела. После 45 выстрелов форт Понтисс пал на следующий день. Еще через сутки были захвачены и другие форты Льежа. Орудия «Dicke Bertha» участвовали также в битве за Верден зимой 1916 г. Под крепость Осовец привезли четыре орудия 3 февраля 1915 г.

305-мм гаубица «Оbiсе 305/17 Dе Stefano» (Италия)

305-мм гаубица «Оbiсе 305/17 Dе Stefano»
305-мм гаубица «Оbiсе 305/17 Dе Stefano»

Перед началом Первой мировой войны итальянская армия озаботилась созданием собственной крупнокалиберной артиллерии. Итальянский инженер де Стефано предложил отказаться от громоздких лафетов с мощными противооткатными устройствами, применяемыми в других образцах тяжелой артиллерии, и создал лафет оригинальной конструкции для установки на него ствола штатной казематной 305-мм гаубицы «Оbiсе 305/17».

Конструктивно лафет де Стефано представлял собой прочный стальной короб из двух одинаковых боковин, соединенных между собой мощными балками. В передней части лафета имелись большие колеса. Задняя, облегченная часть также оборудовалась колесами, но меньшего размера. Для улучшения проходимости колеса одевались в «башмаки».

Гаубица буксировалась к предварительно подготовленной огневой позиции при помощи тягача. На месте стрельбы с колес снимались «башмаки» и орудие устанавливалось на рельсы. При выстреле гаубица передавала лафету всю энергию, при этом сам лафет откатывался по рельсам. Таким образом, можно было значительно уменьшить противооткатные устройства. Правда, из такой конструкции следует и основной недостаток орудия: оно могло стрелять только в направлении проложенных рельс без возможности наведения по горизонтали.

Несмотря на это итальянская армия приняла орудие на вооружение под обозначением «Оbiсе 305/17 De Stefano». В 1917—1918 гг. гаубицы обстреливали немецкие и австрийские позиции в горах. Во время немецкого контрнаступления было захвачено как минимум две 305-мм гаубицы, которые успели снять с позиций, но не смогли отбуксировать в тыл.

152-мм пушки в 120 пудов обр. 1877 г. и в 190 пудов обр. 1867—1877 гг. (Россия)

152-мм пушки в 190 пудов обр. 1877 г.
152-мм пушки в 190 пудов обр. 1877 г.

Острый дефицит современных орудий большой мощности вынудил командование Русской Армии использовать в боях Первой мировой войны устаревшие артиллерийские системы, разработанные во второй половине XIX в. К ним в первую очередь относится 152-мм (6-дюймовая) пушка.

Следует отметить, что в то время в Русской Армии имелись два варианта 152-мм пушек обр. 1877 г. — в 120 и 190 пудов. Они проектировались в разное время, но обладали стволами с каналом единого образца, принятого в 1877 г.

В период с 1914 по 1917 г. на фронт было отправлено 496 пушек массой 120 пудов обр. 1877 г. В 1917 г. ими было вооружено 58 четырехорудийных батарей Русской Армии.

Кроме того, в 1917 г. в составе русской тяжелой артиллерии имелось 16 четырехорудийных батарей, вооруженных 152-мм (6-дюймовыми) пушками в 190 пудов.

Первоначальный вариант пушки обр. 1867/1877 гг. был разработан в 1871 г. Пермским орудийным заводом для осадной артиллерии. К 1894 г. было изготовлено 208 орудий этого образца.

152-мм пушка в 120 пудов была создана в 1880 г. под уже имевшийся лафет обр. 1877 г. Опытный образец пушки был изготовлен Обуховским сталелитейным заводом, ее производство осуществлялось с 1883 г. на Обуховском сталелитейном и Пермском орудийном заводах. До 1894 г. на вооружение русской крепостной и осадной артиллерии поступило 8476 пушек этого образца, последние 193 пушки были выпущены Пермским заводом в период с 1900 по 1905 г.

Первоначально орудие не имело каких-либо противооткатных устройств. Энергия отката гасилась за счет силы трения колес и хобота лафета о деревянную платформу и частично — за счет силы тяжести, так как платформа имела небольшой наклон. В конце 80-х гг. XIX в. к орудию разработали гидравлический тормоз отката (компрессор), который существенно ограничивал откат орудия. Для возвращения орудия в исходное положение за колесами устанавливались деревянные клинья.

Стрельба велась фугасными и шрапнельными снарядами. Фугасный снаряд имел массу 33,3 кг и развивал начальную скорость 332 м/с, достигая дальности до 7355 м. Дальность стрельбы шрапнельным снарядом массой 35 кг составляла 3841 м. За две минуты из пушки можно было сделать три выстрела

152-мм пушки в 120 пудов использовались Русской Армией в течение длительного времени и весьма активно. В качестве крепостных орудий они были задействованы в обороне Порт-Артура. В сражениях Первой мировой войны ими были вооружены тяжелые полевые артиллерийские дивизионы, предназначенные для разрушения прочных сооружений, блиндажей и окопов, причем пушки эти с успехом работали наряду с новейшими скорострельными.

152-мм пушка в 190 пудов оказалась весьма эффективным средством для разрушения вражеских укреплений. Например, при стрельбе гаубичной гранатой массой 40,95 кг (масса взрывчатого вещества 8,8 кг) обеспечивалось поражение не только земляных укреплений, но и более прочных построек, в том числе убежищ из бетона или сооружений, прикрытых слоем земли толщиной 4 - 8 м. Скорострельность не превышала 1 выстрела в минуту.

152-мм пушка в 200 пудов обр. 1904 г. (Россия)

152-мм пушка в 200 пудов обр. 1904 г.
152-мм пушка в 200 пудов обр. 1904 г.

Особенностью 152-мм пушек в 190 пудов обр. 1867—1877 гг. и в 120 пудов обр. 1877 г. устаревшей конструкции было то, что они вели стрельбу боеприпасами с дымным порохом.

Перевод 152-мм пушек в 190 пудов на стрельбу зарядами бездымного пороха показал, что ожидаемое увеличение начальной скорости снаряда и, соответственно, дальности стрельбы не наблюдается. Поскольку причина этого явления заключалась в особенностях канала ствола этого орудия, было принято решение создать новую 152-мм (6-дюймовую) дальнобойную пушку, предназначенную для стрельбы зарядами бездымного пороха.

Заказ на разработку пушки был выдан Обуховскому сталелитейному заводу в конце 1895 г. Первоначально она именовалась как «6-дюймовая длинная пушка» из-за того, что длина ее ствола была доведена до 30 калибров (4572 мм). Полигонные испытания орудия проводились в 1900 г., на вооружение оно было принято в конце 1904 г. под обозначением «6-дюймовая пушка в 200 пудов обр. 1904 г.». До начала Первой мировой войны Пермский орудийный завод изготовил 200 пушек этого образца и еще одну пушку сдал представителям военного ведомства Обуховский сталелитейный завод.

152-мм пушки в 200 пудов поступали в батареи крепостной и осадной артиллерии, но в ходе войны они постепенно были переданы в тяжелую полевую артиллерию. В 1917 г. ими были вооружены 16 четырехорудийных батарей действующей армии.

Запирание канала ствола производилось трехтактным поршневым затвором, конструкция которого позволяла выполнять один выстрел в минуту.

Ограничение отката обеспечивалось гидравлическим тормозом отката, а накат орудия после выстрела осуществлялся с помощью деревянных клиньев, устанавливавшихся на расстоянии примерно 600 мм от линии опоры колес.

Из орудия можно было стрелять всеми снарядами, разработанными для 152-мм пушек в 120 и 190 пудов, а также для 6-дюймовых гаубиц и пушек образца 1910 г. Дальность стрельбы чугунным фугасным снарядом массой 41 кг с начальной скоростью 610 м/с составляла 12 168 м.

В сражениях Первой мировой войны пушка применялась для поражения удаленных важных целей и для борьбы с дальнобойной артиллерией противника, чему в немалой степени способствовала характерная для этой пушки высокая точность стрельбы. Благодаря достаточно мощным снарядам она могла использоваться и для разрушения полевых вражеских укреплений.

В тоже время, по боевой эффективности она, естественно, не могла сравниться с орудиями особой мощности, применявшимися на Восточном фронте германскими и австро-венгерскими войсками.

305-мм гаубица обр. 1915 г. (Россия)

305-мм гаубица обр. 1915 г.
305-мм гаубица обр. 1915 г.

Наиболее мощным отечественным орудием русской тяжелой полевой артиллерии была 305-мм гаубица образца 1915 г., разработанная Обуховским сталелитейным заводом по заказу Морского ведомства России.

В сентябре 1915 г. на базе изготовленных к тому времени четырех 305-мм гаубиц сформировали морской тяжелый дивизион, предназначенный для действий в интересах сухопутных войск

В дивизионе было две батареи по два орудия в каждой. Боевые действия морской тяжелый дивизион начал летом 1916 г., за 8 месяцев этого года по противнику было выпущено 799 снарядов.

Достаточно впечатляющие результаты испытаний морских 305-мм гаубиц послужили основанием для принятия их на вооружение армии. К январю 1916 г. Обуховскому сталелитейному заводу было выдано три заказа на производство в общей сложности 48 орудий этого типа. Кроме того, армия должна была получить 4 гаубицы, изготавливавшиеся заводом для Морского ведомства. Это позволило уже к маю 1917 г. сформировать шесть 2-орудийных батарей 305-мм гаубиц обр. 1915 г. В сентябре 1917 г. они были сведены в две 3-батарейные артиллерийские бригады.

Для стрельбы использовались стальные и чугунные фугасные снаряды отечественного и английского производства (от 12-дюймовых гаубиц Mk. V фирмы «Vickers»). Их масса составляла 331,7—470 кг, масса взрывчатого вещества 28,2 — 78,6 кг.

Максимальная дальность стрельбы равнялась 13 486 м.

Распоряжения командования Русской Армии предписывали применять 305-мм гаубицы обр. 1915 г. только для разрушения особенно важных и прочно укрепленных участков неприятельской позиции, преимущественно при атаке укрепленных узлов или крепостей. Задачей этим орудиям ставилось полное уничтожение назначенных им целей (сооружений).

При этом необходимым условием при стрельбе считалось тщательное наблюдение каждого отдельного выстрела и выполняемого им разрушения ввиду дороговизны и трудности изготовления снарядов крупного калибра.




Поделиться ссылкой