Артиллерия рубежа XIX—XX вв.

Для поражения пехотинцев, перебегающих редкими цепями от укрытия к укрытию, прицельно и часто стреляющих с больших дистанций из магазинных винтовок, требовались высокая точность и скорострельность полевых пушек и боеприпасы, накрывающие осколками большую площадь. Осадной артиллерии также нужны были инструменты, способные разрушать мощные бетонные крепости с безопасного расстояния.

Горная пушка В. Барановского. 1870-е гг.
Горная пушка В. Барановского. 1870-е гг.

Артиллерия третьей четверти XIX в. сильно уступала в скорострельности ручному оружию. После выстрела орудие откатывалось назад, и требовалось снова выкатывать его на позицию. Раздельное заряжание порохом и снарядом отнимало время. Наводили орудие долго, с помощью мушки и целика, вращая винт вертикальной наводки, а по горизонтали поворачивая весь лафет.

Первым решить эти проблемы смог русский конструктор В.  Барановский, создавший в 1870-х гг. легкие пушки для горной, десантной и конной артиллерии. Они имели безоткатный лафет, жестко упиравшийся в землю. Отдачу пушки гасили гидравлический (масляный) тормоз и пружинный накатник. Орудия Барановского калибра 2 и 2,5 дюйма (51 и 63,5 мм) стреляли унитарным патроном (объединяющим в гильзе порох, капсюль и снаряд), что ускоряло перезарядку. Той же цели служил поршневой затвор, ударник которого взводился одновременно с выбросом стреляной гильзы. Для быстрого наведения пушки получили винтовое устройство горизонтальной наводки и оптический прицел. Но пушки Барановского опередили свое время — при частой стрельбе целиться мешали облака дыма использовавшегося тогда черного пороха.

В 1880-х гг. идеи Барановского начали копировать европейцы, и появление бездымных порохов позволило реализовать все преимущества его нововведений. Наиболее успешны в этом оказались французы, жаждавшие реванша за поражение от немцев в 1871 г. Созданное французом А. Депортом 75-мм полевое орудие обр. 1897  г. получило унитарный патрон, оптический прицел и противооткатные устройства. В этом орудии впервые был применен независимый откат ствола — ствол крепился к лафету не жестко, а на полозьях, по которым скользил. Лафет при выстреле оставался неподвижным, энергию отката гасил гидропневматический демпфер (тормоз), накатник возвращал ствол на место. Наведение осуществляли сразу два солдата, один по вертикали, другой по горизонтали. В Первой мировой войне французское орудие обр. 1897 г. было признано лучшей полевой пушкой. Мощный заряд пороха и тяжелый снаряд позволяли ему вести огонь на дальность до 6 км, а скорострельность при тренированном расчете достигала 30 выстрелов в минуту.

Русская «трехдюймовка» обр. 1900 г.
Русская «трехдюймовка» обр. 1900 г.
Русское трехдюймовое орудие образца 1900 г. было в основном скопировано с французской 75-мм пушки. В Русско-японской войне 1904–1905 гг. выяснилось, что модель имеет и свои недостатки. Высокоскоростные снаряды летели настильно (по прямой), не позволяя поражать врагов за укрытиями и в углублениях – окопах, оврагах. Этот опыт учли немцы, сохранив для полевых орудий картузное заряжание, что позволило менять дальность и траекторию выстрела, заряжая разное количество пороха.

Потребность поражать цели на закрытых позициях — за стенами и в окопах — возродила идею гаубицы, воплощенную в конце XIX в. фирмой Круппа. В коротком стволе гаубицы снаряды не могли сильно разогнаться, что было удобно для стрельбы навесом (по дуге). Гаубицы стреляли по закрытым целям, без точного прицела, поэтому их изготавливали больших калибров, чтобы за счет мощного заряда взрывчатки накрыть осколками большую площадь.

120-мм гаубица Круппа. 1905 г.
120-мм гаубица Круппа. 1905 г.

Русско-японская война дала старт гонке калибров. Россия закупила 120-мм гаубицы Круппа. Японцы, в свою очередь, заказали у Круппа 280-мм гаубицы, с помощью которых смогли уничтожить укрепления Порт-Артура. В самой же Германии, готовившейся к войне против Франции и Бельгии с их новейшими бетонными крепостями, даже 280-мм орудия не считались достаточными.

Одна за другой на вооружение Германией принимаются 305, 327, 355 и 380-мм мортиры. А в 1913 г. на заводах Круппа строят 420-мм мортиры Dicke Bertha («Большая Берта»), названные в честь внучки основателя фирмы. Чтобы обеспечить маневренность этих орудий, их перевозили по частям, на трех металлических колесных платформах. В начале Первой мировой войны эти орудия обеспечили Германии быстрый захват крепостей на границах противников.

420-мм мортира «Большая Берта»
420-мм мортира «Большая Берта» обр. 1913 г. с расчетом.



Поделиться ссылкой