Боевые колесницы

Первой боевой техникой стали колесницы. Известно изображение боевой колесницы, запряженной парой лошадей, сделанное 4500 лет назад на штандарте, найденном при раскопках шумерского города Ур. Шумерские колесницы были четырехколесными (двухосными), тяжелыми и неповоротливыми.

Шумерская колесница
Шумерская колесница. Фрагмент инкрустированного штандарта (знамени) из Ура. III тыс. до н.э.

Когда двух колес достаточно

Около 4000 лет назад жители территории современного Ирана изобрели легкое и прочное колесо со спицами. Затем индоевропейские племена, кочевавшие в причерноморских степях, создали одноосные колесницы. В них упряжь крепилась к длинной жерди – дышлу, распределяя вес между лошадьми и двумя колесами, что обеспечивало устойчивость. Получившиеся колесницы были более маневренными. На них индоевропейские племена победили многие народы и расселились по просторам Евразии. Передвигаясь на колесницах, они меньше уставали, везли больше оружия и продовольствия, чем пешие воины. Став быстрее противников, они могли выбирать, когда драться, а когда отойти.

МАНЕВРЕННОСТЬ – способность быстро изменять положение в пространстве, скорость и направление движения.

Колесницы народов Междуречья

В III–II тыс. до н.э. колесницы распространились от Китая до Британии и от Греции до Египта. Важнейшую роль они сыграли в военной истории народов Междуречья рек Тигр и Евфрат. Сменявшие здесь друг друга цивилизации и империи – хетты, ассирийцы, персы, совершенствовали колесницы, оттачивая методы их использования. Здесь 3500 лет назад научились делать прочные колесницы, которые использовали как ударное оружие. Разогнавшись, колесница врезалась в толпу врагов, сминая строй и давя воинов, после чего их было легче убить или обратить в бегство. Колесничники перед столкновением спрыгивали на землю и в пешем бою добивали противника.

Мясорубки на колесах

Вершиной развития ударных колесниц стали персидские колесницы с косами (серпоносные). Сначала острыми клинками оснащали только колеса с боков, чтобы помешать пехоте и всадникам нападать на колесничих. Потом косы стали устанавливать и на бортах, и даже на дне, на дышло крепили копья, чтобы штурмовать строй тяжелой пехоты.

Непобедившие армады

В Египет колесницы принесли кочевники гиксосы, покорившие страну в первой четверти II тыс. до н.э. Египтяне, имевшие более развитую культуру, проиграли гиксосам, использовавшим это супероружие. Изгнав позднее гиксосскую династию, египтяне сами стали широко применять колесницы. Колесницы использовали как подвижные стрелковые платформы. Воины стреляли из лука или метали копья (дротики), а возница прикрывал стрелка щитом. В XIII в. до н.э. в египетском войске было до 2000 колесниц. Тогда произошло самое крупное сражение колесниц в истории – битва при Кадеше. В битве египтян фараона Рамсеса II и хеттов царя Муваталли II участвовало 4500 боевых колесниц. Победу никому одержать не удалось, и оба правителя объявили себя победителями.

Египетская колесница
Египетская колесница

Закат эпохи колесниц

В Греции XII–VI вв. до н. э. колесница служила боевым транспортом. Богатый воин ехал на ней до места боя, не тратя силы и везя запас оружия. Возница управлял лошадьми и подавал воину оружие в бою. Но к V в. до н.э. колесницы покинули поле боя в Элладе. В горах и ущельях Греции, неудобных для выпаса коней, сказывался главный недостаток колесниц – дороговизна. В колесницы запрягали до четырех коней, то есть вместо одной колесницы можно было иметь четырех всадников и не тратиться на повозку. Появление хорошо обученной тяжелой пехоты сводило на нет преимущества колесниц. За щитами фаланга (строй тяжелых пехотинцев – гоплитов) могла выдержать обстрел. По команде воины расступались, пропуская колесницы, их захватывала легкая пехота. Возничих и коней убивали дротиками и камнями из пращей, лошадей пугали, те несли колесницы назад, на строй своей армии. Так великий полководец Александр Македонский разбил персидских колесничников при Гавгамеллах.

Битва при Гавгамеллах.
На многие века колесница перестала играть роль в военных действиях. Но в 1920-е гг., во время Гражданской войны в России, она сказала свое веское слово. Партизаны Повстанческой армии батьки Махно устанавливали пулеметы на четырехколесные повозки – тачанки. Так пулемет быстро перемещали туда, где нужна была поддержка огнем.



Поделиться ссылкой