Бронепоезда

В XIX в. в Европе и США была построена густая сеть железных дорог. Их широко применяли для переброски и снабжения войск и в Гражданскую войну в США 1861–1865 гг., и во Франко-прусской войне 1870–1871 г. Настало время задуматься об использовании поездов непосредственно в бою.

Паровозы идут на войну

Первый проект вооруженного бронированного поезда родился во Франции в 1826 г. Воплотить его мешала мелочь – на тот момент единственная в мире железнодорожная ветка находилась в Англии. Да и мощь первых паровозов позволяла тянуть легкие пассажирские вагоны, но не броню и артиллерию. Во время Гражданской войны в США кавалерия южан наносила удары по железнодорожным станциям и поездам, уничтожая склады и нарушая коммуникации армии Севера. Для оперативного пресечения вражеских рейдов бывший офицер русской гвардии Иван Турчанинов (Джон Торч), воевавший за северян, поставил пушки на платформы поездов.

Бронированный поезд в Англо-бурской войне. Фотография 1899 г.
Бронированный поезд в Англо-бурской войне. Фотография 1899 г.

Вскоре идею переняли в Европе. Немцы в ходе Франко-прусской войны обстреливали с железнодорожных платформ французские крепости. Батареи на платформах защищали бревнами и мешками с песком – полноценного бронирования поездов еще не было.

Броненосцы пустыни

В конце XIX в. паровозы стали мощнее, броневая сталь с внедрением технологии броневого проката – доступней. В 1899–1902 гг. Англия вела войну с бурами – потомками голландских и французских колонистов в Южной Африке. Бурские стрелки в отличие от англичан в безводных степях чувствовали себя как дома и нападали на английские поезда, лишая войска снабжения. Британская армия из-за голода стала терять солдат и лошадей, приходилось бросать пушки – некому было их тянуть. Для контроля над железной дорогой англичане создали бронепоезда. Вагоны обили прочными стальными листами, соединяя их металлическими заклепками, что делало процесс бронирования очень трудоемким. В бортовых бойницах установили пулеметы Максима. Шквал пулеметного огня из бронированных вагонов не давал бурам приблизиться и обстрелять уязвимый паровоз и пушки на открытых платформах. Бронепоезда позволили наладить снабжение по железным дорогам, что помогло разгромить буров.

Бандиты с железной дороги

Первые 4 российских, бронированных, или, как тогда говорили, «блиндированных» поезда заказала принадлежавшая России Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) для защиты своих составов от китайских бандитов – хунхузов. Поезда, получившие общее имя «Хунхуз», были весьма совершенны. Для безопасного наблюдения из-за брони их оборудовали 12 перископами. Имелась система центрального отопления от котла паровоза, единая водяная система охлаждения 10 пулеметов, мини-электростанция для питания бортового оборудования.

На случай движения по узким европейским дорогам у локомотива и вагонов были дополнительные колесные тележки европейской ширины. Для связи между вагонами были установлены железные «рупорные трубы» как на кораблях. К ним протянули провода электрозвонков – собеседника из любого вагона вызывали к трубе звонком.

Бронированный «Хунхуз». Фотография 1919 г.
Бронированный «Хунхуз». Фотография 1919 г.

Война угля и пара

В 1915 г. новенькие «Хунхузы» вместо Дальнего Востока отправили на Запад – на фронты Первой мировой войны. Россия и ее противники – Германия и Австро-Венгрия, развернули массовое строительство бронепоездов, хотя в той войне линия фронта почти не двигалась, и бронепоезда служили лишь подвижными батареями.

«Звездным часом» бронепоездов стала Гражданская война в России. Красные и белые, стремясь взять под контроль железные дороги, активно строили бронепоезда, и к 1921 г. у Красной Армии их было уже более 100.

В Гражданской войне часто не было сплошной линии фронта, и бронепоезда действовали в отрыве от войск, что потребовало изменить тактику их военных действий. Их стали применять парой. «Легкий» бронепоезд с полевыми орудиями и гаубицами высаживал десант и поддерживал его огнем, а «тяжелый» бронепоезд с дальнобойными пушками стрелял издали, с закрытых позиций.




Поделиться ссылкой