Главные немецкие танки Второй мировой войны

Проиграв Первую мировую войну, Германия по условиям Версальского мирного договора не имела права строить танки. У немецких конструкторов не было и опыта для создания гусеничных бронированных машин. Первые «Панцеры» (Panzer Kampfwagen) Pz.Kpfw I и II являлись лёгкими танками, их вооружение и бронирование было слабым, а проходимость оставалась на уровне гусеничного трактора. В отечественной литературе долгие годы не принято было называть немецкие танки «Панцерами». Обычно перед их порядковым номером ставили букву «Т» (танк). Для облегчения чтения в дальнейшем читатель будет встречать в тексте подобные названия.

Танк Т-I
В серийное производство первые «панцеры» запускались как сельскохозяйственные тракторы. Танк Т-I, вооружённый двумя пулемётами, считался учебной машиной

На первых германских танках готовили экипажи, отрабатывали тактику и стратегию использования танковых частей, учились воевать. К разработке боевых танков немцы приступили в середине 1930-х гг., после прихода к власти Гитлера. В те годы считалось, что главную ударную силу должны составлять два основных танка. Один — скоростной, с хорошей бронезащитой и лёгким вооружением. Ему предстояло прорывать оборону противника и развивать успех — это Т-III. Второй танк, Т-IV, не столь быстрый, но с более мощным орудием, должен поддерживать огнём действия первого. Военные потребовали, чтобы броня «тройки» смогла защищать экипаж от огня противотанковых ружей противника со всех направлений.

танк Т-III
В 1943 г. танк Т-III сняли с производства, а ходовая часть пригодилась для выпуска более мощных штурмовых орудий

На более тяжёлом Т-IV более толстую броню ставили в лобовой части, тонкую — по бортам и в корме. Экипаж состоял из пяти человек: командира, стрелка, заряжающего, механика-водителя, стрелка-радиста. В то время большинство лёгких и средних танков имели экипаж из 2-3 человек, и нагрузка на них была высокой. Командир, помимо выполнения прямых обязанностей, искал цели, наводил орудие, производил выстрел. Ему помогал заряжающий, а механик-водитель управлял боевой машиной. Увеличение численности экипажа на T-III и Т-IV позволило снизить нагрузку на танкистов.

Первоначально вооружение Т-III состояло из 37-мм пушки, потом её заменили 50-мм пушкой (для начала Второй мировой войны такой калибр считался достаточным). Но летом 1941 г. выявилась неспособность 50-мм пушки бороться с советскими танками Т-34 и КВ. Даже новейшая длинноствольная 50-мм пушка не могла пробить их лобовую броню. Поставить более мощную 75-мм пушку немцам так и не удалось. Запас «тройки» оказался исчерпан.

На Т-III немцы разместили двигатель в кормовой части корпуса, а коробку передач и ведущие колёса – в передней. Вал, передающий крутящий момент от двигателя к трансмиссии, проходил под полом боевого отделения, из-за чего танк получился высоким.

Главный танк вермахта

Накануне войны в германской армии задача огневой поддержки и уничтожения расчётов противотанковых орудий, дотов и прочих опорных пунктов противника возлагалась на средние танки Pz.Kpfw IV (Т-IV). Конструктивно «четвёрка» была подобна «тройке»: корпус со множеством люков и лючков, что было удобно для эксплуатации боевой машины. Двигатель стоял в корме, трансмиссия размещалась спереди, башня — в средней части. Но «четвёрка» была больше из-за установки более мощного 75-мм орудия. В те годы на поле боя не было целей, которые могли бы устоять под его огнём.

Т-IV
Т-IV был вооружён 75-мм короткоствольной пушкой, в боекомплект входили фугасные и осколочные снаряды. Их поражающая мощь была выше бронебойных 37- и 50-мм снарядов

Т-IV не должен был «лезть» на вражеские окопы. Эта задача возлагалась на более «шустрый» Т-III. «Четвёрка», медленно продвигаясь за «тройкой», выискивая важные цели и уничтожая их фугасными снарядами, обеспечивала надёжное огневое прикрытие Т-III. От огня противника «четвёрка» прикрывалась мощной лобовой бронёй, которая была толще, чем броня бортов и кормы. По сути, танк Т-IV в бою выполнял функции самоходного орудия.

Всё изменилось летом 1941 г. Гитлеровские танкисты испытали шок, видя, как их 75-мм снаряды словно горох отскакивают от брони советских боевых машин. Проблема восстановления паритета приобрела исключительную важность. Поскольку башенный погон «четвёрки» имел больший диаметр, чем погон «тройки» (танк был больше по размерам), то на боевую машину поставили мощную длинноствольную 75-мм пушку, снаряд которой пробивал 90-мм броню. Но бронирование «четвёрки» по меркам Восточного фронта было недостаточным. Ведь немецкие конструкторы сделали в борту башни танка дверцы, через которые танкисты загружали боезапас. Да и забираться в танк так было удобнее. Но любой вырез в броне ослабляет её защитные качества. А если снаряд попадёт в «дверцу», висящую на петлях, то тут добра не жди. Немцы об этом знали. Но они создавали Т-IV как танк огневой поддержки. Он должен был следовать за танком прорыва Т-III и уничтожать огнём мощной пушки противотанковые средства противника.

Т-IV образца 1943 г.
Т-IV образца 1943 г.

В бою Т-IV не мог подставить противнику борта, где находились люки-дверцы. Когда немцы сняли с производства Т-III, танк Т-IV стал основным танком вермахта. Для дополнительной защиты на борта корпуса и на башню Т-IV установили съёмные стальные 5-мм экраны. В это же время руководство Германии задумалось о прекращении выпуска Т-IV в пользу более мощной «Пантеры».

Специалисты сомневались в возможности массового производства сложных «Пантер», поэтому танк T-IV выпускался до конца Второй мировой войны, став самым массовым танком вермахта. Всего было построено 9,5 тыс. T-IV. размерам

«Пантера»

Сегодня никто не отрицает того факта, что германский тяжёлый танк Pz. Kpfw V «Пантера» был создан по образу и подобию советской «тридцатьчетвёрки». Достаточно посмотреть на форму их корпуса и башни. Уже в первые дни войны потрясённый мощью и неуязвимостью советских танков командующий бронетанковыми войсками Германии генерал Гейнц Гудериан потребовал от немецких конструкторов внимательно изучить танк Т-34 и немедленно начать его серийный выпуск в Германии. По предложению Гудериана была срочно создана специальная комиссия, которая занялась изучением трофейных русских танков. Комиссия подтвердила мнение Гудериана о выдающихся конструктивных особенностях Т-34. При этом она отметила, что русские сумели создать столь совершенные танки и дизельные двигатели к ним, что скопировать их на немецких заводах будет невозможно. Единственное, что оставалось немцам, это сделать хотя бы нечто похожее. Так начались работы над будущей «Пантерой».

Pz. Kpfw V
До конца войны немцы выпустили 6 тыс. «Пантер». Это был второй по массовости (после Т-IV) танк вермахта

В ходе проектирования нового танка немцы постарались оснастить его наиболее мощной пушкой из всех орудий, имеющих калибр 75 мм, и прикрыть непробиваемой бронёй, толщина которой почти вдвое превышала толщину брони танка Т-34 и доходила в лобовой части корпуса до 80 мм. В итоге получился не средний танк, каким его хотел видеть Гудериан, а самый настоящий, 45-тонный тяжёлый танк. Немцы считали «Пантеру» своим лучшим танком, а потому бросили все силы на развёртывание его массового производства.

В ходе боевых действий выяснилось, что для наступления «Пантера» не очень годится. Относительно маленький калибр её пушки не давал возможности разрушать мощные оборонительные сооружения противника. Слишком мало взрывчатки помещалось в 75-мм снаряде. Зато длинноствольная пушка «Пантеры» была хороша для стрельбы по вражеским танкам. Выпущенный из неё бронебойный снаряд, летящий с огромной скоростью, поражал в лоб танки типа Т-34 с двух километров.

200 первых «Пантер» участвовали в последней крупной наступательной операции вермахта 1943 г. на Курской дуге, после этого германская армия всё время отступала. Основными целями для «Пантер» до конца войны были лишь наступающие танки противника.

Попытка оснастить «Пантеру» более мощной 88-мм пушкой привела к созданию безбашенного танка-истребителя «Ягд-пантера». Нельзя также не упомянуть и то, что на «Пантере» стояли самые совершенные по тем временам оптические приборы наблюдения и прицел.

Pz. Kpfw V
Хорошие оптические приборы наблюдения и прицел позволяли поражать танки даже с очень большого расстояния

«Тигр»

Самым известным германским тяжёлым танком, созданным в годы Второй мировой войны, был «Тигр». Он появился в начале 1942 г. в результате конкурса двух известных фирм – «Порше» и «Хеншель». Правда, конструкторы фирм «Хеншель» и «Порше» проектировали не танк в целом, а только ходовую часть и корпус. Башню разработала знаменитая оружейная фирма «Крупп».

танк тигр
Установка мощной и тяжёлой пушки, а также толстая броня резко увеличили массу танка «Тигр»: она превысила 50 т

Профессор Фердинанд Порше был настолько уверен в превосходстве своего проекта, что даже отдал распоряжение начать серийное производство тяжёлых танков. Но просчитался. Победила фирма «Хеншель», и именно её танк пошёл в производство под индексом Pz.Kpfw VI и персональным наименованием «Тигр». А 90 готовых шасси фирмы «Порше» впоследствии использовали при создании не менее знаменитого танка-истребителя «Фердинанд».

На поле боя «Тигр» невозможно было спутать с советскими танками. Формы его получились необычными. Конструкторы в сжатые сроки должны были сделать машину с очень толстой бронёй и мощной пушкой. Времени на отработку новой технологии у немцев не было. Толстые бронелисты, а их толщина в лобовой части доходила до 100 мм, очень сложно соединять. Поэтому для упрощения сборки бронелисты ставили вертикально. Это позволило сделать верхний бронелист очень широким и на нём разместить огромную башню с мощной 88-мм пушкой, способной поражать танки Т-34 и КВ с любых дистанций. «Тигр» весил почти как два танка «Панцер» IV. Чтобы обеспечить танку приемлемую проходимость, на него поставили очень широкие гусеницы.

танк тигр
С Западного фронта пошла легенда союзников о немецком «Тигре» как о самом мощном и неуязвимом танке мира

Впервые в большом количестве «Тигры» вышли на поля сражений в 1943 г. на Курской дуге, где продемонстрировали свою мощь над нашими танками, вооружёнными 45- и 76-мм пушками. Превосходство «Тигров» над советскими боевыми машинами длилось недолго. В 1944 г. 100-мм броня уже не могла защитить немцев от снарядов новых советских танков ИС-2 и Т-34-85, а также мощных самоходных установок Су-100, ИСУ-122 и ИСУ-152. На Западном фронте, у союзников, танков, подобных ИС-2, не было. Американцы и англичане, впервые столкнувшись в боях с «Тиграми», были поражены их боевой мощью. Сами немцы так не считали и прекратили производство этих танков в августе 1944 г. Главной причиной было то, что советским новейшим тяжёлым танкам «Тигр» был уже не страшен. На замену «Тигру» пришёл «Королевский Тигр» или «Тигр II».

«Королевский Тигр»

Внешне «Тигр II» (его ещё называют «Королевским Тигром») разительно отличался от своего предшественника. В конфигурации «Королевского Тигра» ощущалось влияние Т-34 с его расположенными под наклоном бронелистами корпуса и башни. Однако размеры и масса «Королевского Тигра» были намного больше: советский Т-34 весил 32 т, а немецкий танк – 68! Это был самый тяжёлый серийный танк в мире. Но главное, на «Королевском Тигре» стояла ещё более мощная пушка. Лобовая броня «Королевского Тигра» была просто фантастической по тем временам – 150 мм в корпусе и 180 мм в башне!

Королевский Тигр
Даже днище корпуса «Королевского Тигра» имело 40-мм толщину – почти как лобовая броня Т-34 (на нашем танке толщина лобовой и бортовой брони была 45 мм). Борта нового танка были в два раза толще

В 1943 г., когда «Королевский Тигр» ещё создавался, на поле боя главным калибром танковых и противотанковых пушек был калибр 76 мм. Тогда броня «Королевского Тигра» казалась непробиваемой. Но на войне всё меняется очень быстро. И когда в 1944 г. «супертигры» пошли в бой, их было чем встретить: Т-34-85, ИС-2 и тяжёлые САУ били «Королевских Тигров» с таким же успехом, что и «Тигров» обычных. Так, попадания 122-мм снаряда танка ИС-2 не мог выдержать вообще ни один танк в мире. К примеру, башню «Королевского Тигра» такой снаряд пробивал насквозь чуть ли не с полутора километров. А тут у немцев начались новые проблемы.

Первый «Тигр» предназначался для наступления. «Тигр» второго поколения должен был решать оборонительные задачи – сдерживать наступление советских танков. Он был лучше защищён и вооружён, но менее подвижен.

К концу войны Германия потеряла базы, снабжавшие сталелитейную промышленность таким важным для производства брони элементом, как молибден. В результате этого броня для танков стала не такой прочной, как ранее. Но главным недостатком «Королевского Тигра» оказалась его большая масса. Эти танки практически невозможно было быстро перебросить с одного участка фронта на другой. К тому же этих чудо-танков было слишком мало (всего было построено менее 500 штук), и они не оказали никакого влияния на исход Второй мировой войны. Советские «тридцатьчетвёрки» и американские «Шерманы» в конце войны обычно применялись в больших количествах, им не составляло особого труда обойти и расстрелять противника с разных направлений. Тут немцам спасения не было. Известно немало примеров, как экипажи «Королевских Тигров», видя, что их обходят сбоку, бросали свои танки и спасались бегством вскоре после начала боя. Так несколько германских супертанков достались нашим войскам в качестве трофеев.

Королевский Тигр
Запас хода «Королевского Тигра» при полной заправке даже по шоссе не превышал 100 км, а специальных тягачей-трейлеров у немцев не было. Застрявший танк-гигант нельзя было сдвинуть с места

Читайте также




Поделиться ссылкой