Танки России

История современного российского танкостроения

После распада СССР мощный танкостроительный советский комплекс разделили между несколькими постсоветскими государствами. Российские танкостроительные гиганты ОАО НПК «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил), Трансмаш (Омск) и Кировский завод (Санкт-Петербург) потеряли налаженные связи с предприятиями, ранее входившими в единый советский танкостроительный комплекс, в частности с Харьковским заводом транспортного машиностроения имени В. А. Малышева, что снизило эффективность разработки новых танков, модернизации машин, уже поступивших на вооружение.

Танк Т-90С
Танк Т-90С демонстрирует свои возможности

Негативно на развитии российского танкостроения отразилась и критическая финансовая ситуация, в которой оказались новообразованные Вооруженные Силы Российской Федерации, главный потребитель услуг танкостроительного комплекса. В такой ситуации производство танков и работы по их модернизации стали возможны только при поддержке иностранных инвестиций и заключении договоров на поставку самых совершенных российских разработок на вооружение в другие страны. Так, производство танков Т-90С налажено благодаря подписанию экспортного контракта на поставку машины в Индию.

Но нельзя говорить об отсталости современной российской танкостроительной отрасли и бронетанковых сил Российской Федерации. В настоящее время российские танки и танки НАТО имеют пушки примерно равного калибра и обладают схожими показателями защиты. Преимущество западных танков состоит в возможности вести прицельную стрельбу артснарядами на дистанции до 2,53 км, они оснащены современными тепловизионными приборами, позволяющими эффективно воевать в темное время суток, у них особое размещение боекомплекта, при котором его детонация не приводит к гибели танка и экипажа и т. д. В то же время на службе российских танков по-прежнему остается автоматический механизм заряжания, комплекс управляемого вооружения с прицельной дальностью стрельбы до 5 км, меньший забронированный объем, меньший вес и т. д.

На вооружении Российской Федерации сейчас состоят современные мобильные танки, способные успешно противостоять западным аналогам и эффективно справляться с другими задачами на поле боя. Но можно ли назвать современные российские танки перспективными? На сегодняшний момент на вооружении Российской Федерации состоят машины и их модификации, созданные прежде всего для ведения «большого» встречного танкового боя. Но ввиду изменения военно-политической обстановки в мире сегодня тяжело представить сценарий, при котором возможны крупные танковые баталии с участием России. В связи с этим танкостроительная отрасль должна переосмыслить роль этой машины в современной войне и создать принципиально новый танк, открывающий линейку современных российских боевых машин.

Основной танк Т-72
Основной танк Т-72

Работы по созданию такого танка ведутся на омском Трансмаше и нижнетагильском Уралвагонзаводе. Именно на омском заводе разработан проект перспективного российского танка «Объект 640» («Черный орел»). Машина, которую относят к новому, четвертому поколению танков, так и не построена, наработки использованы в новом основном боевом танке «Армата» нижнетагильского завода. Предполагается, что «Армата» будет иметь управляемую дистанционно пушку, размещенную в необитаемой башне. Танк будет выдерживать попадание любых видов современных и перспективных противотанковых средств, экипаж, находящийся в специальной бронекапсуле, будет иметь повышенную защиту.

Основной боевой танк Т-90

Основной боевой танк Т-90 представляет собой глубокую модернизацию танка Т-72, создан в 1989 г. в Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения (г. Нижний Тагил). В машине реализованы лучшие конструкторские решения, полученные в ходе работ над легендарным семейством танков, берущим начало от танка Т-64А производства Харьковского завода имени В. А. Малышева. На вооружение Т-90 приняты современные технические разработки как российского, так и мирового танкостроения.

Основной боевой танк России Т-90С
Основной боевой танк России Т-90С

Серийное производство танка начали в 1992 г. До 1998 г. выпустили около 120 машин для Вооруженных Сил Российской Федерации. После этого, несмотря на острую необходимость в современных боевых машинах, производство танка для испытывающей финансовые проблемы российской армии прекратили.

Первый экспортный контракт на поставку 40 танков модификации Т-90С (экспортный вариант Т-90, на котором отсутствуют прожекторы ОТШУ «Штора») заключили 18 февраля 2001 г. с Индией. В следующем году, оценив высокие боевые качества машины, индийская сторона подписала контракт на поставку еще 84 танков Т-90С. Кульминацией российско-индийских отношений стал контракт на сумму 2,5 млрд $, подписанный в 2006 г. на лицензионное производство 1000 танков Т-90 «Бхишма» на заводе «Хеви Вениклс Фэктори» в индийском г. Авади, где ранее выпускали танки Т-72.

В 2005 г. на вооружение приняли новую усовершенствованную модификацию танка Т-90А, в 2006 г. начали ее серийное производство для российской армии.

Танк Т-90А построен по классической компоновочной схеме: с отделением управления в носовой части, боевым отделением с вращающейся башней в средней и моторно-трансмиссионным отделением в кормовой. Экипаж танка состоит из трех человек: механика-водителя, рабочее место которого расположено в носовой части, наводчика и командира, места которых — во вращающейся башне.

ОБТ Т-90 на Международном форуме
Демонстрационный показ ОБТ Т-90 на Международном форуме «Технологии в машиностроении — 2010» в Жуковском

Характерная особенность танка Т-90А, как и прочих танков, ведущих свою историю от советского танка Т-64А, — небольшой забронированный объем (всего 11,0 м3). Таких показателей удалось добиться благодаря применению автомата заряжания (из-за чего отсутствует четвертый член экипажа — заряжающий), высокой плотности компоновки и другим конструктивным решениям. Малый вес и небольшие габариты выгодно отличают танк Т-90 от западных аналогов.

Корпус Т-90А сварной, по конструкции идентичен корпусу танка Т-72БМ. Башня Т-90А также сварная, хотя базовые модели Т-90 оснащали литыми башнями. Бронирование лобовых и бортовых деталей корпуса и башни многослойное, с керамическими прокладками. Лобовая часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты. Помимо нее и традиционного бронирования Т-90 оборудован активной защитой, состоящей из комплекса электрооптической защиты от высокоточного оружия «Штора-1», которая предохраняет танк от наиболее распространенных управляемых противотанковых средств.

Т-90 ранних модификаций оснащен V-образным 12-цилиндровым четырехтактным многотопливным дизельным двигателем модели В-84МС максимальной мощностью 840 л. с. На танки модификации Т-90С и Т-90А установлен новый двигатель В-92С2 с турбонаддувом мощностью до 1000 л. с.

Основное вооружение Т-90А — 125-миллиметровое гладкоствольное орудие 2A46M-5, стабилизированное в двух плоскостях системой 2Э42-4 «Жасмин». Орудие способно вести огонь разнообразными боеприпасами, в числе которых бронебойно подкалиберные, кумулятивные, осколочно-фугасные снаряды, а также противотанковые управляемые ракеты «Инвар-М» для борьбы с танками, вертолетами, дотами и другими хорошо защищенными наземными, надводными или низколетящими целями на больших дистанциях. Боекомплект пушки Т-90А состоит из 42 выстрелов, 22 из которых находятся в автомате заряжания, еще 20 — в немеханизированной укладке в корпусе и башне танка.

С основным орудием спарен 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ или ПКТМ. Еще один 12,7-миллиметровый пулемет НСВТ «Утес» (на танке Т-90) или 6П49 «Корд» (на танке Т-90А) установлен на командирской башенке и управляется дистанционно.

Основной боевой танк России Т-90МС «Тагил»
Основной боевой танк России Т-90МС «Тагил»

К настоящему моменту разработано 11 модификаций танка Т-90. Новейшая в данном списке — модификация, которая получила обозначение Т-90МС («Тагил»). Впервые «Тагил» представили на выставке вооружений «Нижний Тагил — 2011» (REA2011). Маркетинговая служба позиционирует модификацию Т-90МС как революционную машину, не имеющую аналогов в мире. Но данные заявления, скорее, попытка привлечь иностранных инвесторов, нежели объективная оценка танка. Так, едва ли не единственное усовершенствование Т-90МС — применение нового панорамного прицельного комплекса, разработанного белорусским предприятием «Пеленг». Это новшество позволило существенно расширить возможности экипажа танка по контролю поля боя, но его тяжело назвать революционным, так как подобные комплексы уже давно стояли на вооружении не только ОБТ западных стран, но и на вооружении ОБТ Украины, Японии и Китая.

Служба и боевое применение

При оценке возможностей современных ОБТ обычна практика, когда специалисты одной страны превозносят свой танк, критикуя при этом технику других стран. Так, в США ни у кого не вызывает сомнений в превосходстве танков «Абрамс», немцы считают, что их «Леопард» лучший в мире, а по результатам математического моделирования, проведенного в Украине, верх над конкурентами взял БМ «Оплот». Естественно, что в России бытует мнение о непобедимости собственных Т-90. Однако такие заявления трудно назвать объективными, так как практически каждый из современных ОБТ имеет свои преимущества и в зависимости от ситуации может получить как существенное превосходство, так и оказаться весьма уязвимым. Оценим сильные и слабые стороны Т-90.

Колона танков Т-90А на репециции в честь Дня Победы. 2014 г.
Колона танков Т-90А на репециции в честь Дня Победы. 2014 г.

Прежде всего следует отметить, что возможности многих зарубежных танков пока представлены только на бумаге, в то время как российский Т-90 подтвердил высокие боевые качества в ряде сложнейших испытаний. Программу испытаний составили таким образом, чтобы выжать из машины максимум и найти предел ее прочности. Тяжело представить, чтобы даже в условиях реального боя танк подвергался подобным нагрузкам. Среди испытаний танка — безостановочный пробег по трассе с твердым асфальтобетонным покрытием до полной выработки топлива (Т-90 прошел 728 км), пробег в условиях имитации частичного повреждения танка, проверка на прохождение водных преград (танк с экипажем на борту провел час на глубине 5 м), испытания на стойкость к воздействию противотанковых средств.

Наиболее важные преимущества Т-90 — небольшой вес и габариты, позволяющие использовать для переправы мосты грузоподъемностью до 50 т, транспортировать танк на железнодорожных платформах, быстро окапывать и маскировать его и т. д. Благодаря небольшому весу танк обладает изрядными преимуществами.

Этот танк можно использовать там, где нельзя задействовать более тяжелые ОБТ других стран. Так, несмотря на наличие у Индии современного ОБТ собственной разработки «Арджун» Mk II, который по многим боевым характеристикам превосходит Т-90, основу бронетанковых войск Индии по- прежнему составляют российские танки. Дело в том, что боевая масса ОБТ «Арджун» Mk II составляет 67 т, что существенно ограничивает область его применения. Например, его нельзя использовать в условиях пустыни, по которой проходит индо-пакистанская граница — один из предполагаемых театров военных действий индийских танков. По этой причине Т-90 еще долго будут основной боевой единицей индийских войск.

Сравнительный анализ огневой мощи Т-90 и его зарубежных аналогов остается спорным. Благодаря современным СУО и прицельно-оптическим приборам высокого качества западные аналоги имеют преимущество при стрельбе снарядами на расстояние до 3 км. При наличии комплекса управляемого танкового ракетного вооружения «Рефлекс-М» Т-90 получает преимущество на дистанциях стрельбы от 3 до 5 км.

Основной боевой танк Российской Федерации Т-90
Основной боевой танк Российской Федерации Т-90

Среди недостатков Т-90, как правило, называют низкие показатели живучести. При сравнении характеристик бронезащищенности и современных систем динамической и активной защиты в компоновке Т-90 присутствует ряд устаревших конструктивных решений, которые негативно сказываются на живучести танка. Одно из таких решений унаследовано от предыдущих машин серии — размещение экипажа, боекомплекта и топлива в одном отделении. На защищенность танка отрицательно влияет недостаточное перекрытие элементами динамической защиты. К слову, они отсутствуют в месте расположения прожекторов системы постановки оптико-электронных помех. У последней проблемы есть простое решение, опробованное украинскими специалистами на танках Т-84, — размещение прожекторов поверх блоков динамической защиты на выносных стойках.




Поделиться ссылкой