Танки Швеции

История шведского танкостроения

Во время Первой мировой войны Швеция придерживалась политики нейтралитета, однако военные с интересом следили за развитием такого нового вида вооружений, как танк. Высоко оценив возможности новой техники, в Швеции хотели заполучить несколько таких машин для собственных нужд, но все попытки купить танк у Англии и Франции в ходе войны потерпели неудачу. После окончания Первой мировой войны Швеция не оставляла попытки приобрести для изучения образцы новой военной техники, и в 1918 г. получила помощь с неожиданной стороны: побежденной Германии, которая на завершающем этапе войны помимо проектов по созданию тяжелых танков А7У и сверхтяжелых «Колоссал-Ваген» вела работы по созданию легких танков «Лейчтрактор». К концу войны 10 танков этого типа были практически готовы — на них оставалось лишь установить вооружение. Однако Германия капитулировала, и ограничения, наложенные Версальским договором, запрещали ей иметь танки. Поэтому все готовые легкие танки поспешно законсервировали под видом тракторов, а в 1921 г. продали Швеции по цене 18 000 крон за единицу, как трактора.

Танк m21-29
Танк m21-29 состоял на вооружении армии Швеции

В Швецию также прибыли немецкие танковые специалисты во главе с конструктором первых немецких танков Йозефом Фольмером. Под его руководством на заводе «Лендсверк» собрали танки, а в 1923 г. на «Лейчтрактор» установили 37-миллиметровое орудие французского танка «Рено» FT 17. В таком виде машину приняли на вооружение шведской армии под обозначением m/21.

Танки, поступившие из Германии, 10 лет были для Швеции базой, на основе которой создавалась собственная танкостроительная отрасль, получали опыт первые танковые экипажи. В 1929 г. танки m/21 прошли глубокую модернизацию. На них установили новый двигатель «Сканиа-Вабис» 1554 мощностью 85 л. с., усилили бронирование, улучшили ходовую часть. Модернизированные машины получили обозначение m/29 и до 1941 г. состояли на вооружении бронетанковых сил Швеции.

В межвоенный период шведское танкостроение полностью ориентировалось на Германию. Это было взаимовыгодное сотрудничество, так как Швеция еще не была готова к самостоятельному производству танков и нуждалась в высококвалифицированных немецких специалистах. Германии же требовался союзник, на территории которого можно продолжать разработки тяжелой бронетехники и проводить ее испытания, ведь в самой Германии работы над тяжелой военной техникой были запрещены.

Центром германо-шведского сотрудничества стал завод «Лендсверк», который по сути был филиалом немецкого промышленного концерна «Крупп АГ». Таким образом, основные узлы и агрегаты производились в Германии, а окончательную сборку под контролем немецких специалистов осуществляли уже в Швеции.

В данный период взоры германских и шведских танкостроителей были обращены к колесно-гусеничным танкам. Такая конструкция имела ряд преимуществ, главное — высокая скорость танка во время движения по трассе. Эта особенность была очень актуальна в Швеции, где границы растянуты с севера на юг и не было железных дорог в северной части. К тому же инженеры завода «Лендсверк» долгое время не могли наладить производство качественной гусеничной цепи с приемлемыми показателями износостойкости.

Средний танк Strv m/42
Средний танк Strv m/42

Первым совместным германо-шведским танком стал «Радер-Раупен Кампфваген» M28 (обозначение Германии), или L-5 (обозначение Швеции), выпущенный в 1929 г. Гусеничное шасси танка L-5 сочеталось с четырьмя колесами, которые опускались благодаря сложной системе рычагов. Во всем остальном танк походил на другие послевоенные разработки. Он имел классическую компоновку с отделением управления спереди, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным отделением в кормовой. На крыше боевого отделения установили двухместную башню, в которой размещалось вооружение танка — 37-миллиметровая пушка и 7,92-миллиметровый пулемет «Дрейсе».

В результате этого сотрудничества создан ряд перспективных колесно-гусеничных танков. В данном направлении были достигнуты определенные успехи, но ни один из этих танков так и не поступил в серийное производство. Военных не устраивала цена машины, обусловленная сложностью конструкции, ведь, несмотря на высокую скорость, танк проигрывал по всем остальным характеристикам другим машинам своего времени. В 1933 г. появился последний вариант колесно-гусеничного танка — L-80. После того как и эта машина не была одобрена военными, работы по созданию колесно-гусеничных танков на заводе «Лендсверк» были остановлены.

Прорыв в развитии шведского танкостроения произошел только в 1934 г., когда под руководством талантливого немецкого конструктора Отто Меркера был создан разведывательный танк L-100, в котором широко применялись универсальные автомобильные узлы (двигатель, коробка передач и т. д.), что существенно упрощало производство и обслуживание танков. Танк L-100 был достаточно удачным и перспективным для своего времени. Он имел высокую удельную мощность двигателя — 29 л. с./т, что позволяло ему развивать скорость до 60 км/ч. Небольшая толщина брони компенсировалась рациональными углами наклона. Танк был оснащен индивидуальной торсионной подвеской опорных катков, перископическими прицелами и т. д. В качестве вооружения устанавливалась либо 20-миллиметровая автоматическая пушка, либо два пулемета.

Strv m/37
Strv m/37 — шведский малый танк, который часто классифицируют как танкетку

Но несмотря на все преимущества машины Отто Меркера, в серию L-100 так и не запустили, но на его основе решили разработать более тяжелый и универсальный танк. В том же году конструкторская группа Меркера представила танк L-60, который до настоящего времени считается одним из самых удачных в истории шведского танкостроения. Первоначально вес машины составлял 7,5 т, на вооружении состояли 20-миллиметровая автоматическая пушка и пулемет, расположенные в башне. Базовую версию приняли на вооружение под обозначением Strv m/33. Вскоре появилась новая модификация, вес которой вырос до 11т, что обусловлено усилением бронирования и установкой 37-миллиметровой пушки и двух пулеметов. Благодаря двигателю мощностью 145 л. с. танк развивал скорость до 48 км/ч при запасе хода в 200 км. Данную модификацию приняли на вооружение под обозначением Strv m/40.

Легкий танк L-60, который отличался исключительной надежностью, составил основу бронетанковых войск Швеции вплоть до конца Второй мировой войны. Всего выпустили около 220 танков этой модели. Лицензию на производство этих танков продали другим странам. В частности, на его основе разработан венгерский танк 38М «Толди».

Основной боевой танк Strv-103

В послевоенный период на вооружении Швеции состояли закупленные в Великобритании танки «Центурион» Mk 3 под обозначением Strv-101 и Mk10 под обозначением Strv-102. Но уже к концу 1950-х гг. они требовали замены.

Основной боевой танк Strv-103
Основной боевой танк Strv-103

Первоначально предполагалось приобрести новый танк для шведской армии за рубежом. При этом рассматривались варианты закупки крупной партии танков и у СССР. Но ни один из предложенных вариантов не отвечал требованиям, поэтому решили разрабатывать новый танк самостоятельно.

В то время ведущие танкостроители мира в спорах об облике современного основного танка разделились на два противоборствующих лагеря. Германская и французская школы танкостроения во главу угла ставили подвижность и огневую мощь танка, что воплотилось в таких машинах, как «Леопард» и АМХ-30 соответственно. Британские и американские специалисты выступали за создание тяжелых, хорошо бронированных машин в ущерб их ходовым качествам и воплотили эти принципы в таких танках, как «Чифтен» и «Паттон». Детально изучив обе концепции, инженер фирмы «Бофорс» Свен Берге представил военным идею принципиально нового типа танка для армии Швеции. Бергер, как и другие шведские специалисты, считал, что башня, будучи тяжеловесным и крупногабаритным элементом, не только значительно усложняет производство машины, но и делает ее весьма уязвимой. Он предложил создать хорошо бронированный низкосилуэтный танк весом до 40 т без башни, с жестко закрепленным в корпусе орудием, оснащенным автоматом заряжания. Несмотря на революционность, идеи Берге понравились военным, и проекту дали зеленый свет.

В 1961 г. компания «Бофорс» представила первые опытные образцы нового танка. После ряда доработок его приняли на вооружение под обозначением Strv-103 и в 1966 г. начали серийное производство.

Strv-103 имел нестандартную компоновку. В передней части машины располагалось моторно-трансмиссионное отделение, за ним — отделение экипажа, бывшее одновременно и боевым, и отделением управления. Основное орудие жестко крепилось в лобовом листе корпуса. Оно наводилось поворотом танка и наклоном корпуса с помощью специальной гидропневматической подвески. Экипаж танка состоял из трех человек: командира, радиста и механика-водителя, последний одновременно исполнял роль наводчика.

В качестве основного орудия танк получил английскую нарезную 105-миллиметровую пушку L74, которая выпускалась в Швеции по лицензии. Специально для Strv-103 ее модифицировали, увеличив длину ствола с 55 до 65 калибров. Пушка имела механизм автоматического заряжания, благодаря чему темп огня мог достигать 15 выстрелов в минуту. Механизм заряжания был связан с тремя магазинами, в которых размещалось 20 осколочно-фугасных, 25 бронебойных и 5 дымовых выстрелов.

Вспомогательным вооружением служили два курсовых 7,62-миллиметровых пулемета KsP 58. До установки лазерного дальномера один из этих пулеметов использовали в качестве пристрелочного. Но уже в ходе первых испытаний стало ясно, что танк абсолютно беззащитен с боков и кормы, поэтому добавили третий пулемет, установив его на командирской башне. Хотя этот дистанционно управляемый пулемет и позиционировался как зенитный, его основная задача — прикрывать бока и корму танка.

Впервые в мире на танке использовали два разнотипных двигателя — дизельный и газотурбинный, — работавших как автономно, так и совместно. До этого такая система применялась только на боевых кораблях и катерах. Основной — шестицилиндровый двухтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения К-60 мощностью 240 л. с. фирмы «Роллс-Ройс». Благодаря невысокой мощности и небольшому расходу топлива он обеспечивал запас хода танка в 390 км. Дополнительный двигатель — двухвальный газотурбинный «Боинг 502» мощностью 330 л. с. — приводили в действие, когда требовалось увеличить мощность. Газотурбинный двигатель способен запускаться даже при низких температурах, что делало его весьма полезным в условиях холодного климата Швеции и позволяло использовать в качестве стартера для дизельного двигателя, восприимчивого к низким температурам. Применение пары двигателей существенно повышало и живучесть машины, так как в случае выхода из строя одного из них всегда можно воспользоваться другим.

Несмотря на мнение многих скептиков о том, что шведский революционный эксперимент не выйдет за рамки нескольких опытных образцов, танк Strv-Ю отличался рядом существенных преимуществ и отлично зарекомендовал себя в ходе испытаний. Танк был незаметным и отлично подходил для организации засад. Низкий силуэт делал его весьма сложной мишенью. Но даже при попадании бронекорпус за счет высокого угла наклона лобовых броневых листов мог успешно противостоять снарядам противника. В перспективе при развитии противотанковых вооружений простая конструкция позволяла легко модифицировать Strv-103 к современным условиям. Танк также отличался высокой технологичностью, что снижало стоимость производства, повышало надежность эксплуатации и облегчало обслуживание.

Strv-103
Низкий силуэт танка Strv-103 хорошо подходил для засад

Однако концепция безбашенного танка имела и ряд существенных недостатков. Жесткое сцепление пушки с корпусом лишало машину возможности прицельной стрельбы на ходу. При повреждении ходовой части танк становился беззащитным, так как не мог наводить главное орудие. Отсутствие башни лишало командира осмотра, доступного командирам башенных танков. Все это делало Strv-103 узкоспециализированной машиной. Он прекрасно подходил для борьбы с танками противника, но для поддержки пехоты был практически бесполезен. По причине незащищенности с боков и кормы Strv-103 плохо подходил для применения в городах. Эти задачи по-прежнему возлагались на остававшиеся на вооружении английские танки «Центурион».

В ходе серийного производства конструкция Strv-103 совершенствовалась. Так, в 1969 г. появилась модификация Strv-103В, обеспеченная новым газотурбинным двигателем мощностью 490 л. с., инфракрасными приборами и лазерным дальномером. В 1984 г. увидела свет новая модификация Strv-103C, оснащенная современной динамической и модульной броней, новой СУО «Бофорс Аэротроникс», а также новым гранатометом для отстреливания осветительных гранат.

Безбашенный танк Strv-103 серийно производили с 1966 по 1971 г. За это время выпустили 335 танков данной модели. Это очень много для страны, которая на протяжении 250 лет придерживается политики нейтралитета. Особенно если учесть, что шведская танковая доктрина предполагала использование двух основных видов танков. Strv-103 составлял основу бронетанковых войск Швеции вплоть до 1990-х гг., когда его заменили ОБТ германского производства «Леопард» 2.




Поделиться ссылкой