Автобус

Многоместные пассажирские экипажи впервые появились во Франции еще во второй половине XVII в. В то время они представляли собой огромные кареты или повозки, рассчитанные на перевозку 15—20 пассажиров, с запряженными в них несколькими парами лошадей. Однако массовое распространение такого вида городского общественного транспорта началось только в XIX в. Эти экипажи получили название «омнибус», которое в переводе с латыни обозначало «всем» или «для всех». Во Франции их часто называли «voiture omnibus», что означало «повозка для всех».

омнибус

Омнибус фактически сочетал в себе функции извозчика и дилижанса: как и извозчики, омнибус перевозил пассажиров в городе, но при этом, как и дилижанс, был маршрутным транспортным средством, перемещающим большое количество пассажиров. Часто пассажирские места располагались не только внутри, но и на крыше.

Начиная с 30-х гг. XIX в. омнибусы начали постепенно исчезать с городских улиц. Сперва их потеснила конка, а в начале XX в. во многих крупных городах мира начали действовать городские автобусы. В течение последующих десяти—пятнадцати лет моторные автобусы полностью вытеснили своих конных предшественников.

омнибус

Тем не менее, в некоторых крупных городах мира омнибус существовал даже в первые десятилетия XX в. В наше время стилизованные под старину омнибусы используют в некоторых городах для катания туристов. Кроме того, в некоторых языках, например в немецком, слово «омнибус» теперь используется для обозначения автобусов.

От первой модели до господства

Самый первый в мире автобус был изготовлен в 1801 г. английским изобретателем Ричардом Тревитиком (1771 — 1833). Его машина, оснащенная паровым двигателем, была способна перевозить 8 пассажиров со скоростью около 25 км/ч. Свое название новый вид транспорта получил путем сокращения слов «автомобиль» и «омнибус».

первый автобус

Вслед за паровыми были созданы электрические автобусы. Первый такой автобус появился в Англии в 1886 г. Он был сравнительно маломощным, имел небольшой запас хода и был в состоянии перевозить максимум 10 пассажиров со скоростью чуть больше 10 км/ч. Вскоре и паровые, и электрические автобусы были вытеснены многоместными машинами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания.

Первый в мире автобус с бензиновым двигателем был построен в Германии в последние годы XIX в. Он имел салон, в котором могли разместиться 8 пассажиров, и курсировал между городами. А первый в мире городской автобус с двигателем внутреннего сгорания вышел на маршрут 12 апреля 1903 г. в Лондоне. Стремительно доказав свое преимущество перед другими видами общественного транспорта, автобус вскоре стал хозяином улиц многих городов мира.

автобус

Комфортность поездки зависит от расстояния и цели

В наши дни автобусы выпускают более чем в 100 странах мира. Производят их не только на специализированных предприятиях — практически все крупные автомобильные компании имеют в своем составе автобусные производства.

автобус

Современные автобусы классифицируются по их размеру (длине), назначению и компоновке. Вместимость автобусов ограничена их размерами, и по этому критерию все автобусы подразделяются на особо малые (длина до 5 м), малые (от 6 до 7,5 м), средние (от 8 до 9,5 м), большие (от 10,5 до 11 м) и особо большие (свыше 11,5 м). Впрочем, такое деление весьма условно и у каждого производителя может быть свое представление о размерах.

В зависимости от назначения автобусы могут быть городскими (пассажирскими), грузовыми (грузопассажирскими), междугородными, пригородными, туристскими, экскурсионными и специализированными (аэродромные, почтовые, банковские, шахтные, школьные, служебные, ритуальные и т.п.). Основное отличие состоит в том, что салоны городских и пригородных автобусов оборудованы как сидячими, таки стоячими местами, они движутся по определенным маршрутам и по расписанию. У междугородных и туристических автобусов более протяженные маршруты, поэтому их салоны обеспечивают пассажирам комфорт во время длительных поездок и дополнительно могут быть оснащены такими удобствами, как, например, кондиционеры, видеоустановки, бар и туалет.

Кстати, самый длинный автобусный маршрут находится в Австралии — 5455 км. Поездка по нему длится 75 ч 55 мин.
автобус

Двухэтажный автобус

В условиях высокой загруженности современных городских улиц заметное преимущество имеют двухэтажные автобусы. Они в состоянии обеспечить высокую пассажировместимость в пределах относительно маленького транспортного средства. Такой вид транспорта впервые появился в Англии и там же получил свое название, которое впоследствии стало международным — даблдекер. В вольном переводе термин «double decker» звучит как «двухпалубное судно».

Двухэтажный автобус

Некоторые двухэтажные автобусы имеют открытый верхний этаж, без крыши и с низкими бортами. Они популярны для осмотров достопримечательностей — пассажир сидит выше, и таким образом видит дальше, воздух на открытой палубе лучше, чем на дорожном уровне, заполненном автомобильными выхлопами. Правда, все эти преимущества доступны лишь в хорошую погоду.

Кстати, широко распространенное мнение о том, что двухэтажные автобусы склонны к опрокидыванию не имеет подтверждений. Дело в том, что обычно двухэтажный автобус оснащен механизмом «антиопрокидывания» — специальными утяжелителями, установленными на шасси, чтобы понизить центр тяжести.

Двухэтажный автобус

Двухэтажные автобусы имеют ряд недостатков, из-за которых не получили широкого распространения. К ним можно отнести большее время загрузки и выгрузки пассажиров, усложненную конструкцию, потребность в высоких гаражах, а низкие мосты и другие преграды часто ограничивают маршруты, где они могут использоваться.




Поделиться ссылкой