Абстракционизм: язык пятна, линии и цвета

«Форма, даже если она абсолютно абстрактна и подобна геометрической, имеет свое внутреннее звучание.»
В.В. Кандинский

Абстракционизм, с одной стороны, предельно упрощает художественный язык и дает творцу право отказаться от «изобразительности». С другой стороны, благодаря переходу к символам и ассоциациям, он открывает новые горизонты и перед художником, и перед зрителем.

Полная свобода!

Направление искусства, названное абстракционизмом (от лат. abstractio — отвлечение, удаление), предполагает полный отказ от реалистичного изображения действительности. При этом чувства, мысли и идеи выражаются через сочетания цветов и различных геометрических фигур, линий, пятен.

Легко представить типичный диалог посетителей «абстракционистской» выставки: — Ну и что все это означает — все эти пятнышки и черточки? — Да как же ты не понимаешь! Художник хочет нам сказать, что…

Абстракционизм словно предлагает зрителю самому дописать картину, разглядев за ее символикой авторскую идею. А поскольку ничего похожего на реальность на картинах  абстракционистов не изображено, смысл приходится отыскивать через ассоциации.

Таким образом, художник обретает полную свободу: его фантазию не ограничивает ничего, кроме собственного вкуса, чувства цвета и соразмерности. Но такая же свобода интерпретации дана и зрителю: каждый человек может увидеть на картине этого жанра что-то свое…

Начало абстракционизма. Василий Кандинский

Одним из основоположников абстракционизма считают выдающегося русского живописца Василия Кандинского (1866–1944). К этому стилю художник пришел еще в начале 1910-х годов в результате долгих творческих и духовных исканий.

_
Василий Кандинский «Точки» (1920). Художник разработал концепцию «ритмического» использования цвета

Он обращался к экспрессионизму, интересовался синтезом цвета и музыки и даже написал книгу «О духовном в искусстве», где много рассуждал о важности познания не внешней формы, а внутреннего содержания вещей. В результате этих размышлений художник отказался от изображения реальных объектов и решил, что гораздо важнее язык ассоциации.

Многое Кандинский взял и от символистов: к этому стилю, в частности, восходит его понимание черного как символа смерти, белого — как рождения, красного — как мужества. Горизонтальная линия на его абстрактных  полотнах означает пассивность, вертикальная — напротив, активное начало.

«Предметность вредна моим картинам» (В. В. Кандинский)

«Чертеж мира»: Пит Мондриан

Нидерландский художник-абстракционист Пит (Питер Корнелис) Мондриан (1872–1944) вместе с группой единомышленников основал журнал «Стиль», где провозгласил основной принцип нового направления: создание образа мира с помощью разноцветных прямоугольников, отделенных друг от друга черной линией.

По мнению Мондриана, именно таким образом, с помощью «чистой пластики», можно было создать «чистую реальность». В результате этих экспериментов появилось множество похожих друг на друга абстрактных композиций, которые художник обозначал буквами или просто нумеровал по порядку.

Позже его идеи использовали в своих работах итальянские художники-конкретисты — представители так называемого конкретного искусства: их очень вдохновило утверждение Мондриана, что конкретны лишь линия, цвет и плоскость. Из этих трех элементов их картины и состояли.

Пит Мондриан «Композиция в овале с цветными плоскостями I»
Пит Мондриан «Композиция в овале с цветными плоскостями I» (1914). Работы Мондриана оказали влияние на творчество Ива Сен-Лорана

Тайный смысл «черного квадрата». Абстракционизм в СССР

Казимир Малевич (1878–1935) шагнул дальше абстракционистов Кандинского и Мондриана. Пройдя через период  увлечения импрессионизмом и кубизмом, в 1915 году он создал свою собственную систему абстрактной живописи и дал ей название супрематизм (от фр. supreme — высший).

Главным произведением супрематизма был объявлен знаменитый «Черный квадрат». По мнению художника, этот обычный черный квадрат на белом фоне являлся «супрематической клеткой», или, другими словами, базовой формой для любой абстракции. В своих статьях Малевич категорично утверждал, что классический подход к изобразительному искусству давно изжил себя. Тем не менее в начале 1930-х годов художник вернулся к реалистичной живописи.

Но вот парадокс: кто помнит его «обычные» полотна? А о «Черном квадрате» знают все. Возможно, в идее базовой формы что-то есть… даже если это была просто шутка художника.

Сам К. Малевич датировал свой «Черный квадрат» не 1915 годом, а 1913-м: именно тогда, по его утверждению, и родился замысел супрематизма
Казимир Малевич «Письменный стол и комната»
Казимир Малевич «Письменный стол и комната» (1913). «Интуитивная форма должна выйти из ничего» (К. Малевич)

В 1920-е годы под давлением государственной идеологии все авангардные направления в советском искусстве постепенно были свернуты.

Абстракционизм вернулся в СССР лишь в 1950-х годах, в период так называемой хрущевской оттепели. Е. Михнов-Войтенко, Л. Грибков, В. Преображенская, Ю. Злотников — вот лишь несколько отечественных художников того времени, работавших в этом стиле.

Абстракционизм как направление живописи не исчерпал себя и по сию пору. 


Поделиться ссылкой