Альтернативная архитектура

Поиск экологичности и самообеспечения — зачастую путь очень не близкий. Некоторые считают, что жить можно лишь в постройках, сооруженных не в обычных условиях энергозатрат, законов градоустройства и архитектурных конвенций. И такие люди создают альтернативные среды обитания — дома с пониженным энергопотреблением, выполненные из переработанных материалов. Для поборников альтернативной архитектуры в ней и есть будущее.

Стремление к минимизации энергопотребления делает «зеленую» архитектуру привлекательной для многих, и немало ведущих мировых архитекторов при проектировании новых построек учитывают энергетическую эффективность. Но для некоторых и этого мало, поскольку сами постройки остаются традиционными, и «зеленые» строители ищут новые подходы к архитектуре, сооружая жилища из переработанных материалов — от остовов старых автомобилей и покрышек до гофрожелеза и грунта — без привлечения профессионалов.

Переосмысление строительства

Иногда такой подход порождает архитектуру трущоб или сараев — изобретательную, находчивую и созданную по-быстрому. Но есть и поклонники альтернативной архитектуры, осмысляющие проектирование зданий до его самых базовых принципов и создающие совершенно иные сооружения. Наиболее выдающиеся примеры — так называемые «Earthships» («земные корабли»), придуманные в 1970-е Майклом Рейнолдзом для пустыни Нью-Мексико.

Майкл Рейнолдз
Майкл Рейнолдз

«Земные корабли», как правило, выстроены из набитых землей автомобильных покрышек: такие толстые стены (иногда дополнительно уплотненные грунтом) удерживают тепло зимой и не дают помещению перегреваться летом. Окна в этих конструкциях ориентированы по солнцу так, чтобы получать максимум света и тепла в холодное время года, обычно не подключены к коммунальным сетям и оборудованы приспособлениями для сбора дождевой воды и переработки стоков, а также солнечными панелями и ветряными турбинами для производства электричества.

Земные корабли
Земные корабли

Стены так и эдак

Стены из покрышек и грунта крепки и пожаробезопасны. Их массивность позволяет впитывать солнечное тепло в течение дня и отдавать его, на манер батарей, внутрь, когда температура ночью падает. Такие стены также очень дешевы и просты в сооружении даже для людей, не имеющих строительного опыта, было бы время с избытком — набивать покрышки землей. Изначально их придумали для жаркого климата Нью-Мексико, но позднее приспособили и для строительства в других климатических условиях; «земные корабли» сооружают также из бетона, мешков с песком или саманных кирпичей. Ныне такие постройки есть и в Европе, и почти в каждом американском штате.

«Проживание в «корабле» требует от его обитателей независимости от поддержки извне» Дэниэл Тёрдимен, американский журналист. Из статьи «Жизнь в "Земном корабле”»

Некоторые такие жилища практически вкопаны в землю или утеплены земляными накатами. Такое утепление максимально увеличивает возможности здания сохранять солнечное тепло и постепенно отдавать его внутрь помещения, делая дом теплее зимой и прохладнее летом. Такое увеличение тепловой продуктивности иногда называют «эффектом маховика».

Из других переработанных материалов, применяемых при постройке «земного корабля», — жестяных банок, забетонированных или зацементированных, — часто складывают внутренние, не несущие стены. Некоторые постройки имеют стеклянные стены, сделанные из бутылок, хотя главные окна все равно выполняются из обычного листового стекла и смотрят на солнечную сторону, дабы максимально увеличить проникновение солнечных лучей. Другие окна и потолочные отверстия размещают с умом — так, чтобы обеспечить естественную вентиляцию, особенно в жаркое время, впуская прохладный ветер через фронтальные окна и выпуская нагретый воздух через световые люки в кровле.

Новые стили жизни

«Земные корабли» показали, что группы людей могут жить независимо от централизованных источников электричества. Такие постройки по-прежнему сравнительно редки и многими рассматриваются как эксперимент и в альтернативной архитектуре, и в альтернативном образе жизни. Такое строительство по-прежнему практикуется в малонаселенных местах, возводить «земные корабли» и другие нетрадиционные жилища зачастую гораздо труднее, чем обычный жилой дом, поскольку они не соответствуют стандартам, к которым привыкли местные планировщики застройки. Однако альтернативные архитектурные проекты становятся все более популярными, и есть надежда, что стандарты планирования по отношению к таким необычным конструкциям станут более гибкими.

Скоро станет привычным

И все же растущее беспокойство, вызываемое глобальным потеплением, и экономическая нестабильность последнего времени затрагивают все больше людей, и поэтому решение, предлагаемое низкозатратным и энергетически эффективным жильем, может набрать популярность.

Компания Майкла Рейнолдза «Биотектура», разработавшая концепцию «земных кораблей», построила множество таких жилищ по всему миру и заявляет, что может возвести сооружение с нулевым углеродным следом — конструкцию, которая греет и охлаждает себя сама, без всякого топлива, и перерабатывает отходы, производимые ее обитателями. Альтернативная архитектура вполне может приблизиться к привычной.

В сети или не в сети

Здания, не подключенные к коммунальным сетям, должны быть предельно эффективны термально, а также иметь систему производства электроэнергии, приспособленную к местным климатическим условиям. Поскольку в большинстве мест на Земле солнце не светит, а ветер не дует непрерывно, проектировщикам приходится встраивать несколько систем энергообеспечения. Во многих случаях и этого недостаточно, чтобы обеспечить нужды всех жильцов, или же, как это чаще всего бывает, электричества производится то с избытком, то его сильно не хватает. Поэтому многим «зеленым» проектам приходится идти на компромисс: они подключены к энергосети, но запитываются от нее лишь при необходимости, а в случае перепроизводства энергии продают ее в сеть.

Строительство из покрышек

Компания «Биотектура» рекомендует возводить стены из покрышек в четыре руки. Один человек набивает покрышку землей, а второй стоит рядом с кувалдой и утрамбовывает грунт как можно равномернее. Заполнив одну покрышку, можно переходить к следующей. Из таких хорошенько утрамбованных покрышек получаются могучие стены, однако им может не хватать устойчивости, и поэтому иногда в них дополнительно вводят вертикальные ребра жесткости.




Поделиться ссылкой