Архитектура христианства

Населившие территорию Европы племена диких варваров почти уничтожили остатки западной части Великой Римской империи. Но на руинах античных поселений возникла новая архитектура, не менее удивительная по своей красоте и величию. Просто она была совсем другая.

Между язычеством и христианством

Карл Великий
В период правления Карла Великого бурно развивалась архитектура (худ. А. Дюрер)

В отличие от Византии, которая в течение долгого времени сохраняла римские традиции государственности, западная часть Великой империи была почти полностью уничтожена варварскими племенами, по большей части германского происхождения. 

В этот непростой период зодчие вынуждены были обратиться к опыту и традициям римских мастеров. На новую форму храма повлияли планы общественных сооружений Древнего Рима — базилик, однако христианский храм уже становился местом общения человека и Бога.

Внешнее архитектурно-декоративное убранство базилик было скромным, но интерьер восхищал роскошью и парадностью. Для внутренних колонн храмов зодчие использовали ценные породы камня — мрамор, гранит. Поперечная стена над аркой, обрамлявшей алтарный выступ — апсиду, сама апсида и ее полукупол (конха) сплошь покрывались мозаикой, а пол выкладывался разноцветным мрамором. Поражают своей красотой базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме и Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне.

Наряду с базиликами строили культовые сооружения центрического типа — баптистерии (крещальни), мавзолеи. В плане центрические сооружения имели форму круга, квадрата, равноконечного креста, шести- или восьмиугольника. Яркие примеры этого типа зданий — базилика Сан-Витале, баптистерий Неона и мавзолей Галлы Плацидии в Равенне.

Понятие «мавзолей» (лат. mausoleum) произошло от имени древнего малоазийского царя Мавсола, для которого воздвигли роскошную усыпальницу. Впоследствии мавзолеем стали называть любое монументальное погребальное сооружение

Темные века.  «Дворцы» новых королевств

После вторжения варваров территория западной части Римской империи оказалась населена самыми разными народами, среди которых были и прежние обитатели, и пришельцы. Границы новых государств были неустойчивы, а сами они — недолговечны. Великое переселение народов сотрясало Европу вплоть до X–XI столетий. 

На землях бывшей Римской империи возникли королевства: остготов — в Италии, вестготов — в Испании, вандалов — в Северной Африке, франков — в Галлии. Все они находились под влиянием культуры Византии, но создали свои варианты архитектуры. 

От построек Темных веков мало что осталось. А самое полное представление об искусстве той поры можно получить из иллюминованных (украшенных миниатюрами и орнаментами) рукописей. 

Король остготов Теодорих, долго живший в Константинополе, а также посетивший Рим, покровительствовал византийской культуре. Стремясь придать своей резиденции в Равенне королевский облик, он приглашал ко двору ученых и уделял большое внимание градостроительству.

Теодорих построил в Равенне дворцовый комплекс, мавзолей и несколько храмов. Из этих построек сохранилась только церковь, первоначально посвященная Христу, теперь же известная как Сант-Аполлинаре-Нуово; церкви эпохи Теодориха были украшены мозаиками. Внимания заслуживает и сохранившийся мавзолей Теодориха — еще один вариант купольной постройки. Он не имеет аналогов ни по плану, ни по материалам и приемам. Куполом послужила цельная каменная глыба, выдолбленная в форме полусферы и весящая около 470 тонн. Несмотря на более скромные размеры, купол мавзолея Теодориха так же уникален, как и купол Пантеона.

>Церковь Сант-Аполлинаре-Нуово
Церковь Сант-Аполлинаре-Нуово

Меровинги и каролинги. Средневековые ренессансы 

Меровинги — первая династия франкских королей в истории Французского государства. Именно в меровингский период Париж превратился в столичный город со множеством новых зданий. И хотя по большей части эти племена были еще язычниками, уже появилась архитектура, возведенная с учетом новых требований христианской религии.

В этот период большое значение приобрели священные реликвии. Церкви становились местом их хранения и почитания. Опираясь на римские образцы, меровингские зодчие внесли в архитектуру некоторые изменения. Под алтарной апсидой обязательно сооружалась подземная капелла — крипта. А ранее стоящую отдельно колокольню соединили с главным зданием. Колонны стали не только опорами, но и украшением.

ЧТО ТАКОЕ КРИПТА? Это слово в переводе с греческого означает «тайник». В период раннего Средневековья так стали именовать сводчатое подземелье под полом храма, где хранились мощи и иногда делались погребения

Монастырские постройки того времени были скромны, но внутри помещения отличались сказочной красотой. Стены украшались росписями, полы — мозаиками, а в окна иногда вставляли цветные стекла. Все это не могло не приводить в изумление. 

В изображениях на стенах и полу часто можно было увидеть варварские мотивы — змей, рыб, плющ. Все это символы бессмертия. Так получилось, что в жизни и верованиях франков христианская религия существовала еще в тесном соприкосновении с язычеством. 

Период правления Карла Великого в IX веке был назван Каролингским возрождением. За 46 лет его правления было построено 232 монастыря, 16 соборов и 65 дворцов. Но до наших дней из них дошли немногие. 

Считается, что название династии Меровингов пошло от имени одного из ее полулегендарных предков — франкского вождя Меровея

Все резиденции Карла находились на севере франкского государства. Лучше других памятников сохранилась капелла в Ахене. Она была главным зданием архитектурного комплекса. В планировке зодчий капеллы следовал пожеланиям Карла, предложившего в качестве образца византийские храмы. Но постройка имеет восьмиугольную форму. Это было очень символично: переход от квадрата к кругу означал переход от телесного к духовному. То же самое символизировала восьмиугольная корона германских императоров. 

Ахенская капелла
Ахенская капелла

Капелла была украшена с необычайной роскошью: фрески, инкрустации, мозаики. В ней был помещен и орган — наподобие тех, что звучали во время торжественных церемоний во дворцах византийских императоров. 

Современники называли капеллу чудом света и сравнивали с храмом Соломона. До 1531 года Ахенская капелла была местом коронации германских императоров.

Понятие «капелла» произошло от уменьшительного варианта латинского слова «каппа» — головной убор священника. На Западе так называли небольшие церкви. На русский язык это слово часто переводят как «часовня», что неверно — в часовне нет алтаря

Поделиться ссылкой