Архитектура СССР

Революция 1917 года поделила историю русской архитектуры на «до» и «после». «До» остались дворцы царской династии, особняки знати и лачуги простолюдинов. «После» на первый план вышли постройки, которые должны были прославлять мощь рабоче-крестьянского государства и символизировать отказ от «излишеств царского режима».

Новое время — новые требования

Молодое советское правительство после окончания Гражданской войны столкнулось с необходимостью новой массовой застройки. Но какими они должны быть, эти новые дома? Идеи о всеобщем равенстве стали основой для появления новых типов зданий. 

Дом-коммуна в Санкт-Петербурге
Дом-коммуна Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев в Санкт-Петербурге

Например, дома-коммуны. В них люди жили в отдельных помещениях, но все бытовые проблемы решались коллективно. Поэтому в коммунах предусматривались одна большая кухня, общая столовая, баня. Часто в них располагались ясли, библиотека, прачечная — все, что нужно, чтобы «человек нового мира» занимался трудом на благо советского государства, а не тратил время на быт. Многие такие дома предназначались для представителей каких-то конкретных профессий, например, Дом-коммуна инженеров и писателей в тогдашнем Ленинграде. Доходило до абсурда: проектировались даже дома с общими спальнями! Впрочем, эти планы не получили развития. 

«Долой кухонное рабство! Даешь новый быт!» — призывали плакаты. И появились фабрики-кухни, где производство пищи было максимально механизировано. Новые административные здания, дома культуры, школы, заводы — все это должно было напоминать: «Мы наш, мы новый мир построим!» Мир без «буржуйских» завитушек и украшений, простой и справедливый. В итоге на свет появился новый архитектурный стиль, который отражал настроения времени и при этом не требовал больших затрат.

Конструктивизм

Со второй половины 1920-х годов в жизнь граждан СССР вошел конструктивизм. Вся постройка — это комбинация плоскостей и геометрических фигур; украшения отсутствуют, их роль играют элементы рам, опор, арматуры. На первое место выходит не красота, а функциональность. «Искусство должно служить производству, а производство — трудовому народу!» — вот основная идея того времени. Сейчас эти постройки часто презрительно называют «коробками», но в плане конструкции они были весьма продуманны и интересны. Особенно те, которые возводились известными архитекторами, такими как И. Г. Явейн, А. И. Гегелло, Н. А. Троцкий, И. Г. Лангбард. 

С конца 1930-х годов конструктивизму на смену пришел величественный и пышный сталинский ампир.

Государственная библиотека им. В. И. Ленина. Главное здание
Государственная библиотека им. В. И. Ленина. Главное здание

Сталинский ампир

Этот стиль иногда называют советским классицизмом: он соединял в себе симметричность классики, роскошь барокко, внушительность ампира. Его олицетворением остаются сталинские высотки в Москве: главное здание МГУ (его высота со шпилем — 240 метров!), жилой дом на Котельнической набережной, здание МИД. В Ленинграде по проекту Н. А. Троцкого в этом стиле возводился грандиозный Дом Советов на Московском проспекте. Здания этого периода украшены пятиконечными звездами, лавровыми венками, изображениями государственных наград, скульптурами рабочих, солдат, колхозников; в коридорах и вестибюлях — бронза, гранит, ценные породы дерева. Громоздко и дорого? Конечно. Но так выглядели в основном административные здания и жилые дома, предназначенные для партийных деятелей. 

В 1955 году вышло постановление «об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и в архитектуре воцарилась типовая застройка. Отныне дома в основном изготавливали из железобетонных панелей и плит — это очень удешевляло и ускоряло производство.

Хрущевки и «корабли»:  от 1960­х до наших дней

Н. С. Хрущёв намеревался переселить граждан СССР из коммуналок в отдельные квартиры. В городах как грибы начали расти жилмассивы, застроенные двух-пятиэтажными хрущевками с их крошечными кухоньками, совмещенными санузлами и низкими потолками. С конца 1960-х годов на смену хрущевкам пришли «дома-корабли», получившие свое название за сходство с огромными лайнерами: окна, сливающиеся в сплошные «линии остекления», тянулись вдоль всего фасада, длина которого порой достигала нескольких сотен метров. Одинаковые дома, одинаковые квартиры… Известный фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» высмеивал эту безликость. Как вы, возможно, помните, незадачливый главный герой, оказавшись в другом городе, не только был уверен, что находится дома, но даже открыл чужую дверь своим ключом!

Кирпичная хрущëвка серии 1-447
Кирпичная хрущëвка серии 1-447. Четырёхэтажный вариант

На рубеже 1980–1990-х годов строительство понемногу сворачивалось. В наши дни происходит очередной строительный бум, появляются новые технологии и материалы, но это, как говорится, уже совсем другая история.


Поделиться ссылкой