Древнейшие архитектурные сооружения носили чисто утилитарный характер – они служили для защиты от холода и непогоды. Там, где не было естественных природных укрытий – пещер, а климат не был комфортным, первобытные люди строили землянки, полуземлянки и шалаши.
Древнейшие архитектурные сооружения носили чисто утилитарный характер – они служили для защиты от холода и непогоды. Там, где не было естественных природных укрытий – пещер, а климат не был комфортным, первобытные люди строили землянки, полуземлянки и шалаши.
Постепенное накопление опыта, развитие навыков, создание новых орудий труда, а в дальнейшем – и освоение новых материалов привели к созданию жилищ из дерева. В заболоченных местностях, на берегах водоемов появляются свайные конструкции. Использование для строительства бревен приводит к появлению в сооружениях прямых линий и углов. Помимо отдельных жилищ мог строиться и целый комплекс, в котором жила община. Дома могли располагаться по периметру, образуя круглое в плане поселение с замкнутым пространством в центре. В такой планировке отразилась не только идея единения членов общины, но и стремление защититься от внешнего врага, создать подобие укрепления. Интересно, что круглые в плане дома и поселки впоследствии строились и в камне. Со временем древние люди начинают возводить собственно крепостные стены вокруг жилищ.
В целом, природа подсказывала человеку многие решения, которые впоследствии были развиты в архитектуре более позднего времени. Так, каркас из веток и костей, заполненный более легкими материалами, станет прототипом собственно архитектурного каркаса здания; круглый ствол дерева подарит идею колонны; широкие плоские камни, установленные вертикально и перекрытые сверху еще одной каменной плитой, стен и потолка, а согнутые вверху и скрепленные вместе ветви шалаша – идею свода.
Со временем стали архитектурно выделять различные культовые объекты, придавая им все большее значение. Это могло быть как просто священное место – роща, холм, источник, дерево, некоторые из которых могли впоследствии огораживать, архитектурно оформлять, так и очаг, служивший алтарем камень, насыпь над местом захоронения. Постепенно их начинают выделять – размещать в центре поселения или же, напротив, выносить за его пределы, акцентировать более значимыми размерами и т.д. Расслоение внутри первобытного общества, растущая роль жречества и племенной знати способствуют тому, что здания начинают отличаться друг от друга размерами, местоположением, отделкой, убранством – архитектура начинает обретать разнообразные новые функции. Наконец, в ней все более важным становится понятие красоты.
Наиболее знаменитые памятники первобытной архитектуры относятся к эпохе бронзы. Это т.н. мегалиты (от греч. мега – большой и литос – камень). Все они имели культовое назначение. Они могли возводиться над местами захоронений, отмечать священные места, где проходили религиозные ритуалы.
Памятники мегалитической архитектуры представлены менгирами, дольменами и кромлехами. Все они выполнялись из необработанного или грубо обработанного камня. Такие сооружения встречаются в различных частях земного шара – Европе, Азии, Африке. Преимущественно это прибрежные регионы.
Менгиры могли образовывать аллеи. Возможно, они были связаны с древними религиозными шествиями. И здесь уже можно говорить о том, что в архитектуре появляется понятие ритма, стремление организовать пространство. Дольмены состоят из нескольких плит. Самый простой вариант – три плиты, две из которых установлены вертикально, а третья лежит на них сверху горизонтально. В ряде случаев они могли образовывать коридоры.
Кромлех представляет сбою целый комплекс из дольменов. Наиболее ярким примером является знаменитый Стонхендж в Англии.
Цивилизация, возникшая в долине реки Нил в Северо-Восточной Африке, – одна из древнейших в истории человечества. Искусство Древнего Египта в основных своих чертах начинает формироваться еще в IV тыс. до н.э., а в следующем, третьем тысячелетии достигает своего первого расцвета. Сохранившиеся до наших дней постройки – сооружения культового назначения: храмы и гробницы.
Древнеегипетский жрец Манефон, живший в конце IV – начале III в. до н.э., поделил историю своей страны на несколько крупных периодов. Эта периодизация, с некоторыми дополнениями, принята и поныне. Эпоха Древнего царства (XXXI–XX вв. до н.э.), эпоха Среднего царства (XXI–XVI вв. до н.э.), эпоха Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.) и Поздний период.
Древнеегипетские постройки – это, за очень редким исключением, сооружения культового назначения: храмы и гробницы. Объясняется это тем, что их, в отличие от большинства жилых зданий, строили из камня. С камнем в Египте не было проблем, но строительные механизмы были крайне примитивны, обработка камня делалась вручную – все это создавало для строителей значительные трудности. Египтяне необычайно заботились о благополучии в новой, загробной жизни, поэтому гробница – «дом вечности» – должна была быть построена из наиболее прочных материалов. Храмы также предпочитали строить из камня. На это были брошены основные силы архитекторов и их заказчиков – фараонов, жрецов, вельмож. Далеко не каждый египтянин мог себе позволить иметь персональную гробницу.
Жилища бедняков были из тростника, обмазанного илом, поэтому такие сооружения до наших дней практически не дошли.
Известное представление о жилой архитектуре, помимо немногочисленных находок археологов, дают росписи и макеты из гробниц, а также отдельные постройки некоторых заупокойных комплексов: тесная связь с религией – характерная черта древних цивилизаций. В египетском искусстве она проявляется необычайно ярко. Египетские жилые постройки были простых форм и планировки. Если говорить о домах, построенных из кирпича, то к ним примыкал внутренний двор с садом, и сад и дом обносились стенами. Жилые помещения выходили на северную сторону, где было больше прохлады. На плоских крышах домов могли устраивать беседки, где отдыхали в вечерние часы и могли спать ночью в особенно жаркое время. Окна были невелики и обычно размещались вверху стен, под потолком. Воздух и свет шли через входные проемы, прикрытые циновками или тканями.
В Древнем Египте появились многие архитектурные элементы и планировочные решения, которые активно использовались впоследствии. И прежде всего – в европейском зодчестве. Так, в Египте обрела свои основные черты такая важнейшая архитектурная деталь, как колонна. В истории мировой архитектуры колонны имели самые разные формы и пропорции, но именно древнеегипетские архитекторы разделили колонну на отдельные составляющие, выявив у нее базу и капитель.
Другим важным изобретением египтян в области архитектуры стал портик. Колонны и стена в глубине портика поддерживали общие перекрытия. И перекрытия, и крыши в Древнем Египте были плоскими. Наконец, египтяне разработали деление рядами колонн внутреннего пространства храмовых залов на отдельные части. Позже они получили название нефов. Таких залов – нефов – у египетского храма было, как правило, три. Впоследствии подобная трехчастная планировочная структура широко применялась в древнегреческой и древнеримской архитектуре, а еще позднее она стала характерна для многих типов христианских храмов, и в первую очередь – базилики. Не менее важным достижением египетских зодчих, которое использовали архитекторы других цивилизаций, было размещение нескольких звеньев архитектурного ансамбля на одной продольной оси. Причем в основе такой планировки главенствовал принцип симметрии.
Древнеегипетская архитектура знала разные типы гробниц. Древнейшим считается насыпной холм удлиненной формы. Он напоминал о мифическом холме Бен-Бен – первом участке суши в Мировом океане, над которым взошло солнце. От него произошла форма мастабы – усеченной пирамиды с прямоугольным основанием. Погребальная камера с мумией находилась при этом не внутри мастабы, а под землей. После завершения обряда погребения вход в нее замуровывался. В наземной части мастабы могли устраивать заупокойный храм. В декоре храма использованы различные орнаменты – геометрические и растительные.
Еще древними греками пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина были отнесены к Семи чудесам света. Как и подавляющее большинство древнеегипетских гробниц фараонов и вельмож и рядовых захоронений простых египтян, они находятся на западном берегу Нила. В представлении египтян загробное царство, царство бога Осириса, находилось на западе – там, где заходит солнце.
На противоположном восточном берегу Нила расположилась столица Древнего царства – Мемфис. Самой знаменитой является пирамида Хеопса. Ее высота достигает 147 м, каждая сторона основания – 233 м. Пирамида сложена из 300 тыс. каменных блоков весом примерно по 2,5 т. Внутри пирамиды находится погребальная камера, к которой ведет длинная узкая галерея, и система разгрузочных камер, поражающая сложностью технического расчета. Когда-то пирамида была облицована известняковыми плитами. Грани пирамиды ориентированы по сторонам света. Пирамида была лишь частью погребального комплекса. В него входил заупокойный храм, связанный еще с одним храмом в долине Нила, а также малые пирамиды жен фараона.
Храмовый комплекс в Луксоре – один из самых прославленных памятников древнеегипетской архитектуры. Как и сами Фивы, оба комплекса построены на восточном берегу. Согласно древнеегипетской мифологии солнце восходило со стороны правого, восточного берега Нила, а именно бог солнца был верховным божеством древних египтян.
Одна из древнейших цивилизаций человечества возникла в Передней Азии, в долинах рек Тигр и Евфрат и прилегающих к ним территориях – регионе Двуречье, или Междуречье. По-гречески этот регион называют также Месопотамия.
По сравнению с древнеегипетской архитектура древнего Двуречья отличается бóльшим однообразием планировочных решений, еще более простыми, малорасчлененными объемами. Но здесь впервые в истории архитектуры была предпринята попытка возводить арки и своды, был создан тип многоярусного храма. Зачастую, правда, своды были «ложными»: их поверхность состояла из рядов камней, нависавших один над другим, и постепенно сближавшихся по мере того, как эти ряды поднимались уступами кверху. Поверхность свода не была ровной и гладкой, его конструкция не имела распора.
Основным строительным материалом месопотамских зодчих был кирпич-сырец. Природного камня здесь, в отличие от Египта, было крайне мало, зато было много глины. Как и в Египте, ввиду недостаточного количества топливных материалов кирпич обжигали на солнце, что не способствовало хорошей сохранности построек. Отрицательное действие оказывали и частые наводнения. Это объясняет, почему храмы и царские дворцы здесь строили на высоких платформах. Строительство из кирпича не располагало к созданию криволинейных плоскостей и сложных элементов декора. Снаружи поверхности зданий разнообразили простые вертикальные ниши. Постройки представляли собою простые геометрические объемы.
Внутри здания могли украшать фрески, мозаики из раковин или глиняных «гвоздей», шляпка которых была покрыта стеклянной глазурью; из них выкладывались простые геометрические узоры. На севере, в Ассирии, для украшения царских дворцов создавались раскрашенные каменные рельефы. В Вавилоне в I тыс. до н.э. некоторые наружные части особо значимых зданий покрывали глазурованными плитками – тем, что мы называем изразцами.
Рядовая гражданская архитектура была очень проста. Небольшие дома прямоугольной формы не имели окон. Дополненные внутренним двором, они тесно лепились друг к другу вокруг храмов и дворцов. Застройка была в основном хаотичной и нерегулярной. При этом в городах нередко существовала канализация. Города окружали крепостные стены.
Еще у древних шумеров приблизительно в третьем тысячелетии был создан тип многоярусного храма, получивший название «зиккурата». Происхождение подобной формы храмов связывают с тем, что храмы стремились строить на одном и том же месте, при этом в новое здание частично включали остатки старого. Но интересно, что у других народов, которые также старались возводить новые храмы на месте более древних святилищ, это не привело к подобному результату. Скорее всего, подобная конструкция с организацией объемов по вертикали находит свое объяснение в названии одного из зиккуратов – «связь небес и земли». В этом контексте нельзя также не вспомнить про легенду о Вавилонской башне, вершина которой должна была достичь неба.
Ступенчатые конструкции с обширными террасами применялись и в дворцовом зодчестве. На таких террасах были устроены так называемые Висячие сады Семирамиды в Вавилоне. До наших дней сохранилось только основание сооружения.
Художественное наследие Древней Греции, в том числе и архитектура, входит в золотой фонд мировой культуры. Древнегреческое искусство периода своего наивысшего расцвета – середины первого тысячелетия до нашей эры – стало для многих поколений архитекторов и художников эталоном формального совершенства, неразрывно связанного с высоким внутренним содержанием.
Древняя Греция не являлась единым государством. На ее территории существовало большое количество небольших государств, союзных или враждующих друг с другом. Наличие греческих колоний в различных регионах Европы и Азии приобщило местные народы к высоким достижениям греческой цивилизации и обогатило саму греческую культуру. Греческие мастера использовали многие достижения Египта, Малой Азии, Ближнего Востока, но они настолько глубоко их переработали в соответствии со своими менталитетом и традициями, что готовый результат разительно отличался от своего первоисточника. Как уже было сказано выше, колонна как важный, самостоятельный архитектурный элемент была создана в Египте, там же стали активно использовать такой архитектурный элемент, как портик.
Другая необычайно распространенная в древнегреческой архитектуре деталь – фронтон – ранее, чем в Греции, встречается в архитектуре Малой Азии. Но греки переработали отдельные мотивы, подчинили иному пропорциональному строю, по-другому соотнесли с пейзажем и человеком, наполнили новым философским и образным содержанием, применили другие материалы. К этому они прибавили и свои открытия. В результате чего и родился феномен греческой архитектуры.
Древнегреческое искусство прошло в своем развитии несколько этапов. Зарождение греческой цивилизации относят к третьему тысячелетию до н.э.; во втором она переживает свой первый расцвет. Ведущим центрами в это время становятся Микены – столица Ахейского царства, расположенного на Пелопонесском полуострове, и города острова Крит. Архитектура Микен и других центров материковой Греции той поры – простая и суровая. С древнейших времен греки возводили на возвышениях акрополи, на территории которого строились в первую очередь храмы почитаемых богов и в те времена, когда у власти были цари, царский дворец.
На рубеже II–I тысячелетий до н.э. греческая цивилизация переживает период упадка, связанного с природными катастрофами и войнами. Возрождение культуры начинается с IX–VIII вв. до н.э. Первые достижения в области архитектуры относятся к VII–VI вв. до н.э., т.н. эпохе архаики. В это время складываются основные объемно-пространственные решения и планировочные схемы, появляются новые типы зданий (театр, стадион). Наконец, складывается ордерная система. Ордер – это определенная система числовых соотношений между архитектурными элементами здания, между отдельной его частью и целым. Не менее важно то, что ордер выражает соотношение несущих (колонн, стен) и несомых частей (перекрытий).
Колонна – самый важный и выразительный элемент древнегреческой архитектуры – получила такую интерпретацию и такое масштабное соотношение со зданием и со зрителем, что ее стали сравнивать с образом человека. Известно, что знаменитый древнеримский архитектор и теоретик Витрувий сопоставлял дорические колонны с мужчиной, ионические – с женщиной, а коринфские – с юной девушкой. Каннелюры – желобки, вертикально идущие по поверхности колонны, сопоставимы со складками драпированных древнегреческих одежд, а небольшое утолщение в средней части ствола колонны (энтазис) можно сравнить с набухшими от напряжения мышцами. Не случайно их могли заменять статуи атлантов (мужские) и кариатид (женские) соответственно.
Здания дорического ордера имеют самые мощные и приземистые пропорции. Дорические колонны не имеют базы и вырастают непосредственно из стилобата, как дерево из почвы. Круглая в сечении, колонна когда-то действительно изготавливалась из ствола дерева. Колонна постепенно сужается кверху, что зрительно увеличивает ее высоту и сообщает ей большую стройность.
Колонну завершает капитель, составленная из двух плит – круглой и квадратной. Нижняя, круглая часть капители выглядит логическим продолжением ствола колонны. Она идеально вписывается в квадрат верхней части капители, которая в свою очередь служит переходом к прямоугольной форме антаблемента.
Ионические колонны получили базу, а их капитель имеет два завитка – волюты. Их пропорции более стройные. Коринфские колонны еще более стройны, а их капитель составлена из завитков листьев аканфа. В ордерных системах отличалось и оформление антаблемента. В дорическом ордере его украшает триглифо-метопный фриз (триглифы – вертикальные полосы, чередуются с квадратами – метопами), а в двух других – зофорный фриз.
Архитектура – одно из высших достижений древнеримской цивилизации. Изначально римская архитектура была скромна и проста, но постепенно римляне все чаще стали использовать богатые материалы для отделки зданий, а также придавать ряду сооружений колоссальный масштаб, чтобы подчеркнуть могущество Римского государства или конкретных его правителей.
Римляне многое заимствовали от греков, чьи колонии в древности находились в Италии, а также от других своих соседей – этрусков. Однако они смогли все это творчески переработать в соответствии со своими вкусами, а также сделали ряд ценнейших изобретений, в первую очередь в самой технике строительства. Этими изобретениями мы пользуемся до сих пор. Так, римляне изобрели крестовый свод, купольную конструкцию, а также такой строительный материал, как бетон.
Римляне создали новые виды сооружений: это амфитеатр, акведук, триумфальная арка, термы. Они строили превосходного качества дороги. Для римлян были важны не только и не столько красота и гармония сооружения, как для греков, сколько его прочность и практическая польза. Но понятно, что как греки не пренебрегали последними, так и римляне не игнорировали первые. Даже утилитарным по своему назначению сооружениям римляне умели придавать высокие художественные качества.
Как уже было сказано, римские архитекторы многое переняли у греков, переосмыслив их достижения на свой лад. Это относится и к ордерной системе и ее интерпретации. Элементы ордера здесь чаще использовались в качестве архитектурного декора. Главным мотивом в наружном облике древнеримских зданий была не колоннада, а плоскость стены, монолитный, замкнутый объем здания. Колонны здесь зачастую заменены полуколоннами или пилястрами, которые помогают ритмически организовать поверхность стены, разделяя ее на отдельные участки. Не колонна, а стена является в римской архитектуре главным несущим элементом здания.
Римляне придумали еще два ордера – тосканский и композитный. Первый является во многом аналогом греческому дорическому ордеру. Колонны тосканского ордера крепкие и приземистые. Но их стволы лишены каннелюр, несколько отличается и форма капители.
Во втором ордере капитель одновременно включает элементы и коринфской, и ионической капителей. Ствол либо покрыт каннелюрами, либо также гладкий. Кроме того, римляне придумали систему соподчинения ордеров, которая, как и два новых ордера, широко применялась в европейской архитектуре Нового времени (Колизей). Одним из ведущих элементов римской архитектуры стала арка. Она может быть сквозная или глухая. Также римляне строили триумфальные арки. Впоследствии в архитектуре Европы и Азии появились различные по своим очертаниям арки.
Римская арка имеет форму полукруга, ее также именуют полуциркульной. Эта арка может лежать в основе конструкции купола (купол Пантеона) сводов – цилиндрических и крестовых. Первые представляют собою половинку цилиндра. Его продольные части тянутся вдоль стен с ровным завершением, в торцах стены повторяют очертания свода и имеют полукруглое завершение. Крестовый свод демонстрирует более сложное решение – его образуют два пересекающихся цилиндрических свода, взаимно уравновешивающие друг друга. Одно помещение может быть перекрыто чередой крестовых сводов, опирающихся на стены и отдельно стоящие внутри него опоры. Если помещение было квадратным в плане и более компактным, его мог перекрывать один крестовый свод, в таком случае его именуют также сомкнутым.
Древнеримская архитектура прошла несколько этапов. Как и в истории Древнего Рима, прежде всего, выделяют царский период (середина VIII в. – начало VI в. до н.э.), период Республики (начало VI в. – 27 г. до н.э.) и период Империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.).
Римские города обычно получали определенный набор общественных архитектурных объектов: главную городскую площадь – форум, базилику для совершения юридических и финансовых операций, амфитеатр, театр, термы.
Форум – главная площадь древнеримского города. Самый древний форум находится в самом Риме – древнее государство Рим первоначально представляло собою город Рим и его округу. Этот форум так и называется «Римский», а на родном языке древних римлян – латыни – «Романум». Впоследствии, когда Рим уже стал столицей огромного государства, в нем появилось еще несколько форумов – форум Юлия Цезаря, а также форум Августа, форум Веспасиана, форум Нервы и форум Траяна, т.н. императорские форумы.
Форум играл в древнеримских городах важную роль. Он размещался в центральной части города, там, где под прямым углом пересекались две его главные улицы – кардо и декуманус. По периметру его стояли храмы и различные общественные здания – базилики, в которых выполняли биржевые операции и вершили судебные дела, торговые лавки. Форумы украшали статуи, включая памятники знаменитым гражданам. Акведуки призваны были доставлять воду в римские города и обеспечивать необходимый напор воды. Они подводили воду от далеких горных источников через реки и овраги, снабжали ею расположенные на возвышенности римские цитадели.
В Древнем Риме архитектура театров претерпевает определенные изменения. В связи с тем, что роль хора постепенно сходила на нет, орхестра была сильно уменьшена в размерах. Из круглой она стала полукруглой. Возросла роль проскениума, на котором теперь все чаще играли ведущие актеры. Стена позади него становится все более монументальной и пышно украшенной рядами колонн.
Колизей – самый грандиозный из амфитеатров, построенных в Римской империи (75 – 80 гг. н.э.). Его размеры – 188 м в длину и 156 в ширину; высота стен – 48,5 м. Даже его название происходит от слова «колоссальный». Но оно считается связанным не с гигантскими размерами самого амфитеатра, а с тем, что он был построен неподалеку от огромной статуи (колосса) одного из римских императоров – Нерона либо Веспасиана.
Пантеон в переводе с греческого – храм всех богов. Сохранившееся до наших дней здание построено около 125 г. н.э. Архитектором предположительно был Аполлодор из Дамаска. Возможно, поэтому здание сочетает римскую грандиозность и греческую гармонию. Здание представляет собой центрическую постройку.
Частный дом богатого или зажиточного римлянина – отдельная глава в истории древнеримской архитектуры. Главным помещением в римском жилом доме был атриум, прообразом которого предположительно является мегарон в древнегреческом жилище. Но вместо очага в центре атриума находился бассейн для сбора дождевой воды, падавшей через отверстие в крыше. Крышу поддерживали четыре колонны, стоявшие по сторонам. Со временем в атриумах богатых домов бассейны приобрели декоративное значение, их украшали красивые бронзовые скульптуры, одновременно выполнявшие функцию фонтанов (дом Фавна в Помпеях, II–I вв. до н.э.).
В бедных домах атриум мог быть единственным помещением, тогда его делили на отдельные секции тканевыми завесами. В богатых домах по периметру атриума устраивали ряд комнат, перед атриумом была расположена прихожая, а за атриумом кабинет хозяина – таблиний. По этой же оси находился внутренний дворик – перистиль, перенятый из греческой архитектуры эпохи эллинизма, а греками, как полагают, заимствованный с Востока. Перистиль имел прямоугольную форму. По периметру этого внутреннего дворика шла колоннада, в которую выходили комнаты окружавших его помещений, в том числе столовая (триклиний), ванные комнаты, спальни.