Движение «Искусства и ремёсла»

Многие британские архитекторы и дизайнеры XIX в. отказались от промышленного производства и взялись возрождать рукодельное строительство из местных материалов. Возникшее в результате движение «Искусства и ремесла» набрало силу в последние три десятилетия XIX в., однако его влияние ощущалось и в континентальной Европе, и, особенно, в США.

Викторианцы были великими технологами и неутомимыми придумщиками. Их изобретательность внесла значительный вклад в строительное предпринимательство: они активно задействовали металл и развивали множество машин, от паровых лебедок до усовершенствованных пил, тем самым сделав строительные процессы быстрее, легче и эффективнее.

Однако большую часть викторианского периода архитекторы были 2 заняты не столько технологиями, сколько спорами о стиле. Предпочитавшие готику сражались с классицистами, а среди самих «готов» шли ожесточенные распри о преимуществах и недостатках разных сортов любимого стиля; были и такие, которым не близки были ни готика, ни классицизм, — они предпочитали норманнский или тюдоровский стиль, что так славно сочетался с затейливыми, отделанными деревом домиками.

Новое начало

Однако ближе к концу XIX в. вызрело новое видение. Промышленная архитектура, по общему мнению, была признана уродливой и бесчеловечной, прежние стили — скорее претензией, нежели подлинным ответом на жилищные нужды людей. Отчего бы не обратиться к тому, как работали простые сельские строители былого?

Из поколения в поколение передавали они свое умение и мастерски владели как инструментами, так и материалами. Материалы при этом были местные, и обращались с ними попросту — дома строили с незамысловатыми деревянными полами и белеными изнутри стенами. И вот эти дома идеально подходили их хозяевам, а в некоторых случаях были еще и красивы, и красоту им придавала искусность мастера и укорененность постройки в среде, непосредственно ее окружавшей.

Уильям Моррис

Человек, одержавший верх в спорах за такие постройки, — разнообразно одаренный дизайнер, художник, писатель, педагог и промышленник Уильям Моррис. Архитектором он не был, хотя провел несколько месяцев в бюро великого мастера готики Дж. Э. Стрита и хорошо представлял себе мир архитектуры. Моррис нашел в ней свое призвание: производил и проектировал всевозможные объекты — от тканей до мебели — и разбирался, как работают мастера и что они умеют.

Уильям Моррис
Уильям Моррис

Моррис пропагандировал идею «Искусств и ремесел» книгами и лекциями, а также продукцией своей фирмы — прелестно выполненными узорчатыми ларями, обоями и тканями в цветочек; некоторые производятся и поныне. Другие первопроходцы, включая архитекторов Филипа Уэбба, друга Морриса, и плодовитого Р. Нормена Шо, насаждали идеалы стиля, обучая молодежь, особенно Шо — он управлял большим архитектурным бюро и там посвящал сразу нескольких юных зодчих в красоту «Искусств и ремесел». Движение набирало обороты.

Профессия или ремесло?

Возникали дискуссионные группы, ассоциации и гильдии, где обсуждались отношения между искусствами, ремеслами и архитектурой. Было во всех этих спорах нечто провокационное: в те времена многие архитекторы считали, что их труд — профессия, что архитекторов следует приравнять к врачам или юристам. Были и революционеры, настаивавшие, что архитектура — никакая не профессия, а ремесло вроде плотницкого или гончарного.

И все же, как минимум в последние пару десятилетий XIX в., революционеры подтвердили свои претензии на истину. С применением ремесленных методов, традиционных материалов и моррисовских принципов было возведено множество потрясающих жилых зданий. Архитектура стала смотреться более укорененной в окружающей среде, менее загроможденной, формальной — в отличие от привычных архитектурных форм предыдущих десятилетий. И, хотя само движение во многом восставало против стиля как такового, оно в результате сформировало стиль.

Примеры стиля в жилой архитектуре — работы М. Х. Бэйлли Скотта и Ч. Ф. Э. Войси. Снаружи: длинные, низкие, асимметричные строения, округлые линии кровель, большие эркерные окна. Внутри: оголенные деревянные полы, светлые стены, простор перед камином, прекрасные декоративные элементы ручной работы — например, дверные щеколды или деревянные стеновые панели. Во всем была безупречная логика: асимметрия происходила от стремления позволить наилучшей, самой удобной планировке диктовать форму всего здания, ручная отделка — от первостепенности уважения к материалам.

«Не держите в доме ничего такого, чему не имеете применения или в чем не видите красоты»  Уильям Моррис (1834-1896), английский дизайнер, художник, писатель

Вообще-то, конечно, подобный дизайн был доступен лишь богатым — людям, которые могли себе позволить покупку моррисовских объектов ручной работы и оплату строительства уникального дома. И все же стиль выжил и в итоге повлиял на проектирование многих домов поменьше, когда возникли зеленые пригороды вроде лондонского Бедфорд-парка.

Бедфорд-парк
Бедфорд-парк

Верность материалу

Одним из важнейших для «Искусств и ремесел» был интерес и уважение к материалам. Будь то дерево или камень, металл или кирпич — все материалы подбирались с вниманием, желательно — из местных источников. Тонкая железная ковка (справа) или сделанные вручную кирпичи должны по возможности оставаться на виду, а их красота пусть будет доступна благодарному взгляду. Так родилась идея, что здание должно быть «правдивым», не скрывающим особенности конструкции или, как любят выражаться в среде проектировщиков «Искусств и ремесел», а также модернистские дизайнеры, — «верным своим материалам».

Гильдии ремесел

Гильдии ремесел — специализированные сообщества, в которых архитекторы и ремесленники обсуждали свою работу; несколько гильдий возникло в 1880-х гг. с целью продвижения ремесленничества. Гильдия работников искусства, основанная в 1884 г., объединяла художников, архитекторов и умельцев, собиравшихся вместе послушать лекции, поучаствовать в обсуждениях, выставках и демонстрациях методик. А вот Гильдия и Школа ремесел Ч. Р. Эшби, основанная в Лондоне в 1888 г. и перебравшаяся в Чиппинг-Кэмден, Глостершир, в 1902-м, была настоящей лабораторией мастеровых, возрождавших в своей загородной штаб-квартире и рукодельные умения, и навыки сельского хозяйства.




Поделиться ссылкой