Экспрессионизм в архитектуре

Течение экспрессионистов пережило расцвет в Германии и Нидерландах 1920-х гг. Оно привнесло в современную архитектуру эффектные новые формы — изогнутые стены, граненые купола — и подкинуло архитекторам и их заказчикам новые идеи, как использовать новые материалы, в особенности железобетон. Экспрессионизм проявлялся и позднее — во впечатляющих зданиях 1950–1960-х.

Самый известный стиль архитектуры периода между двумя мировыми войнами — модернистский, строительство, применяющее сталь, стекло и бетон в сооружении преимущество прямоугольных форм. К этому же направлению в архитектуре относятся Баухауз и так называемый «интернациональный стиль». Однако существовала и иная тенденция, в которой с помощью бетона и других материалов создавались более естественные, скульптурные и даже символические формы. Такой стиль архитектуры получил название «экспрессионизм».

Новые очертания и формы

Здания Баухауза и «интернационального стиля» были все сплошь прямые линии, и, казалось, их создатели исходили из строгого рационализма в строительстве, а экспрессионистская архитектура любила кривые линии и текучие формы, которые гнулись, будто резиновые, или формы кристаллов, отражавших свет мириадами стеклянных поверхностей. Эта архитектура упивалась новыми очертаниями и силуэтами, которые стали доступны благодаря современным материалам.

Здание Баухауза
Здание Баухауза

Главными выразителями этого типа зодчества стали голландские и немецкие архитекторы, а первым сооружением экспрессионизма — театр «Гроссе Шаушпильхаус», построенный в Берлине после Первой мировой войны по проекту Ханса Пёльцига.

«Человек гениальный обязан постоянно обновляться, иначе он костенеет» Эрих Мендельсон (1887-1953), немецко-американский архитектор
Театр Гроссе Шаушпильхаус
="Театр Гроссе Шаушпильхаус
Ханс Пёльциг
Ханс Пёльциг

Зал театра имел потрясающий лепной потолок, декорированный рядами подвесок, напоминавших сталактиты. Этот эффект усиливали тысячи цветных лампочек.

Другие виды сооружений

Кривые линии и световые блики смотрелись уместно в театральных интерьерах, то есть в пространстве, где обильный декор и фантазия всегда были к месту. Однако экспрессионисты проектировали и более будничные постройки, яркие примеры — здание биржи, построенное по чертежам Ханса Бернхарда Шаруна, и проекты Эриха Мендельсона для фабрик, киностудий и других зданий. Все они демонстрируют возможности создания извилистых природных линий, предлагаемые сталью и бетоном.

Здание Биржи
Здание Биржи

Знаменитейшее строение Эриха Мендельсона, «Башня Эйнштейна» в Потсдаме, Германия, — такое вот исследование криволинейности. В башне располагается обсерватория, а под ней — приземистая структура, в которой обустроены лаборатория и жилье для ее работников. Все сооружение выглядит так, будто его отлили из бетона в громадные резиновые формы. На самом же деле здание построено из кирпича, а гладкость и округлость ему придали штукатуркой.

Эрих Мендельсон
Эрих Мендельсон
Башня Эйнштейна
Башня Эйнштейна

Здания-кристаллы

Была в экспрессионизме и противоположная тенденция: поверхность здания формировали не гладкие изогнутые линии, а мелкие кристаллические грани. Ранний пример такой архитектуры — «Стеклянный павильон» в Кёльне, разработанный Бруно Таутом и построенный в 1914 г. Круглое небольшое здание входило в выставочный ансамбль, а самым интересным в этой постройке был ее купол, похожий на половинку лимона и собранный из десятков крупных ромбообразных стеклянных секций.

«Стеклянный павильон» в Кёльне
«Стеклянный павильон» в Кёльне
Бруно Таут
Бруно Таут

Такие секции сияют, как грани драгоценного камня, однако и стены можно сделать гранеными, складывая их под произвольными углами так, будто они сработаны из картона, а не из бетона. Примерно так выглядят сооружения чешских кубистов, равно как и дорнахский «Гётеанум», спроектированный Рудольфом Штайнером, философом, писателем и учителем — даже не архитектором. Этот «духовный вуз» — сплошные углы и бетонные ребра, подпирающие диковинную куполообразную крышу. Несомненно, Штайнер усматривал в экспрессионизме необходимые средства физического выражения особой сути своего видения — нетрадиционная архитектура для нетрадиционной философии.

Дальнейшая жизнь идеи

Экспрессионистская архитектура, в отличие от Баухауза, не была последовательным стилем со своими школами и манифестами. Это направление, в котором работало немало архитекторов-новаторов, желавших опробовать возможности современных материалов. «Интернациональный стиль» к середине века породил тысячи последователей, экспрессионизм — нет, однако влияние его оказалось живучим. Экспрессионизму кое-чем обязаны скульптурные формы ар-деко.

Кроме того, множество зданий, возведенных за десятилетия после Второй мировой войны, также воплощали конструкционные и изобразительные свойства бетона и других материалов — экспрессионисты бы их признали. Маленькая, скульптурная паломническая часовня Ле Корбюзье в Роншане, Франция, и знаменитое здание оперного театра в Сиднее по проекту Йорна Утзона — примеры построек, воплощающих идеи экспрессионизма через много лет после золотой поры этого стиля в Германии.

Чешский кубизм

Один из предвестников экспрессионизма — чешский кубизм. В начале XX в. многие чешские художники путешествовали по Европе — бывали в Париже, Мюнхене и других городах — в поисках вдохновения. Когда кубистскую живопись выставили в 1908 г. в Париже, она вдохновила не только пражских художников, но и тамошних архитекторов. Они увидели, что ломаные или призматические плоскости Пикассо и Брака можно приспособить к архитектуре — создавать похожие призматические фасады зданий. Например, архитекторы Ян Котера и Павел Янак проектировали здания с уймой острых углов, а иногда и несимметричные по форме, таким образом радикально отступив и от классицизма, и от вычурности ар-нуво, модного тогда в Праге.

Чешский кубизм
Чешский кубизм
Павел Янак
Павел Янак

Гауди

Знаменитый каталонский архитектор Антони Гауди соединил в своем творчестве сразу несколько стилей — от готики до ар-нуво — и создал уникальную архитектуру, которую можно рассматривать как разновидность экспрессионизма. Дерзкие формы Гауди — выпуклые и вогнутые стены, наклонные и расплескивающиеся кверху колонны, башни и окна странных, органических конфигураций — бесспорно отражают скульптурность экспрессионизма. Однако многие его яркие проекты, созданные в этом ключе, — например, два барселонских квартала роскошных жилых домов, «Каса Мила» и «Каса Бальо», — были завершены под влиянием ар-нуво до Первой мировой войны и расцвета экспрессионизма в Северной Европе.




Поделиться ссылкой