Гран-тур и его влияние в архитектуре

Обычай, сложившийся у юных состоятельных европейцев и североамериканцев — совершать экскурсию по культурным местам Европы, — оказал колоссальное влияние на архитектуру XVII–XVIII вв. Гран-тур сделал Рим художественным и историческим центром западного мира, распространил классические представления и зачал традицию «культурного туризма», продолжающуюся и по сей день.

С XVII и до начала XIX в. юные аристократы из Британии, Германии и Скандинавии, а также обеспеченная молодежь Северной Америки заполоняли города и столицы Южной Европы, совершая гран-тур. Их главной целью была Италия, хотя многие останавливались по дороге в Париже и других французских городах. В XVIII в., до возникновения железнодорожного сообщения да и вообще приличных дорог, путешествие такого масштаба было серьезным предприятием, требовавшим тщательной подготовки, сопровождения и средств. Странствовали подолгу, со многими остановками, и поэтому на гран-тур у путешественников уходило от нескольких месяцев до нескольких лет.

Некоторые гран-туристы с большим запасом денег и времени, а также склонностью к авантюризму закладывали еще большие крюки и забирались в Швейцарию или Испанию. Для некоторых неугомонных более удаленные места оказались даже привлекательнее: они заезжали в Грецию или даже в Константинополь, — как лорд Байрон, к примеру.

Классическое образование

Итак, путешественники гран-тура в основном стремились в Италию и в особенности в Рим. Там они надеялись напитаться атмосферой Рима и других итальянских городов, полюбоваться на классические произведения искусства, изучить архитектуру и купить образчики художественных работ, чтобы потом выставлять у себя дома.

«По традиции и, быть может, по здравому смыслу заморские странствия довершают образование английского джентльмена»  Эдвард Гиббон (1737-1794), английский историк

В Риме гран-туристы в первую очередь жаждали увидеть великие классические памятники: Форум, Пантеон, Колизей. Они выискивали лучшие примеры античной скульптуры и пускали в ход связи, чтобы получить приглашение в частные дома и осмотреть художественные коллекции хозяев. Многие странствовали с наставником, направлявшим путешественника к наиболее интересным руинам и произведениям искусства, а также с одним или несколькими путеводителями, снабжавшими информацией о маршрутах, порядке следования и античных достопримечательностях.

Путешественники осматривали и современные сооружения — восхищались римским барокко и церквями времен Возрождения, а может, и выбирались за город — осмотреть виллы Палладио. Впоследствии гран-туристы ездили и в Неаполь — поглядеть на руины Помпеев и Геркуланума: там их взорам открывались красоты интерьерного декора римских домов, проступавшего из-под обломков вулканического извержения.

Культурный шопинг

На протяжении всего путешествия под присмотром наставников культурные туристы высматривали, каких бы художественных работ им привезти домой. Наряду с живописными полотнами высоко ценились и классические статуи, а также гравюры знаменитых художников вроде Пиранези, изображавшие римские достопримечательности. Среди гостей Венеции особой популярностью пользовались великие пейзажи Каналетто.

Многие гран-туристы отправляли домой картины, статуи, книги и гравюры целыми ящиками.

А когда вслед за посылками на родину возвращались и сами странники, вставал вопрос, где все это экспонировать. В особенности в Англии для молодого аристократа архитектура считалась достойной стезей: это искусство, среди прочего, было частью пожизненной задачи этих людей — управления солидной недвижимостью.

Архитектурное влияние

По возвращении домой гран-туристы принимались приспосабливать и перестраивать свои дома — и для организации коллекции, и для воплощения классических идей, которые впитали в странствии. Этот процесс оказал большое влияние на распространение классических архитектурных представлений в Европе. Увлечение палладианскими виллами в XVIII в., к примеру, питала мода на гран-тур. Наиболее показательная из таких построек, Чизикский дом лорда Бёрлингтона, была сооружена исключительно для размещения произведений искусства, которые Бёрлингтон приобрел в поездке.

Чизикский дом лорда Бёрлингтона
Чизикский дом лорда Бёрлингтона

Позднейшее движение архитектуры к неоклассицизму также было вдохновлено поездками в Италию. Сам Роберт Эдам посещал Италию и вполне мог удовлетворить запросы клиентов, желавших не только неоклассический дом, но и античную скульптуру или даже привозные античные колонны в нем.

Гран-тур имел и более далеко и глубоко идущие последствия: культурная история Европы с тех пор и до наших дней развивалась по заданному им пути. Миллионы культурных туристов — куда менее богатых, но не менее увлеченных поисками своих корней в искусстве — последовали по стопам первых путешественников. Для северных европейцев и американцев Рим, Венеция и Помпеи (не говоря уже о Париже) навеки остались на культурной карте.

Гран-тур архитекторов

Еще со времен поездки по Европе Иниго Джоунза в XVII в. многие архитекторы желали отправиться в гран-тур и повидать сооружения вроде дворца Во-ле-Виконт. Поскольку архитекторы, как правило, происходили из небогатых семей, юным зодчим, стремившимся исследовать Европу, следовало найти себе покровителя-аристократа. Роберт Эдам, архитектор Сайон-Хауса, отправился в Европу с достопочтенным Чарлзом Хоупом, младшим братом человека, для которого брат Эдама, Джон, проектировал Хоуптаун-Хаус; Джеймс Уайетт — с членом британского посольства в Венеции; Уильям Кент, сын столяра из Бридлингтона, добился поддержки от некоего йоркширского джентльмена. Другим приходилось добираться до Италии на своих двоих. Джеймс Стюарт, к примеру, прошел большую часть пути до Рима пешком, зарабатывая по дороге росписью вееров. Такова была жажда архитекторов увидеть античные сооружения, питавшие вдохновение итальянских мастеров.

Хоуптаун-Хаус
Хоуптаун-Хаус



Поделиться ссылкой