ХХ век: отражение побед и потрясений

Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке
Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Это здание считается одним из наиболее интересных произведений архитектуры XX века

В ХХ столетии к вечным проблемам, таким как войны и стихийные бедствия, добавились ухудшение экологии, увеличение городского населения, рост промышленности. Все это нашло свое отражение в мировой архитектуре.

Короткий век модерна

В конце XIX — начале XX столетия в искусстве царствовал модерн (от англ. «новый», «современный»). «Не нужно никому подражать, здание и его интерьеры должны быть индивидуальны!» — заявляли мастера модерна. Поэтому больше всего они любили работать над оформлением частных особняков. Для зданий в этом стиле характерны асимметричность, оформление грубо обработанным камнем и ковкой, украшения из керамической плитки, витражи. Орнамент модерна таинственен и необычен. В декоре зданий можно увидеть металлическую паутину, прихотливые линии фантастических растений, загадочных летучих мышей и прочих «посланцев тьмы». Лебеди, павлины, папоротники — все, что имело необычные формы, соответствовало духу модерна. Но Первая мировая война положила конец этому необычному стилю.

Во Франции стиль модерн носит название ар нуво, в Италии — флореале или либерти, в Нидерландах — нуве кунст, в Германии — югендстиль.

Функционализм и ар­деко: противостояние

После Первой мировой войны во Франции работал архитектор Ле Корбюзье. Дом он называл «машиной для жилья» и призывал освободиться от всех излишеств. Для стиля Корбюзье, получившего название функционализм, характерно активное использование бетона, горизонтальные окна (причем подчас фасад остекляется полностью), отсутствие украшений. Многие его дома «встают на ножки», чтобы пространство под зданием можно было как-либо использовать; на крышах располагаются террасы.

От конструктивизма, который в это время царил в СССР, функционализм отличается тем, что дом выглядит скорее, как комплект отдельных блоков, а не как простое геометричное целое.

Замыслы Ле Корбюзье развил американец Фрэнк Ллойд Райт: с его точки зрения, важно не только удобство, но и единство здания с окружающей средой. У домов Райта маленькие окна (либо глухие стены) с северной стороны — и практически сплошное остекление с южной. Уют создают природные материалы: камень, дерево. Одно из самых знаменитых произведений архитектора — «Дом над водопадом» (он же Дом Кауфмана) в штате Пенсильвания, в котором одна стена представляет собой просто часть природной скалы.

Строгому функционализму противостоял роскошный стиль ар-деко (дословно — декоративное искусство), зародившийся в 1920-е годы в Париже. Таким образом люди выражали свою тоску по спокойной, мирной, обеспеченной жизни. Ар-деко соединял в себе основательность конструктивизма с богатством отделки модерна. А в отделке фантазия художников и архитекторов не имела границ! Использовались этнические орнаменты, сложные геометрические узоры, но главное — дорогие материалы. В качестве ярких представителей стиля можно назвать архитекторов Луи Сюэ и Эли Жак Кана.

От хайтека до «зеленых склонов»

Во второй половине ХХ века в мировой архитектуре возникло несколько интересных направлений. Например, хай-тек, получивший широкое распространение с началом освоения космоса. Для него в соответствии с названием характерно использование высоких технологий и новейших материалов. Роль декора уже играют не рельефы, скульптуры или орнаменты, а сама поверхность и фактура материалов — стекла, стали, пластика. Функциональные сооружения (лестницы, лифты, системы водоснабжения) часто выносятся наружу здания. Яркий пример — Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже.

Полной противоположностью этому стилю стала «архитектура зеленых склонов». Не нужно агрессивно вмешиваться в природу, заявляют сторонники этого направления. А если уж мы строим дома, то они должны быть максимально экологичны и не производить впечатления чужеродных объектов. В итоге в постройке сливаются строительные и природные формы. Дома в этом стиле в шутку называют «гномичьими домами», «домами хоббита». Во все путеводители по Вене вошел Дом Хундертвассера: этот архитектор возводил необыкновенные здания. У них не найдется двух одинаковых окон, лестницы напоминают тропинки в горах, а все свободные горизонтальные плоскости покрыты живыми растениями — от цветов до деревьев!

Ускоряющийся ритм жизни, засилье техники, гонка вооружений и прочие негативные явления второй половины ХХ века нашли воплощение в стиле деконструктивизма. Для него характерны подчеркнуто резкие и изломанные линии, неожиданные и на первый взгляд нелогичные сочетания объемов и плоскостей. Здания кажутся деформированными, осевшими или шатающимися. Например, в Праге в этом стиле построено офисное здание, которое называют Танцующим домом, а в Дюссельдорфе — комплекс Новой таможни. Заметными архитекторами-деконструктивистами являются П. Айзенман, Ф. Гери, Г. Домениг.




Поделиться ссылкой