Минимализм в архитектуре

Одна из самых знакомых концепций интерьерного дизайна последних десятилетий — минимализм: белые стены, гладкие поверхности, не прерываемые ни украшениями, ни карнизами. Ноль нагромождений. Он по-прежнему в моде, а вот зародился давным-давно — в работах архитекторов-модернистов 1920-х гг. от их желания создать новые способы строительства без оглядки на прошлое.

Наследие XIX в. сильно сказалось и на архитектуре, и на дизайне. То была эпоха готического возрождения — с богатым декором, с комнатами, затененными тяжелыми портьерами, с целым миром сложных излишеств. К началу ХХ в. архитекторы и так и эдак пробовали вырваться из прошлого и начать все заново — и «Искусства и ремесла», и ар-нуво пытались задать новую ноту. Всевозможные разновидности модернизма — Баухауз, «Стиль», «интернациональный стиль» — совершали более радикальные прорывы. Минимализм же оказался единственной формой современного дизайна, которому удалось оторваться сильнее прочих.

Немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ сделал себе имя в середине 1920-х гг. применением материалов промышленного производства. Его жилое здание в поселке Вайссенхоф (постоянно действующая выставка зданий знаменитых архитекторов того времени) стало первой стальной каркасной постройкой в Европе. Квартиры в этом доме смотрелись продуманно и современно, были спланированы с тщанием и логикой.

Барселонский павильон

Однако в последующие годы Мис двинулся в другом направлении. Здание, ставшее поворотным на его творческом пути, — Немецкий павильон, спроектированный для Барселонской всемирной выставки 1929 г.

Барселонский павильон
Барселонский павильон

По замыслу это здание должно было оставаться внутри практически пустым — абстрактная композиция более-менее взаимосвязанных пространств, отделанных дорогими материалами (зеленым мрамором и ониксом), поддерживаемая хромированными колоннами.

Одно такое внутреннее пространство занимал пруд, в котором располагалась статуя обнаженной женщины, другое было обставлено несколькими «барселонскими» креслами ван дер Роэ; одну секцию пола укрывал черный ковер; одно окно занавешивала красная портьера. И всё.

«Меньше — это больше» Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1869), немецко­-американский архитектор

Барселонский павильон — проект особый, красивый выставочный объект. Посетителям полагалось восхититься шикарными поверхностями, отраженным от поверхности пруда светом, изяществом всей композиции и идти себе дальше. А что будет, если построить таким манером что-нибудь функциональное? Мис ответил на этот вопрос, спроектировав «Виллу Тугендхат» в чешском Брно, построенную по мотивам Барселонского павильона в 1930 г. Однако окончательный ответ был явлен миру двадцать лет спустя, когда ван дер Роэ создал дом доктора Эдит Фарнсуорт в иллинойском Плано.

Вилла Тугендхат
Вилла Тугендхат

Минималистский дом

Фарнсуорт-Хаус возвышается над землей на стальных опорах, они же поддерживают плоскую кровлю. Внешнее «одеяние» дома — сплошь стекло, стен в привычном смысле слова у него нет. Интерьер — большое единое пространство, в котором выделен длинным прямоугольником подсобный блок, в котором размещаются удобства и кухня.

Фарнсуорт-Хаус
Фарнсуорт-Хаус

Коллега Миса Филип Джонсон стал одним из последователей Мастера. Дом самого Джонсона в Нью-Канаане, Коннектикут, был спроектирован сходным образом, за исключением низкой посадки на фундаменте и круглого, а не прямоугольного отсека с удобствами.

Дом самого Джонсона в Нью-Канаане
Дом самого Джонсона в Нью-Канаане

Ни в доме Фарнсуорт, ни в Джонсон-Хаусе не используются те роскошные материалы, что пошли на отделку Барселонского павильона. И все-таки имение Фарнсуорт не лишено роскоши: отделано тиковым деревом, полы — из травертина, шторы — из шелка. Однако акцент в обоих зданиях — все-таки на связи с окружающим пейзажем и на непреклонном отсутствии чего бы то ни было, что обычно считают архитектурой. Никакие другие сооружения не могут столь же полно претендовать на минималистский идеал.

Здания такого рода требуют от заказчиков смирения. Эдит Фарнсуорт выяснила, что в этом доме жить невозможно: летом он превращался в духовку.

Казалось, у минималистской архитектуры после такого фиаско нет будущего. И все же чистота замысла продолжила владеть умами архитекторов и дизайнеров. Влияние этого стиля ощущается в бесчисленных белых кухонных шкафчиках и визуально обедненных интерьерных решениях.

Двутавр

Ключевой компонент здания на основе металлического каркаса — двутавр. Это профиль из черного проката с поперечным сечением, похожим на заглавную букву «I», славящийся прочностью и универсальностью. В большинстве построек двутавры скрыты, однако Мис при постройке «Дома Фарнсуорт» (внизу) не стал их прятать, а продумал высококачественную покраску в белый, чтобы подчеркнуть их изящество. Такое архитектурное решение показательно для минимализма с его вниманием к деталям поверхностей.

Позднейший минимализм

Влияние минимализма продолжилось вплоть до 1970-х и далее. Японский архитектор Тадао Андо строит поэтичные бетонные сооружения в стиле сурового минимализма. Однако внимательное обращение со светом и тщательно продуманные детали делают эти здания человечнее работ Миса. «Хосино-Хаус» в Хёго, построенный по проекту Андо, его Храм воды в Томаму и многие другие — показательные примеры бетонного минимализма.

Тадао Андо
Тадао Андо

Австралийский архитектор Гленн Мёркатт тоже проектирует минималистские дома — с обилием стеклянных поверхностей, активным использованием стали и гофрированного металла, и некоторые из его построек почти так же распахнуты вовне, как дом Фарнсуорт. Однако пристальным вниманием к вентиляции и освещению, а также тщательным встраиванием здания в ландшафт Мёркатт добивается любви заказчиков к их домам и делает свою архитектуру дружественной окружающей среде. Нащупав в минимализме все лучшее, Андо, Мёркатт и другие последователи стиля придали ему интересное новое развитие.

Гленн Мёркатт
Гленн Мёркатт



Поделиться ссылкой