Национальное наследие

За последние 150 лет наши взгляды на исторические здания сильно изменились. Все начиналось с полного безразличия властей, но постепенно историческая архитектура стала центральной частью нашего «наследия», и эта тенденция привела к гораздо более тщательной охране старинных зданий. И все же временами такое отношение обусловлено ошибочным восприятием прошлого или сентиментальной ностальгией.

Организации вроде британского Общества защиты старинных зданий проделали революционную работу, продемонстрировав наилучший способ восстановления старых зданий и ухода за ними. Однако такие организации были добровольческими, и проведение работ все равно оставалось за хозяевами. Не все доводили дело до конца, и поэтому в XIX и начале ХХ в. многие значимые старые здания в Британии и других странах были снесены.

Защита законом

Решение этой проблемы — введение закона о защите важных памятников и зданий. Греция стала первой на этом пути: она приняла закон об охране памятников античности еще в 1834 г. За ней последовали датчане, а потом Германия, Голландия, Италия, Швеция и США тогда же, в XIX в., взялись за разработку законов об охране важных исторических сооружений. Франция тоже, хоть и с большим опозданием, после того как Виктор Гюго в отчаянии призвал «остановить молот, уродующий лик страны», в 1887 г. приняла Закон об исторических памятниках.

Виктор Гюго
Виктор Гюго

Британия в 1880-х также приняла аналогичный Закон о памятниках старины. Его действие, правда, оказалось довольно ограниченным — распространялось лишь на земляные укрепления, захоронения, каменные круги и руины монастырей.

Под угрозой

В 1893 г. Британия ответила на призывы сохранить и защитить и древние постройки, и естественный ландшафт созданием еще одной добровольческой организации, Национального треста. Цель этой организации — приобретать и поддерживать «интересные или красивые территории», и поначалу она занималась в основном природными ландшафтами, но позднее под ее опекой оказалось множество исторических зданий. Национальный трест стал примером для аналогичных организаций по всему миру.

Архитектурное наследие и война

Тем временем мощные экономические изменения начала ХХ в. оказали громадное влияние на состояние старых зданий. После Первой мировой войны хозяева многих исторических построек более не смогли позволить себе их содержание, и сотни таких строений были уничтожены. К началу Второй мировой войны многие уже оплакивали потерю этих зданий и жалели об уроне, причиненном британскому архитектурному наследию.

Термин «наследие» вошел в обращение как раз в то время, и, когда началась война, британцы взялись защищать от дальнейшего уничтожения принадлежащее им по праву рождения историческое богатство. Наследие стало ключевым понятием национального самосознания, оно нашло отражение в нескольких книгах, среди которых «Лик Британии» (о различных областях страны) и серия «Британское наследие», опубликованные издательством «Бэтсфорд». Другие издания — например, путеводители «Шелл» по английским провинциям — тоже внесли свой вклад в представление исторического наследия широкой публике.

«Понятие «наследие» сделалось шире и, конечно, видоизменилось, объяв не только оплетенную плющом церковь и сельскую зелень, но и террасную улицу, и железнодорожные домики, крытый рынок и даже городские трущобы» Рафаэл Сэмюэл (1934-1996), английский историк, профессор. Из книги «Театры памяти» (1996-1997)

Списки зданий

В военное время зародилась и британская система списков зданий. В этих списках исторические здания собраны воедино, им присвоены определенные категории, и они охраняются законом. К сожалению, система эта появилась несколько запоздало и не спасла многие загородные дома, снесенные за 1950-е гг., однако с тех пор она обеспечила эффективную защиту исторически и архитектурно значимым объектам. Появление новых добровольческих групп — местных гражданских объединений и национальных профессиональных формирований, например, Георгианской группы и Викторианского общества — также пошло на пользу старым зданиям. «Английское наследие», квазиавтономная неправительственная организация («кванго»), созданная и для консультирования правительства по вопросам консервации, и для ухода за многими историческими объектами, находящимися в собственности государства, также сделала большой вклад в общую работу.

Расцвет ностальгии

Но у охранного движения была и другая сторона, и не всем она казалась столь же плодотворной. Работа консервационистов, Национального треста, владельцев домов, распахивавших свои двери и устраивавших парки дикой природы в своих владениях, увлеченных историей предпринимателей и сообразительных турагентов превратила историческое наследие в индустрию. Паразитируя на ностальгии по отчасти выдуманному прошлому, эта индустрия скармливала туристам отретушированную версию истории.

Ностальгия захватила власть, и критики взялись сокрушаться о том, что Британия и другие страны того и гляди превратятся в исторические парки развлечений. Когда производства Западной Европы начали закрываться или перебираться в Азию, многие сочли, что зарабатывание денег на розовом прошлом не заменит экономику, производящую реальный продукт. Другие, включая художественного критика Роберта Хьюисона, отмечали мертвящий эффект, какой может производить на культуру ностальгия.

Фокус смещается

Готовность сместить исторические акценты слегка поправила положение дел с ностальгией. «Английское наследие» и Национальный трест активнее занялись охраной обычных зданий, освещали частные истории персонала и обслуги больших имений, куда начинали пускать публику, и экспонировали находки промышленных археологов, добытые из штолен, с мануфактур и фабрик.

Эти сравнительно недавние изменения привели к тому, что люди начали задаваться вопросами, что «индустрия наследия» и здания под ее опекой говорят нам в действительности. Туристы теперь информированы об архитектуре прошлого и ее социальном значении лучше, чем когда-либо. Но все же ни ностальгия, ни обилие «продуктов» исторического наследия в сувенирных лавках пока не исчезли.

Списочные здания

В 1940-х гг. британские строительные инспекторы взялись составлять первые списки важнейших исторических зданий в стране. Чтобы точно знать, какие именно здания вносить в охранные списки, они учитывали следующие характеристики построек:

  • Здание — показательный пример работы того или иного архитектора
  • Здание — показательный пример того или иного архитектурного стиля
  • Сооружение интересно, поскольку менялось с годами и поэтому демонстрирует занятную смесь стилей
  • Рукотворные руины и другие «странные сооружения»
  • Постройки, воплощающие жизнь прошлых поколений, включая важные промышленные сооружения
  • Постройки, связанные с теми или иными историческими персонами
  • Постройки, не имеющие самостоятельной значимости, однако входящие в состав большего историко-архитектурного ансамбля



Поделиться ссылкой