Пикчуреск в архитектуре

Пикчуреск («живописный», или «пейзажный», стиль) зародился и стал целым течением в Англии в конце XVIII столетия как реакция на искусственность британских ландшафтных парков и жесткую симметрию палладианской архитектуры. Новый стиль изменил восприятие и парков, и зданий и насадил любовь к деревенским домам, руинам и неформальной архитектуре вилл.

К концу XVIII в. вырос интерес к отношениям между домом и садом, особенно в Англии. В начале века этот интерес выразился в ландшафтных парках, и великие архитекторы вроде Умелого Брауна устраивали обширные парки, масштабные, непринужденные, выразительные, с просторными долинами с озерами, искусственными рощами и вписанными в пейзаж павильонами и храмами — все для того, чтобы зачаровать и порадовать созерцательный взгляд.

Спорное «улучшение»

Ландшафтный парк был протестом против крайне зарегулированных садов предыдущей эпохи. Однако сами ландшафтные парки все равно оставались искусственными и надуманными, а их владельцы вечно рассуждали о том, как они «улучшили» пейзаж вокруг своего дома. В 1780–1790-х гг. зародилось реакционное движение против подобных «улучшений» природы.

Все началось с литературы. Многие поэты, например Уильям Каупер, усматривали противоречие в попытках усовершенствовать природу. Каупер крепко пнул Брауна: «Смотрите! Явился он нам, идет всесильный чародей Браун... Речет. Пред нами озеро лужайкой обернется, леса исчезнут и холмы спадут, возникнут долы...» «Несовершенная» природа, по мнению Каупера, была куда лучше этого, поскольку создана Богом, и поэтому попытки недоволшебников что-то в ней менять — высокомерны.

Уильям Каупер
Уильям Каупер

Видение пейзажа

Последовали и другие книги, и все они поддержали нападки Каупера, однако и подготовили приход нового вида архитектуры, в том числе ландшафтной, который был поименован «пикчуреском». Как и предполагает название, ключевая идея живописного стиля — сближение красоты места с той, что мы видим на картинах, особенно в великих пейзажах XVII в. Важным участником обсуждения нового стиля стал писатель-путешественник викарий Уильям Гилпин, но не менее значимыми были и опубликованные работы трех других авторов. Первая — «Пейзаж. Поучительное стихотворение» (1794) Ричарда Пейна Найта, английского провинциального джентльмена, критиковавшего искусственность работ Брауна.

Уильям Гилпин
Уильям Гилпин
«...В новых твореньях архитектор мыслит дом... и посадки вокруг единым целым»  Джон Буонаротти Пэпуорт (1775-1847), английский архитектор, художник, сооснователь Королевского института британских архитекторов. Из «Советов по декоративному садоводству»

В тот же год увидел свет пространный «Очерк о пикчуреске» сэра Ювдейла Прайса, друга Найта. В этой книге Прайс развил представления о стиле в философском направлении. Он рассматривал пикчуреск как эстетическое качество, которое он отличал от двух других важных понятий — возвышенного и прекрасного, которые определил еще философ Эдмунд Бёрк. Очерк Прайса касается и более практических материй: автор советует садовым архитекторам изучать работы величайших пейзажистов, особенно Сальватора Розы. Французские мастера пейзажа Клод и Пуссен также служили образцами для поклонников пикчуреска.

Еще практичнее оказались «Наброски и советы по пейзажным паркам» Хамфри Рептона. Рептон сам был практикующим ландшафтным архитектором и, несомненно, этой книгой рассчитывал предъявить свой опыт. И ему это более чем удалось: к изданию книги он уже был ведущим парковым дизайнером своего времени, и на рубеже XVIII и XIX столетий ему удалось преобразовать по правилам пикчуреска многие парки.

Хамфри Рептон
Хамфри Рептон

Архитектура и пикчуреск

Идеалы пикчуреска распространялись и за пределы парковых хозяйств. Этот стиль оказал влияние также на архитектуру. Почти весь XVIII в. в английском зодчестве преобладало палладианство. Теперь же архитектура увлеклась асимметрией. Появились виллы с круглой башней с одного угла, с выступающим порталом или какими-нибудь еще чертами, нарушавшими жесткие пропорции палладианского стиля. Возник и интерес к сельскому дому как к объекту, достойному серьезной архитектурной мысли.

Наиболее успешным архитектором пикчуреска стал Джон Нэш. Он принялся проектировать асимметричные итальянизированные «виллы» с угловыми башнями, а также интересовался способами встраивания готической архитектуры в естественные пейзажи.

Другие архитекторы последовали его примеру, и по всей Британии произошло освобождение архитектуры жилых построек — симметрии и зарегулированности стало меньше. Таковы были настроения времен Регентства — «без галстука»; столь же экстравагантен был и сам принц-регент Георг IV.

Широкое влияние

Течение пикчуреска возникло и в других странах, включая Францию, где сильно было влияние Жан-Жака Руссо, считавшего, что человечество по сути своей невинно, но испорчено городской жизнью. А пикчуреск с его вниманием ко всему естественному сыграл важнейшую роль в романтизме — ключевой культурной тенденции Европы того времени. Таким образом, начавшись с парков и зданий, новый стиль распространяется гораздо шире.

Жан-Жак Русс
Жан-Жак Русс

Коттаж орне

Интерес к живописным ландшафтным решениям заставил людей по-новому взглянуть на сельские постройки, в особенности на дома: ими впервые стали любоваться. В результате Нэш и другие архитекторы того времени развили концепцию cottage orne, или декоративного дома, воплощавшего идеалы живописного стиля. Типичный cottage orne являл собой асимметричную постройку, крытую соломой или тростником, с мансардными окнами в кровле. Часто к зданию примыкала веранда или крыльцо с навесом на грубых деревянных опорах. Многие собственники земли строили такие дома в своих владениях, а некоторые даже возводили подобные постройки в большем масштабе для себя и своей семьи. Эти здания и поныне формируют наши идеальные представления об «изящном», или живописном, сельском доме.

Замки и руины

Последователи пикчуреска обожали руины и высоко ценили пейзажи, в которых древние монастыри или замки изящно высились на вершинах холмов или в чашах долин. Вскоре после этого создатели парков принялись возводить свежие руины — «ловушки для глаз». Такие постройки, с виду бессмысленные, ныне именуются «капризами». Однако прежде эти «капризы» служили домами работникам, укрытием от непогоды для гуляющих по парку или смотровыми башнями для желающих полюбоваться видами.




Поделиться ссылкой