Полносборное строительство

Работа на стройке — занятие медленное, сложное и грязное. Но есть другой способ строить, избегая хотя бы отчасти затруднений и грязи, — собирать здание из заранее изготовленных частей. Такое строительство отличается от традиционного и начиная с викторианских времен оказалось невероятно плодотворным для некоторых видов конструкций, особенно при возведении промышленных зданий.

Люди со Средних веков пытались применить идею блочного строительства — сооружали деревянные дома, собирая части каркаса в плотницкой мастерской, перемещая их в готовом виде на место возведения и там «расставляя» эти фрагменты конструкции по местам.

Те ранние попытки сборки из готовых частей оказались вполне успешными, но каждый каркас не походил на другой, каждое здание было уникальным. Большим шагом в сборном строительстве, шагом, который всерьез уменьшил бы количество затрачиваемых усилий и превратил бы строительство в сборку из блоков, стала бы разработка взаимозаменяемых деталей. Впервые этот шаг сделали в XIX столетии, когда трудосберегающие машины промышленной революции научились строить быстрее и из более стандартизованных деталей. Величайшим поборником такого строительства был британский садовник и дизайнер Джозеф Пэкстон.

Огромные оранжереи

Джозеф Пэкстон сначала работал в Королевском ботаническом саду в Кью, а потом стал главным садовником герцога Девонширского в Чэтсуорте.

Джозеф Пэкстон
Джозеф Пэкстон

Там-то Пэкстон и развил свою тягу к проектированию оранжерей, заметив, что существующие теплицы — с толстыми стеклами и громоздкими деревянными каркасами — внутри темноваты. Он начал разработку новой оранжереи с тонкими оконными переплетами, деревянными рамами и опорами, изготовленными из чугуна. Лилейная оранжерея — почти 30 метров в длину — и громадный парник Большая Печь (1836–1840-х гг. постройки) стали его подлинными достижениями.

Новые технологии

Пэкстон осознал, что может расширить пределы существующей технологии. Например, его впечатлили работы производителя стекла Роберта Чэнса, усовершенствовавшего производство халявного стекла так, что стало возможным изготовление листового стекла почти метровой длины.

Пэкстон заявил Чэнсу: если его мастера смогут изготовить лист шириной 1,2 м, Чэнс получит больший заказ. Чэнс произвел листовое стекло такой ширины.

Пэкстон, кроме того, изобрел машину для изготовления оконных переплетов и произвел особые оконные переплеты, у которых был и внешний желобок, отводивший дождевую воду, и внутренние канальцы, чтобы справляться с конденсатом. Такие компоненты идеально подходили для стандартного массового производства. А вместе с чугунными колоннами и стандартными листами стекла получался полносборный строительный комплект.

Хрустальный дворец

Торжеством Пэкстона стал проект здания для Всемирной Лондонской выставки 1851 года — громадная конструкция из сверкающего стекла, получившая название Хрустальный дворец. Он был разработан буквально на коленке (Пэкстон делал первые наброски на промокашке во время деловой встречи) и стал продолжением оранжерейных идей Пэкстона. Столь грандиозное здание, поделенное на сегменты, с огромным количеством повторяющихся деталей — оконных переплетов, арок, балок, перекладин, стеклянных панелей, — самый подходящий объект для полносборного строительства.

Хрустальный дворец
Хрустальный дворец

Применение заранее изготовленных деталей оказалось абсолютно необходимым, поскольку выставочный комитет выделил на строительство очень мало времени. Только производством всех деталей не на самой стройке и подвозом их в Гайд-парк по мере необходимости можно было возвести здание выставки с нужной скоростью. Кованые железные балки изготовила компания Фокса и Хендерсона в Бирмингеме, она же поставила деревянные комплектующие с фабрики в Челси, две мануфактуры в Дадли, Уэст-Мидлендз, произвела чугунные колонны; стекло прибыло из мастерских Чэнса, также из Бирмингема.

Все детали специально доставили прямо на стройку и там сразу по прибытии монтировали. Вся работа заняла каких-то девять месяцев.

Хрустальный дворец — победа полносборного строительства. На его примере стало понятно, как строить здания из стандартных комплектующих в кратчайшие сроки и без срывов, какие возникают из-за «мокрых» строительных процессов. Эта историческая стройка заложила основы конструкции вокзалов, фабрик и других утилитарных сооружений будущего.

«...Эти светлые, чистые, легкие в обслуживании дома быстро нашли отклик в сердцах их обитателей» Питер Эшли, фотограф архитектуры. Из книги «Еще о лондонских диковинах»— о полносборном строительстве (2007)

Новые начинания

Некоторые промышленники, разделявшие видение Пэкстона, уже изготовились ловить возможности, предоставленные всей этой шумихой. Пэкстон только проектировал Хрустальный дворец, а тем временем предприниматель из Глазго Уолтер Макфарлейн уже готовил первый каталог полносборных построек — конструкций, собираемых преимущественно из металла и поставляемых в плоских коробках куда угодно, даже на окраины Британской империи. С тех пор и до наших дней полносборное строительство — от садовых навесов до жилых кварталов, от церквей из гофрожелеза до промышленных складов — применяется вовсю.

«Сборники»

В 1930-х гг. многие архитекторы, включая Вальтера Гропиуса, разработали массовое производство жилых домов из фабрично изготовленных комплектующих для сборки на месте. В Британии объединение усилий в этом направлении произошло после Второй мировой войны: нехватка жилья и обилие заводов, производивших до этого военные самолеты, стали ключевыми факторами развития этих строительных технологий. «Сборники» должны были изготавливаться на этих самых освободившихся заводах; жилье предполагалось временным — лет на десять-пятнадцать. Было построено несколько тысяч таких преимущественно алюминиевых или асбестоцементных хижин; населению они понравились — светлые и оборудованные по современным стандартам. Множество таких «сборников» просуществовало несколько десятилетий, а некоторые стоят до сих пор.

Вальтер Гропиус
Вальтер Гропиус

Типовое строительство

Понятие «типовое строительство» применяется к описанию процесса производства и доставки к месту возведения целых зданий или больших полносборных компонентов. Здания целиком или большие фрагменты их полностью изготавливаются на производстве, затем их необходимо лишь подсоединить к бытовым коммуникациям — и можно использовать. Многие жилые дома, заводы и школы строили таким способом, особенно в 1960–1970-е гг., когда эта строительная технология была популярна.




Поделиться ссылкой