Термин «Ренессанс» происходит от итальянского слова, означающего «возрождение»; оно случилось, когда художники отвернулись от Средневековья и взялись искать образец цивилизации в Древней Греции и Риме. Это течение возникло в Италии, но распространилось впоследствии по всей Европе, преобразив и архитектуру: готика осталась позади, а ей на смену пришли разнообразные формы классики.
Возрождение, одно из самых влиятельных культурных явлений в истории, началось в Италии, когда художники благодаря деньгам и поддержке состоятельных купцов, дворян и гильдий отвергли недавнее прошлое и обратились к классическим ценностям античного мира. В результате вместе с расцветом итальянских городов XV в. — в первую очередь Флоренции — произошла революция в живописи, скульптуре и архитектуре.
Изучение Древнего мира уже давно не было в новинку. Образованный класс, в основном священники и монахи, читал античных авторов и в Средние века, пользовался латынью и в своих изысканиях, и в международном общении. Но занимала их преимущественно философия и теология античных авторов. С Возрождением искусство этих авторов стали рассматривать и оценивать как таковое, само по себе.
В изобразительных искусствах эта смена взгляда привела к натурализму и новому «гуманизму», иными словами, возросла важность человека в системе вещного мира. Ценностей христианства при этом никто не отвергал. Вовсе нет. Однако художники и мыслители Возрождения признали: человек в силах привнести в мир нечто стоящее, а именно произведения искусства — достойные, гармоничные, прекрасных пропорций и так далее.
Этот ориентированный на человека подход развивался в союзе с успешными и вполне революционными теоретическими изысканиями, в том числе, в геометрической перспективе и пропорциях. Для архитектуры это означало возврат к некоторой разновидности классического стиля и пересмотр классических работ по зодчеству, пропорциям, декорированию, строительству и смежным предметам, в особенности — труда великого Витрувия.
Возрождение совпало с изобретением подвижных литер, и благодаря, в частности, этому работы Витрувия, в том числе переведенные и «дополненные» издания, стали широко доступны. Последние включали иллюстрации к оригинальному тексту, делая его яснее, шире и адекватнее целям XV в.
Помимо переводов античных были изданы и собственные работы многих художников, зодчих и ученых Возрождения, посвященные архитектуре и строительству. Первым свои труды опубликовал Леон Баттиста Альберти, великий архитектор, писатель, художник, математик и ученый, писавший также о живописи и скульптуре. Его труд «De re aedificatoria» («Десять книг о зодчестве», 1452 г., с дальнейшими переизданиями) состоял из десяти книг (как и работа Витрувия) и раскрывал темы в диапазоне от архитектурных планов до украшений и, конечно, ордеров. Кроме того, он, среди прочего, развивал идеи decorum, строительства в соответствии с предназначением здания, и civitas — городской цивилизации.
Из переизданий Витрувия и работ, подобных десятитомнику Альберти, возникли новые ключевые элементы стиля. Разумеется, в первую очередь теперь описали и проиллюстрировали ордеры, и архитекторы обзавелись наглядным словарем классического зодчества.
Поскольку Витрувий был римским автором, а Возрождение началось именно с Италии, в работах художников Возрождения появились все пять римских ордеров (тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный), а не исходная греческая тройка.
«...Краса, достоинство, изящество и тому подобное — такие свойства, что, если отнять, убавить или изменить в них что-либо, они тотчас же испаряются и гибнут» Леон Баттиста Альберти (1404-1472), «Десять книг о зодчестве» (1452), IX, гл. 5
К тому же в новых книгах приводились изображения построек, чей вид восстановили по текстам древних и уцелевших развалин. Как некогда вышло с ордерами, архитекторы обрели набор моделей и планов, на основании которых можно было создавать новые проекты — например, воплощать изображение античного храма в виде современной церкви. Случалось, что иллюстрации оказывались очень неточны. Но их геометрическая основа, комбинации планов и перспективные изображения давали архитекторам богатую пищу для размышлений и возможности приспосабливать античные идеи к современности.
Новое осознание классицизма и классических пропорций преобразило архитектуру, прежде всего — итальянскую. Первым великим архитектором итальянского Возрождения стал Филиппо Брунеллески, его самая знаменитая работа — грандиозный купол флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре. Другие здания, также спроектированные им во Флоренции, — например, изящная часовня Пацци или более монументальная базилика Святого Духа — воплощения классики. Альберти — другой великий архитектор раннего Возрождения, самые известные его постройки — кафедральный собор Темпио Малатестиано в Римини и обширная базилика Сант-Андреа в Мантуе с западным фронтоном в виде римской триумфальной арки. Такие сооружения вдохновляли следующие поколения и архитекторов итальянского Возрождения до конца XV в. и далее и строителей других стран: идеи Возрождения за несколько десятилетий распространились по всей Европе.
Читателям эпохи Возрождения книги Витрувия представлялись недостаточно упорядоченными, и поэтому многие писатели того времени брали из работ античного классика самое, на их взгляд, полезное и пытались сделать этот материал более складным. Альберти, к примеру, свой труд «De re aedificatoria» специально разбил на десять книг, осознанно подражая Витрувию. Однако Альберти расставил акценты иначе, нежели его римский предшественник, — ради пущей ясности и последовательности изложения собственных теорий. Альберти особенно подчеркивал важность трех ключевых свойств любой постройки, о которых говорил и Витрувий: польза, прочность, красота.
Еще Витрувий усматривал связь между ордерами и человеческим телом: дорический он уподоблял мужскому, ионический — женскому, а коринфский — девичьему. Теоретики Возрождения пошли дальше: они связали пропорции человеческого тела и геометрию — появился «витрувианский человек». Его изображали многие художники, однако самая красивая и чаще всего цитируемая версия — Леонардо да Винчи (справа). Позы и точные пропорции варьируют от рисунка к рисунку (иногда изображают ноги вместе, иногда врозь — поуже или пошире), но какой бы ни была геометрия, описываемая «витрувианским человеком», его узнаваемость показывает, насколько важным для идеальных пропорций Возрождения стало человеческое тело.