Романская архитектура

Дикие варварские племена будоражили всю Европу в течение нескольких веков. В конце концов они отреклись от язычества в пользу христианства, низвергли Рим и разрушили его. Не имея своих традиций и навыков каменного строительства, бывшие язычники вынуждены были обратиться за римским наследием к величественным руинам.

Романский стиль. Сопротивление римских традиций

На протяжении довольно долгого времени в западной части бывшей Римской империи шли междоусобные войны. Около X века наступил период относительного затишья. Начался романский период европейского Средневековья.

Термин «романский стиль» очень условный. Он появился в первой половине XIX века — когда были обнаружены общие черты у средневековой и римской архитектуры. Но романская архитектура имела более строгий вид, в котором не было места декоративным излишествам.

Замок в Вюртемберге
Замок в Вюртемберге, пример романского стиля в архитектуре

Церковь стала главным заказчиком и произведений искусства, и храмовых сооружений. Ее влияние на духовную жизнь того времени было практически безграничным. Одной из основных задач для архитекторов стало создание каменного, в большей степени монастырского храма. Постройки должны были отвечать всем требованиям церковной службы. Согласно новой христианской идеологии, храму полагалось быть «образом вселенной», символизирующим торжество новой религии.

Наружный вид романского храма очень суровый, простой и ясный. Главным его типом стала базилика. В плане это латинский крест. Суровость и мощь сравнительно небольших романских сооружений была обусловлена прежде всего заботой об их прочности. Строители ограничивались простыми массивными формами из камня, делая оконные и дверные проемы очень узкими. Любопытно, но именно в романскую эпоху появились первые витражи. Со временем храмы увеличивались в размерах, и внутренним помещениям потребовались дополнительные источники света. Для этого стали увеличивать окна и украшать их витражами.

Капитель (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны. Капители романских храмов украшались аллегорическими изображениями добра, зла и нечистой силы. Встречались и различные фантастические персонажи, значение которых остается неразгаданным.

Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если внешне он был скорее мрачным, похожим на крепость, то внутри должен был напоминать о Царстве Божьем. Фресками покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры и колонны, причем особенно прихотливо и разнообразно украшались капители. Здесь можно было увидеть сцены из Священного Писания, Житий святых, персонажей светских литературных произведений. Зло часто изображалось в виде нечистой силы. И почти всегда капители были украшены растительным или животным орнаментом. А подчас, как и в книжных миниатюрах, верхние части колонн украшались причудливыми дролери — гротескными изображениями фантастических существ.

Символика романского храма. По радуге в небо

В романском храме нет ничего случайного. Каждая деталь и каждый конструктивный элемент имеют глубокий смысл. Суровые сооружения были разделены на три части: притвор, или нартекс; корабли, или нефы; алтарь — как предписывала идеология христианства. При этом части храма символически уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам — или телу, душе и духу.

Восточная — алтарная — часть храма символизировала рай и была посвящена Христу. Западная — ад и предназначалась сценам Страшного Суда. Северная олицетворяла смерть, мрак и зло. А южная была отдана Новому Завету.

Романские капители собора монастыря Сан-Доминго в Силосе
Романские капители собора монастыря Сан-Доминго в Силосе, Бургос. Конец XI в.

Символика храма разрабатывалась на основе Священного Писания. В повествовании было сказано, что Христос есть «путь, истина и жизнь». По этой причине проход верующего от западного портала — входа в храм — к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю.

Интересно, что в романских соборах вход, или портал, устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Впрочем, заходя в христианский храм, каждый мог быть уверен, что в какую бы сторону он ни шел, он непременно придет к свету и Богу.

Таким образом, самыми важными пунктами на символическом пути верующего в храме становились начало пути — портал и цель этого пути — престол. Форма средневекового портала уже сама по себе символична. Квадрат двери, перекрытый полукруглым тимпаном, похожим на арку, символизировал землю, перекрытую небом. Арка напоминала радугу, а по средневековым понятиям радуга — мост между землей и небом.

Входной портал символизировал силу и могущество, переход из мирской жизни в священную. Круглое окно на фасаде над порталом, которое назвали розой, появилось уже в романское время и часто символизировало солнце, Христа или Деву Марию, про которую говорилось, что она — «роза без шипов».

Романская архитектура сыграла очень важную роль в развитии западноевропейского искусства. Этот стиль, живший сравнительно короткое время, подготовил переход к следующей, более высокой ступени средневековой художественной культуры — к искусству готики.




Поделиться ссылкой