Как уже говорилось, истоки новых тенденций в архитектуре XX в. следует искать в архитектуре второй половины XIX – начала XX в. С особой силой новые тенденции заявляют о себе в 1920-е гг. Новые, авангардные течения (как в архитектуре, так и в других видах искусства) получили название «модернизм». Его временные рамки – 20–30-е годы, но принципы модернизма настолько прочно вошли в современную жизнь, что используются до сих пор.
Одно из современных направлений в архитектуре – хай-тек – считается продолжателем модернистских тенденций.
В рамках модернизма существовало два основных направления: одно определял откровенный техницизм, другое получило название «органическая архитектура». Новый стиль распространился в разных странах, почему его назвали интернациональным стилем. Многие авторы прежде всего стремились к функциональности построек; для них были важны не столько эстетические качества, сколько утилитарные. Те, кому важна была и эстетическая составляющая произведений, создавали новую эстетику. Они стремились показать художественную выразительность конструкций, искусственных и высокотехнологичных материалов – таких как сталь, железобетон, стекло. Они оперируют простыми формами, на игре которыми складывается новый образ, новый стиль. Увлеченные авангардными, революционными идеями, архитекторы хотят создать новую реальность, любопытную среду обитания. Активно разрабатываются проекты новых типов сооружений, жилых блоков, домов коммун, города-сада, рассматривается вопрос зонирования жилых пространств и городских территорий. Одной из задач становится создание типовой архитектуры, строительство зданий, которое можно было поставить на поток и легко обеспечить за счет средств современной промышленности.
В 1960-х гг. модернизм, уже изживающий себя, стал вытесняться новым явлением в современной культуре, получившим название «постмодернизма». Как и модернизм, он включает ряд направлений, подчас противоположных друг другу. Принципы постмодернизма лежат в основе современной культуры. Постмодернизм возрождает интерес к стилям и направлениям прошлого, в том числе XX в. В отличие от историзма XIX в. он предполагает не воссоздание того или иного стиля, а творческое его переосмысление в контексте современной архитектуры. Элементы стилей прошлого выполняются в высокотехнологичных материалах и зачастую служат лишь дополнением к современным в своей основе архитектурным формам.
В постмодернизме развиваются и направления, близкие абстрактному искусству, также предполагающие широкий спектр ассоциаций. Одно из них – деконструктивизм. В его эстетике нашли отражение многие проблемы современной урбанистической культуры. Представители этого направления отвергают привычные законы архитектуры (так, они пренебрегают законами тектоники), опираются на интуитивное, а не рациональное начало.
Во многих сооружениях присутствует конфликтное начало, в том числе в характере связей с окружающей средой. Они выражают напряженные ритмы и сложные, многоуровневые взаимоотношения в современном обществе. Деконструктивизм (что соответствует его названию) избегает прямых линий и гармонически целостной, определенной картины мира.
Уже в самом названии выявлена главная задача представителей этого направления: соответствие здания его функциям, исключительно рациональный подход. С учетом этого проектируются его планировка и формы. Но когда был создан стандартный набор общих базовых правил, он не всегда согласовывался с климатическими особенностями и жизненными реалиями. Функционалисты предусматривали вариации внутри предложенной ими схемы, но в целом их стиль был ориентирован на стандартизацию в строительстве. Многие их идеи оказались утопичными, но многие, напротив, прочно вошли в современную архитектуру.
Конструктивизм – направление в советском искусстве 1920-х гг. В своих формальных поисках он близок другим авангардистским направлениям и абстрактному искусству. Также он воспевает новые материалы, возможности современных технологий. Для конструктивизма характерны прямые линии, прямые углы, сухие строгие геометризованные формы, лишенные декора, плоские крыши. Во внешнем облике, как правило, выявляются каркас здания, его структура. В зрелом конструктивизме преобладают обширные стеклянные поверхности, практически заменяющие стены, сопоставленные с железобетонной стоечно-балочной конструкцией. В стремлении к соответствию постройки ее назначению конструктивизм близок функционализму. Эта архитектура – триумф технического расчета.
Увлечение конструктивистов темой современной техники сказалось здесь и в выборе планировочного решения, напоминающего кусок шестеренки. Один из лучших архитекторов направления – Константин Мельников: в 1929 г. он создал многофункциональное здание, интерьеры которого изначально могли трансформироваться за счет раздвижных стен. Игра геометрическими объемами сопоставима с поисками кубистов в живописи и скульптуре.
Частный загородный дом (арх. Ф.Л. Райт, 1936–1939) построенный над водопадом отличный пример здания, органично вписанного в окружающий ландшафт. Райт продумал до мелочей не только архитектуру главного дома и служебных зданий, но и дизайн интерьера, в том числе мебели. Он создал целостный ансамбль, который можно включить в число лучших архитектурных ансамблей, но добился новыми, современными средствами. Наряду с камнем архитектор широко применил железобетон. Расположенные на различной высоте плиты образуют асимметричные выступы, что придает композиции живописность и позволяет сопоставить ее с природой и связать с ней. Плиты можно сравнить с уступами скал, а свободное пространство между панелями, как и значительные по площади остекленные поверхности, способствуют активному взаимодействию здания с окружающей средой. В интерьере гостиной принцип живой органики определяет свободное перетекание пространства и использование раздвижных перегородок.
Параллельно с этими современными направлениями и XX, и XXI вв. продолжают обращаться к классике. Особую популярность неоклассика обрела в странах с тоталитарным режимом – СССР (сталинский ампир), Италии, Германии. В СССР эти идеи обогащаются обращением к национальным художественным традициям, а также к историческим стилям прошлого. Причем происходит это еще до наступления эры постмодерна. Здесь рано подверглась критике безликость интернационального стиля, что, правда, не помешала новому обращению к нему в массовом строительстве, начиная с 1960-х гг.
В рамках нового синтеза были созданы подлинные шедевры архитектуры XX в., большинство которых несут жизнеутверждающее, позитивное начало. Главное здание Московского государственного университета – одна из семи знаменитых сталинских высоток Москвы (арх. Б. Иофан, Л. Руднев и др., 1949–1953). Высота главного корпуса – 240 м, здание включает 34 этажа. Композиция построена по принципам симметрии. Башнеобразные объемы делают здание стройным и элегантным, сообщают ему динамику. Вынесенные вперед боковые крылья и центральная часть вместе с выступающими участками стен и варьированием размеров окон привносят разнообразие в математически строгую композицию фасадов. Здание дополняют элементы классической и готической архитектуры, а также монументальная скульптура в традициях реализма (скульптор В. Мухина).
Ансамбль Выставки достижений народного хозяйства был спроектирован еще в 1930-е гг. (арх. В. Олтаржевский), но в послевоенное время претерпел изменения. Большинство его зданий построены в начале 50-х. Среди немногих первоначальных сооружений – Северный вход, в котором еще есть отголоски конструктивизма и одновременно появляется интерес к классическому наследию.
Регулярный в своей основе парк также говорит об обращении к традициям классики. Его фонтаны («Каменный цветок», «Дружба народов») можно поставить в один ряд с лучшими образцами прошлого.
Широкое обращение к классицизму и другим стилям прошлого, а также национальным мотивам характерно для оформления станций московского метро 1940–1950-х гг.: подземный вестибюль станции метро «Комсомольская» (арх. А. Щусев, В. Кокорин, 1952) оформлен в стилистике московского и украинского барокко, а в его величии и размахе есть многое от принципов ампира.
Постмодернизм в архитектуре представляет собой совокупность течений, зародившихся в 1960-х гг., пришедших на смену господствовавшему модернизму. Расцвет стиля начался с 1980-х и продолжается по сей день. Одним из представителей постмодернизма в архитектуре является американский архитектор Чарльз Мур. Как и другие архитекторы постмодернизма, Мур, использует мотивы из исторических стилей прошлого и одновременно придает им современную, почти китчевую окраску. Мур приближает формы к современным материалам и восприятию, используя современные материалы, и иную цветовую гамму. Ансамбль содержит ряд провокаций: так, триумфальная арка ведет всего лишь в ресторан. Тем самым автор дерзко приземляет классический образ, привносит момент гротеска.
Деконструктивизм в архитектуре – направление, сложившееся в начале 1980-х гг. На развитие стиля повлияли многочисленнее научные открытия XX в. и изобретение новых строительных материалов и технологий работы с ними. Пластические концепции были заимствованы из русского конструктивизма.
Это одно из направлений современной архитектуры зародилось еще в 1970-х гг., но многие его идеи восходят к архитектуре начала XX, и даже второй половины XIX в. Так, английский архитектор Н. Фостер считает своим кумиром русского инженера и архитектора В. Шухова, активно используя в своем творчестве его идеи сетчатых конструкций. Хай-тек во многом продолжает традиции авангарда, конструктивизма и функционализма с их стремлением утвердить красоту инженерных конструкций, внедрять современные материалы, ставить на первое место функциональность построек, не использовать какой бы то ни было декор. Сам термин переводится как «высокие технологии». Абстрактные геометризованные формы зданий зачастую перекликаются с образами современной техники. Такое впечатление усиливают материалы – серебристый металл, стекло.
Это одно из направлений постмодерна в архитектуре, главная особенность которого – подражание природным, естественным формам, позволяющее соединить здание с окружающей средой. Если хай-тек больше продолжает идеи конструктивизма, то бионика – органической архитектуры.
Бионика в переводе с греческого означает «живущий». Изучив строение и способ жизни растений и животных, архитекторы применяют в инженерных сооружениях те же принципы. До сих пор среди исследователей не существует единогласного мнения, творчество каких архитекторов следует отнести к направлению «живой архитектуры». И все же основоположником бионики можно считать Антонио Гауди, еще в XIX столетии построивший первые уникальные дома.
Строительство Московского международного делового центра «Москва-Сити» началось. в 1998 г. Первыми построенными объектами стали «Башня 2000» и торгово-пешеходный мост «Багратион» через Москва- реку. Затем поднялись и другие высотные сооружения. Строительство продолжается и в наши дни. Москва-Сити – это зона деловой активности, где объединены бизнес, апартаменты для проживания, гостиницы и досуговые учреждения. Кроме того, это крупный транспортный узел. Рядом находятся станции метро «Выставочная», «Международная», «Деловой центр».