Индия – одна из древнейших очагов цивилизации на планете. Архитектура Древней и средневековой Индии – яркое и глубоко самобытное явление. В архитектурных формах индийских зданий нашли отражение и пышная природа этой страны, и местные представления о космосе, мироощущение индийцев.
Главной сферой в архитектуре Индии было культовое зодчество. Древнейшие сооружения Индии были из дерева и до наших дней не сохранились. Но впоследствии, как это часто бывало, их формы были повторены в камне. Основной акцент, как правило, ставился на наружном облике храма. Но в целом ряде архитектурных памятников можно видеть и прямо противоположную ситуацию, когда сооружение имеет развитый, богато оформленный интерьер, но снаружи его архитектурные формы никак не выявлены. Это касается скальных монастырей и храмов (пещерные храмы Карли и Аджанты).
Индийская архитектура тесно слита с природой, наделена ее органикой. Другая важная особенность – скульптурность архитектурных форм, их повышенная пластичность. Скульптура и архитектура сливаются в индийских зданиях в нерасторжимое целое. Причем доминирует в ансамбле именно скульптура. Щедро покрывая здание сплошным ковром, она скрывает, обволакивает его формы, нивелирует детали конструкции. В оформлении таких храмов нашли отражение представления индуизма – древнейшей и наиболее распространенной религии Индии. На некоторое время индуизм потеснил буддизм, возникший в Индии в ок. VI в. Буддистские храмы, в противовес индуистским, отличали значительная строгость и ясность архитектурных форм, как бы очищенных от всего лишнего и суетного.
Такая архитектура словно воплощала представления о совершенном и светлом мире нирваны. Однако к X в. происходит возврат к старым языческим верованиям и традициям, оказавшимся невероятно живучими. Буддизм, тем не менее, сохранялся, и, соответственно, строились и буддистские сооружения. Впоследствии ряд индийских регионов оказался приобщен к мусульманской культуре. Шедевром архитектуры нового типа стал мавзолей Тадж-Махал близ Агры. Его архитектура – совсем иного типа, нежели традиционная индийская, а потому и не рассматривается в данной главе.
Одним из ведущих типов буддийских сооружений Индии стали ступы. Ступа представляла собой монолит; небольшой реликварий находился наверху этого сооружения. Ступы строили на платформе и окружали двором. Но также их возводили внутри пещерных храмов чайтий. Прототипом формы ступы стал, как и у древнеегипетских пирамид, погребальный курган. Но если у египтян он символизировал первый холм земли в мировом океане, над которым взошло солнце, то здесь это образ Вселенной и небесного свода. Неслучайно в своей основе ступа имеет форму, близкую к сферической. Террасы, лестницы, ведущие во двор ворота организованы по сторонам света.
Однако башнеобразные формы имели и индуистские храмы. Это и образ священной мифической горы Меру, и образ гармоничного, разумного устройства Веселенной. Архитектурные формы индуистских храмов необычайно пластичны, почти скульптурны. Они плотно покрыты скульптурным и архитектурным декором, с которым составляют нерасторжимое целое (храмы действительно могли представлять собой монолиты, но могли и строиться из отдельных камней). Индийские храмы воздействуют на зрителя как своим расточительно щедрым декором, так и пластически цельным силуэтом. Как и герои индийской скульптуры, храм имеет сильное, пластичное тело. Но, как этого требуют общие законы архитектуры, храмовые формы подчинены логическому, упорядочивающему началу, согласно которому организуется и сам скульптурный декор. С появлением исламского влияния с запада, индийская архитектура адаптировалась под новые религиозные традиции. Фатехпур-Сикри, Тадж-Махал, Гол-Гумбаз, Красный Форт – типичные архитектурные сооружения этой эпохи. В период британского колониального господства в Индии появились такие архитектурные стили, как индо-сарацинский и и неоготический. Мемориал Виктории и Вокзал Чхатрапати Шиваджи — наиболее яркие примеры. Современная индийская архитектура более космополитична.
Мавзолей Тадж-Махал, расположенный в городе Агра, — это одна из самых известных достопримечательностей всего мира. Сооружение было возведено Шахом Джаханом в память о своей жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Строительство этого чуда длилось годы (началось в 1632 г., закончилось в 1653 г.), были задействованы тысячи мастеров и ремесленников, работал целый совет архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахаури. К 1648 г. основной мавзолей был завершен, а прилегающие строения и сад были закончены лишь через пять лет. Тадж-Махал – это великолепный пример стиля Моголов, который сочетает в себе персидские, исламские и индийские архитектурные элементы.