Руины древнего города Микены

Микены стояли у истока античной цивилизации. Этот город как мостик между еще архаичной, но очень яркой минойской цивилизацией и развитой, ушедшей далеко вперед Античностью Сократа, Перикла, Софокла…

Вид на микенские руины
Вид на микенские руины

Сегодня известно, что жителями Микен были ахейцы, предки древних греков, которые пришли на территорию Греции в начале II тыс. до н. э., а уже к XIV–XI вв. до н. э. смогли развить богатую цивилизацию, которая переняла много у своей соседки — цивилизации минойской — и поглотила ее. Микены были культурным и политическим центром ахейцев до самого конца существования этой цивилизации.

Руины некогда культурного и политического центра ахейцев
Руины некогда культурного и политического центра ахейцев

Развалины этого города расположены на востоке полуострова Пелопоннес, что на юге современной Греции. Область эта и в древности, и сейчас называется Арголида. Руины находятся относительно недалеко от других центров Древней Греции: в 11 км южнее — Аргос, в 48 км северней — Коринф, в 90 км северо-восточней — Афины. С холма, где располагался дворец, взору открываются великолепные пейзажи: горы, холмы, сады и виноградники. Не зря древние ахейцы выбрали это место для основания города: кажется, что воздух здесь наполнен энергией и силой гор. Помимо руин древних Микен здесь остались шахтные гробницы, захоронения за пределами городских стен и дворец.

Город этот был открыт последним романтиком археологии Генри Шлиманом в 70-х гг. XIX в., и с этого момента об историческом значении этой местности стало напоминать не только название ближайшей деревушки Микинес, но и массовые раскопки, начатые Шлиманом.

Генрих Шлиман
Генрих Шлиман

Что искал и что нашел Шлиман

Прежде всего следовало бы сказать несколько слов о Генрихе Шлимане (1822–1890), немецком коммерсанте. Не имея исторического образования, основываясь только на тексте поэмы Гомера и описаниях Греции Павсания (греческого писателя II в. до н. э.), он жаждал археологических открытий. Именно Шлиман обнаружил развалины двух городов, упомянутых в «Илиаде» Гомера, — Микен и Трои.

На Микенах Шлиман производил раскопки в надежде отыскать гробницу Агамемнона — героя «Илиады», правившего армией ахейцев, двинувшихся на Илион (Трою). Впрочем, в Микенах он не нашел, что искал, но его находки были впечатляющими. Шлиман открыл пять царских захоронений с останками девятнадцати умерших, многочисленными предметами из золота и серебра (вазами, украшениями, погребальными масками). Художественные достоинства и историческая ценность находок тогда поразили весь ученый мир. Даже сам Шлиман записал впоследствии: «Все музеи мира, вместе взятые, не обладают и одной пятой частью микенских богатств».

Микенские украшения, найденные Шлиманом
Микенские украшения, найденные Шлиманом

Что и говорить, могилы были буквально набиты золотом. Но для Шлимана важно было не золото, он считал, что нашел маски царской семьи Агамемнона и его близких, и все, казалось, говорит об этом: и число могил, и количество погребенных (17 человек: 12 мужчин, 3 женщины и 2 ребенка), и роскошь положенных в них предметов... Ведь богатство столь огромно, что собрать его мог только царский род. Шлиман не сомневался в том, что маска человека с бородой закрывала лицо именно самого Агамемнона.

Позднейшие исследования (уже после смерти Шлимана) показали, что маска была сделана почти за три столетия до рождения Агамемнона. Однако до сих пор она ассоциируется со знаменитым микенским царем и даже носит его имя. Шлиман сделал потрясающие открытия, пустившись вслед за легендами, не подкрепленными фактами. А легенд этих, связанных с Микенами, было предостаточно.

Маска Агамемнона
Маска Агамемнона

Микены, выросшие из мифа

Основание любого крупного древнегреческого города связано с каким-нибудь героем. В случае с Микенами это Персей — сын Зевса и Данаи, отрубивший голову медузе Горгоне и оседлавший Пегаса.

Персей — легендарный основатель Микен. Статуя работы С. Боттичелли, XVI в., Флоренция
Персей — легендарный основатель Микен. Статуя работы С. Боттичелли, XVI в., Флоренция

По одной версии, Персей основал Микены, потеряв в окрестностях будущего города наконечник (по др.-греч. слово звучит «микес») меча, по другой гипотезе, нашел гриб (по др.-греч. тоже звучит «микес») и напился воды из него. Греки считали, что среди развалин Микен есть источник Персея, который бьет там поныне.

Хотя Персей и основал город, строительство Микен приписывали гигантским одноглазым великанам циклопам. И правда, глядя на массивные древние стены, не верится, что их могли воздвигнуть люди. Кстати, любую кладку из грубо вытесанных глыб огромного размера принято называть циклопической.

Камни микенских стен
Камни для микенских стен, по преданию, таскали циклопы

Еще много сказаний связано с Микенами. Так, династию потомков Персея сменил род Пелопса (Агамемнон тоже был из этого рода), проклятый за подлость и жадность, что вылилось в итоге в нескончаемые несчастья для всего рода.

Клитемнестра (жена Агамемнона) вместе с любовником Эгисфом прирезали мужа, привезшего, кстати, из Трои не только доставшееся Шлиману золото, но и возлюбленную Аполлона, прорицательницу Кассандру. Деяние ревнивой царицы было отмщено ее сыном Орестом, убившим и любовника, и свою мать (по наущению дочери Клемнестры и его сестры Электры). Ворота, через которые он убежал из Микен, совершив убийство, и поныне стоят у входа в Микены и называются Львиными воротами. За это преступление он был наказан древнегреческими богинями эриниями, но это уже другая история.

Аттическая краснофигурная ваза. Орест, убивающий Эгисфа, оборачивается на убегающую Клитемнестру
Аттическая краснофигурная ваза. Орест, убивающий Эгисфа, оборачивается на убегающую Клитемнестру
Львиные ворота у входа в Микены
Львиные ворота у входа в Микены — первое геральдическое изображение в истории Европы

Хотя мифы и рассказывают о несчастьях царской семьи Микен, судя по оставшимся нам археологическим свидетельствам, жили они хорошо и богато, ну а если между ними и были какие ссоры, все давно покрыто пеленой исторического забвения, и все, что нам остается, — строить догадки.

Микенские гробницы

О том, как жили (и умирали) микенские цари и князья, могут рассказать гробницы, в которых их хоронили. Они найдены Шлиманом при раскопках 1874– 1876 гг. Шахтовые гробницы поражают как богатствами, помещенными внутри, так и архитектурой.

Шлиман думал, что они принадлежат царским легендарным семьям. Эти гробницы и поныне носят названия мифических владельцев: гробница Клитемнестры и Агамемнона, сокровищница Атрея. Впрочем, сегодня археологи подвергают сомнению факт принадлежности этих гробниц именно им, но названия менять не стали.

Купол изнутри сокровищницы Атрея
Купол изнутри сокровищницы Атрея

Эти гробницы, или, как их еще называют, толосы, представляют собой круглые в плане подземные помещения (камеры), перекрытые ложным куполом, который образуется за счет того, что каждый следующий верхний ряд камней выступает над нижним.

Подобную конструкцию имеют и ложные своды, перекрывающие коридоры в крепостных сооружениях, во многих городах той эпохи, соседствующих с Микенами (Тиринф, Фивы, Пелос). По сути, эти гробницы представляют собой большие каменные колодцы на территории, впоследствии обнесенной стеной.

Внутри гробницы
Внутри гробницы
Вход в гробницу Агамемнона
Вход в гробницу Агамемнона

Среди гробниц наиболее известна сокровищница царя Атрея, расположенная за стенами города. Ее диаметр — 14 м, а высота купола достигает 13 м. Длинный коридор, ведущий в гробницу, высечен в скале и образуется колоннами с богатым орнаментом и перемычкой.

Предметы, что были найдены в гробницах, относятся к так называемому переходному от среднеэлладского (2100– 1600 гг. до н. э.) к позднеэлладскому (1500–1100 гг. до н. э.) периоду и указывают на связь между Грецией и Критом в середине II тыс. до н. э.

Царская диадема из гробницы (около XVI в. до н. э.)
Царская диадема из гробницы (около XVI в. до н. э.)

На лицах нескольких погребенных были маски из чеканного золота. В могилах найдено множество сокровищ: предметы из золота, серебра и бронзы, в том числе ювелирные изделия, мечи, чаши, кольца, золотые диски и пластинки с чеканкой или тиснением на них в виде осьминогов. Были здесь и бронзовые кинжалы с рукоятками из чеканного золота и рисунками на клинках, выполненными в технике золотой и серебряной инкрустации. На двух довольно художественно изображены сцены охоты.

В период, когда сооружались гробницы, микенское общество переживало существенный подъем. Богатство шахтовых гробниц свидетельствует о большом развитии этой культуры во время перехода к позднеэлладскому периоду. Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое использование — явный пример уже происшедшего отделения труда ремесленников от земледельцев. Наличие некоторых вещей говорит о широких связях, возможно, торговых, с отдаленными странами (Египет занимал лидирующую позицию). Впрочем, все археологические данные указывают именно на местное происхождение микенской культуры.

Украшение из микенской гробницы
Украшение из микенской гробницы

Находки из гробниц многое способны рассказать о той цивилизации. Но можно взглянуть на микенское общество и с другой стороны, основываясь на письменных источниках.

Творчество Гомера как исторический источник

Успехи Шлимана, вооруженного поэмами Гомера, и археологические находки, накопленные в течение 150 лет, дают основание рассматривать творчество древнего поэта в качестве исторического источника, правда, с учетом того, что Гомер мог сам что-нибудь придумать (ведь он жил на несколько столетий позже описываемых событий) или это могли сделать переписчики.

Гомер
Гомер, оставивший нам описание ахейского общества

Состояние микенского общества обрисовано с замечательной яркостью и полнотой в так называемых гомеровских поэмах, которые к началу VIII в. до н. э. уже существовали приблизительно в нынешнем виде. Создание «Илиады» и «Одиссеи» относится приблизительно к X–IX в. до н. э. Распределить содержащийся в поэмах исторический материал по конкретным эпохам и периодам нет никакой возможности. Главная часть текста принадлежит временам автора. Впрочем, с известной долей допустимости можно нарисовать себе портрет «среднестатистического» ахейца той эпохи и ахейского общества, ставшего прототипом античного эллинского общества.

Следует отметить, что ахейское общество менее архаично и уклонения от нормы отношений в ту или другую сторону здесь чаще и уже менее критичны. Однако исконные обычаи обладают большой силой и охраняются самими богами. Имеет значение общественное мнение. Еще остаются пережитки родового строя, особенно в семейных и частно-правовых отношениях, однако городская община уже сложилась, а управление ею распределено между единоличным вождем, советом старейшин и народом (чем не прототип настоящей афинской демократии!). Если от народа требуется покорность вождю, то и для вождя обязательны забота о народе, справедливость в решении дел, храбрость в военном деле, мудрость советов и красноречие в мирное время.

Гомеровское общество весьма неоднородно по составу: в нем особенно различаются люди простые и знатные, кроме свободных есть рабы. Между людьми свободными наблюдаются различия по состоянию и роду занятий. Взаимные отношения между господами и рабами не такие жесткие и даже носят отпечаток патриархальной простоты и близости. В отношениях между мужчиной и женщиной замечается больше равноправия, чем это было во времена Античности (вспомним хотя бы фривольное поведение Клитемнестры).

Несколько веков отделяют античную цивилизацию от микенского общества «Илиады» и «Одиссеи». Как бы перекликаясь с образами, что были созданы этой цивилизацией на золотых кубках, кинжалах, украшениях и, вероятно, во множестве безвозвратно погибших других произведениях искусства, гомеровские стихи воссоздают невероятно реальный образ той эпохи, дополняемый живой поэтической образностью древнего гения.

Как добраться

Из Москвы в Афины организован прямой рейс (Aeroflot, от €330) или с пересадками, что выйдет немного дешевле (Air Moldova/ Malev, от €200/250). Далее отправляйтесь на автобусе до города Нафплион (около €15), который станет промежуточным пунктом на пути к деревне Микинес (до €5).

Заключение

Микены выросли на месте деревушки и в течение нескольких столетий после упадка Кносса были настоящей европейской столицей своего времени. Находки в гробницах указывают на то, что богатства сюда стекались со всех сторон. Это был крупный культурный, административный и экономический центр.

Впрочем, военные походы дорийских племен из северных областей Балканского полуострова около 1100 г. до н. э. приводят микенскую культуру в упадок. Но в отличие от минойской куль туры, не оставившей особых «побегов», микенская культура не гибнет полностью. Часть ее населения переселяется в Афины, называвшиеся тогда Кекропией: там люди пытаются устоять перед натиском дорийских племен. В Афинах собрались беглецы из Микен, Тиринфа и Пилоса (крупнейших городов микенской цивилизации), и их знания стали основой будущего расцвета Аттики. С падением ахейских государств и приходом племен греков-дорийцев завершается и история яркой эгейской цивилизации (минойской и микенской) и начинается история античной культуры.




Поделиться ссылкой