Скульптура эллинизма

Скульптура эллинизма

Эпоха эллинизма охватила период с 330-х гг. до н.э. до 30 г. н.э. Для скульптуры этого периода характерна увеличивающаяся индивидуализация образов, большая рельефность с передачей света и тени, разительный контраст в изображениях богов и людей. Если в 5 в. до н.э. древнегреческие скульпторы изображали богов максимально похожими на людей, то в эпоху эллинизма боги приобретают монументальный характер (Колосс Родосский), а люди изображаются немного приниженными и беспомощными.

В эпоху эллинизма наиболее популярны были портреты, монументальная пластика и скульптура жанрового характера. Для скульптурных портретов характерно изображение, с одной стороны, сильных и волевых людей (правителей, полководцев), а с другой – философов и поэтов, размышляющих о противоречиях действительности. В образах и тех, и других отразились эмоциональное напряжение, драматизм и динамика. Скульптору Лисиппу удалось передать душевные переживания героев.

Шедеврами монументальной пластики эпохи эллинизма были колоссальные статуи, многофигурные группы и огромные рельефные композиции, которые украшали стены акрополей и храмов. Кроме характерной для всего древнегреческого искусства мифологической тематики, в рельефах и скульптурах встречаются исторические сюжеты.

Жанровая, или бытовая, скульптура еще только начала развиваться в эпоху эллинизма. Ее отличала поверхность и мелочность сюжетов и образов, она носила скорее развлекательный характер, чем стремилась отобразить окружающую действительность. В этот период появилась садовая скульптура, применявшаяся для украшения парков.

В эпоху эллинизма скульптура значительно расширила арсенал средств художественной выразительности, хотя и потеряла некоторые черты классического стиля. Скульпторы эллинизма научились передавать различные эмоции, движения, строили сложные композиции для многофигурных групп и рельефов, пытались создать скульптуры, которые можно рассматривать с различных точек зрения.




Поделиться ссылкой