«Фотография должна быть, по меньшей мере, четкой.»
Сунил Джанах, индийский фотограф
Некоторые фотографии впечатляют своей четкостью. Другие же могут привлекать художественным «размытием». Главное преимущество собственных настроек камеры в том, что для воплощения творческой задумки в каждом случае можно использовать разные параметры. И то, какая область снимка выглядит четкой, а какая — размытой, играет очень важную роль в восприятии фотографии зрителем.
И выдержка, и диафрагма, и светочувствительность (ISO) регулируют то, какое количество света в итоге попадет на матрицу цифровой камеры или на пленку и будет зафиксировано. Но зачем нужны целых три параметра, если, по сути, они влияют на одно и то же? Это сделано не просто так. Не зря уже двести лет лучшие специалисты мира создают все новые и новые фотоаппараты для расширения творческих возможностей авторов снимков. В основе всей фототехники лежат эти три главных параметра. Они рождают искусство.
Выдержка влияет на то, насколько четким или размытым будет на фото объект съемки. Если в интервале между открытием и закрытием затвора объект или сама камера быстро сдвинутся в пространстве, снимок будет смазанным. Если не сдвинутся — четким. Здесь все просто.
Диафрагма же влияет на другое, а именно на ГРИП — глубину резко изображаемого пространства. Проще говоря — на глубину резкости. Не уходя в технические точности определения, постараемся понять, что это значит.
На каждой фотографии есть часть, которая получилась наиболее четкой, она называется фокус. Обычно на ней расположен главный объект съемки. Остальной же фон в той или иной степени размыт. Это придает кадру объем, а зрителю — понимание того, как расположен в пространстве объект съемки. Обычно то, что находится в плоскости перед главным объектом, размыто, затем четко заметен сам объект в фокусе, и в плоскости за ним — также фоновое размытие. И насколько сильно будет размыт фон, зависит от того, насколько сильно открыта диафрагма.
Здесь действует простое правило — чем больше открыто отверстие диафрагмы, тем сильнее размывается фон. Например, портрет человека, на котором четко видно его лицо, а фон очень сильно размыт, обладает большой глубиной резкости. А пейзаж, на котором почти все части фотографии одинаково резки,— небольшой ГРИП.
Чем ближе объект съемки к фотографу, тем больше будет размыт фон. На возможность увеличения ГРИП также влияет размер отверстия диафрагмы. Поэтому качественный светосильный объектив ценится, в том числе и потому, что с его помощью можно очень сильно размыть фон, что придает снимку особый шик.
«Что толку в глубине резкости, если не испытываешь глубоких чувств?» (Юджин Смит, американский фотожурналист)
Оба параметра — и выдержка, и диафрагма — регулируют количество проходящего сквозь объектив света. Поэтому и настраивать их нужно в сочетании друг с другом. Чем больше открывается диафрагма, тем больше света она пропускает. Значит, значение выдержки должно быть уменьшено, иначе есть риск пересветить фотографию и даже получить абсолютно белый кадр. Оба параметра, как сообщающиеся сосуды, взаимосвязаны и должны регулироваться вместе: где-то убыло, где-то прибыло.
Только в случаях крайне низкой или крайне сильной освещенности (ночью или при ярком свете) возможности выдержки и диафрагмы максимально направлены на обуздание света. Например, ночной пейзаж требует максимально открытой диафрагмы и длинной выдержки, а съемка на солнцепеке — сверхкороткой выдержки и почти закрытой диафрагмы. При этом не стоит забывать и об ISO— светочувствительность в первом случае должна быть повышена, а во втором — выставлена на минимальное значение.
Глубина резкости меняется в зависимости от того, насколько открыто отверстие диафрагмы
Четкая и резкая область на фотографии выделяет самое главное. И расположена эта область может быть где угодно, а не только в центре снимка. Сейчас практически у всех камер и объективов есть автофокусировка. Это вспомогательный «автопилот» для тех, кто может промахнуться при ручной настройке.
Для выбора нужной области в цифровых зеркальных фотоаппаратах существует специальная точка фокусировки. Ее можно заметить, если посмотреть в видоискатель камеры. С помощью кнопок эту точку можно передвинуть так, чтобы она соответствовала главному элементу кадра.
Компактные камеры обычно не дают этой возможности и сами выбирают, что является главным объектом. Они даже могут определить, где на фото расположены лица людей для лучшей проработки этих областей. Это не значит, что «мыльницы» плохие. Это значит, что в них творчеством занимается программа, вложенная создателями, а не сам фотограф.
Смазывание изображения при большой выдержке фотографы неформально называют «шевелёнка». Для минимизации этого эффекта в современные фотоаппараты, видеокамеры, бинокли и телескопы встраивают стабилизаторы изображения