«Наименее ценное, что вы можете сообщить фотографу,—это то, что вам нравятся или не нравятся его работы.»
Дэвид Бэйли, британский фотограф
О вкусах не спорят. Но о вкусах в фотографии споры не утихают с момента ее появления! Снимки могут нравиться и не нравиться по разным причинам. Оценка мастерства фотографа происходит на всех возможных уровнях: начиная с фото на документы, заканчивая работами великих мэтров, продающихся на аукционах с мировыми именами. А для начинающего фотографа в первую очередь важно то, понравятся ли его снимки друзьям и близким, сколько лайков они соберут в социальных сетях, будет ли его зарождающийся талант, в конце концов, оценен по достоинству.
Для того чтобы фотография имела шансы называться хорошей, в ней, по меньшей мере, должны сочетаться несколько факторов. Интересная идея, гармоничная композиция и правильные настройки в совокупности уже дают основания для того, чтобы показать снимок другим людям. Это не означает, что всенародное признание приходит к тем, чьи работы соответствуют данным критериям. Так же, как и сложенные в рифму слова не делают любого человека поэтом, исполнение караоке — певцом, а мазки на холсте — великим художником.
Фотограф-любитель может получить признание разве что среди своих друзей и знакомых. Для этого, в принципе, достаточно делать качественные снимки в свободное время. Другое дело — тронуть струны души большого количества зрителей. И сделать это можно, только вкладывая в свои работы две совсем неизмеримые ценности: вкус и часть собственной души. Нужно посвящать фотографии весомую долю своего времени. Творчество подразумевает полную самоотдачу, а не нажатие на кнопку затвора между делом.
Этому не учат в университетах и на курсах, но можно попробовать развить в себе вкус и тонкость восприятия самостоятельно.
Смотреть на фотографии, сделанные лучшими мировыми фотографами, при посещении выставки и на экране компьютера — не одно и то же. Разница приблизительно такая, как при просмотре оригинала картины в музее и ее репродукции на фантике от конфеты
Для того чтобы развить в себе вкус, нужно поднять планку нормы собственного эстетического восприятия. В основном людей окружает безвкусица. Это уродливые вывески, отвратительный дизайн предметов, одежда со стразами, нарощенные ногти, календари с котятами и множество других аномально бездарных результатов человеческих действий. Все, что видит человек, складывается в общую картину его собственного мира.
Каждое явление добавляется в общую копилку визуального ряда с момента рождения и образует норму. Средний арифметический процент уродливых изображений, которые видит обычный человек, гораздо больше 50. Но каждый прекрасный момент понижает этот процент на некоторое количество долей. Так, впечатления от просмотра альбома с картинами великих художников накладываются на визуальный ряд, состоящий, например, из рекламы майонеза. Допустим, в среднем они обнуляют друг друга. Но если посмотреть два альбома с репродукциями и всего одну рекламу, процент прекрасного в сознании увеличится. Это, конечно, не наука, а скорее субъективный анализ окружающей действительности.
И чувство вкуса можно развить только повышением процента увиденного прекрасного. В отличие от безвкусицы, которую можно встретить на каждом шагу, красоту нужно поискать. И следует приложить усилия для того, чтобы ее найти и разбавить то, что и так с легкостью попадает в поле зрения.
Не просто так детей с ранних лет стараются приучать к искусству. Чем раньше ребенок начнет видеть результаты чьего-то творчества, тем легче ему будет поддерживать высокий процент прекрасного в дальнейшей жизни.
Фотограф должен чувствовать время, чувствовать публику, проживать свои сюжеты. Эта работа изматывает, потому что каждый кадр — это не только нажатие на кнопку, но и большая моральная нагрузка
Поиски прекрасного сложны только на первый взгляд. Здесь не нужно изобретать велосипед: все уже давно придумано. В случае с фотографией основной упор нужно сделать на визуальное восприятие. Способов — бесчисленное множество: наблюдать за природой, смотреть работы признанных мастеров фотографии, изучать картины известных художников, посещать достойные кинопоказы и театральные постановки и так далее.
Не стоит отказываться от других видов искусства, ведь на тонкое восприятие и душевное наполнение влияет не только визуальный контент. Чтение книг, разговоры с интеллектуально развитыми людьми и прослушивание классической музыки развивают творческий потенциал.
Уделяя достаточное количество времени саморазвитию и тщательно выбирая дела, которым стоит уделять время, можно развить в себе чувство вкуса. Этот процесс происходит не сразу, в течение нескольких лет или десятилетий. И применительно к фотографии рано или поздно настает момент, когда и чувство вкуса, и частичка души будут по умолчанию вкладываться в фотоработы, трогая зрителей до глубины души.
Путешествия расширяют границы фантазии. Визуальный ряд в каждом новом месте — это новая страница сознания. В новых странах внимание привлекает все необычное, выходящее за пределы собственного понимания нормы